Обучение чтению по методике Н.А. Зайцева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:49, реферат

Краткое описание

Целью работы является анализ обучения чтению по методике Н.А. Зайцева.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 дать общую характеристику методики обучения чтению Н.А. Зайцева;
 рассмотреть сущность новой технологии и ее отличие от прежних;
 выделить преимущества и недостатки методики Н.А. Зайцева.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика методики обучения чтению Н.А. Зайцева 4
2. Сущность новой технологии и ее отличие от прежних 9
3. Преимущества и недостатки методики Н.А. Зайцева 12
Заключение 17
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Обучение чтению по методике Н.А. Зайцева.docx

— 49.22 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

1. Общая характеристика  методики обучения чтению Н.А.  Зайцева 4

2. Сущность  новой технологии и ее отличие  от прежних 9

3. Преимущества и недостатки методики Н.А. Зайцева 12

Заключение 17

Список литературы 19

 

 

 

Введение

 

В последнее время у  многих взрослых складывается ощущение, что их окружают сплошные «гении в коротких штанишках». Если раньше нашей самой первой книжкой был букварь и получали мы ее в 7 лет, то сейчас семилетний «профессор» уже может читать, писать, проводить арифметические действия и знает таблицу умножения. Многочисленные методики раннего развития говорят: естественно знает. Раз к семи годам (как утверждают некоторые из них) он уже может знать школьный курс всех дисциплин. Вот и читают беременные мамаши своему еще не появившемуся чаду азбуку, а младенцу, еще не окрепшему после родов, показывают таблички со словами. Мы постараемся рассказать вам, как не заблудиться в море различных образовательных методик, выбрать полезное и отбросить ненужное (а нередко и вредное). Короче говоря, как сделать так, чтобы развитие у ребенка было не ранним и не поздним, а своевременным.

Одной из самых нашумевших в последнее время методик обучения является метод Зайцева. Когда он начал широко продвигаться в среде частных детских садиков, родители ахнули: дети действительно в 3-4 года начинали читать слова. Но когда эти дети подросли и поступили в школу, появились проблемы.

Целью работы является анализ обучения чтению по методике Н.А. Зайцева.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать общую характеристику методики обучения чтению Н.А. Зайцева;
  • рассмотреть сущность новой технологии и ее отличие от прежних;
  • выделить преимущества и недостатки методики Н.А. Зайцева.

Реферат состоит из введения, трех параграфов заключения и списка литературы.

 

1. Общая характеристика методики обучения чтению Н.А. Зайцева

 

Николай Александрович Зайцев – питерский учитель, специалист в английской филологии, автор методики раннего интенсивного обучения грамоте с помощью кубиков, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых в конце 80-х годов XX века подходах к обучению чтению, математике. Изначально его методика обучения чтению (равно как и большинство существующих методик раннего развития) разрабатывалась для первых классов спецшколы для детей с задержкой умственного развития. Затем она стала применяться для старших групп обычных детских садов, и к 1991 году уже предлагалась для детей 3-4-х лет. Затем пошел процесс «одомашивания» методики: ее стали адаптировать и для родителей, чтобы те могли сами заниматься дома с детьми.1

В основе системы Н.А. Зайцева  лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под  основанием челюсти и произнеся  что-нибудь вслух. Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Кубики раcпознаются:

1. По цвету: «золотой» – желтый; «железный» – серый; «деревянный» – светло-коричневый; белый. По сочетаниям цветов: «железно-золотой», «деревянно-золотой», «железно-деревянный». По одно-двубуквенным складам с буквами трех цветов: Голубого – Г – для Гласных, Синего – С – для Согласных, Зеленого – З для твердого и мягкого Знаков. В целом, по двенадцати цветовым признакам.

2. По объему: кубики большие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом), маленькие двойные – по четырем признакам.

3. По звучанию наполнителя, раздающегося при встряхивании кубиков: «золотые», «железные», «деревянные», «железно-деревянные», отсутствие звука – по пяти признакам.

4. По вибрации наполнителя, воспринимаемой пальцами руки, держащей кубик - по четырем признакам.

5. По весу – десять различий.

6. По сочетаниям признаков – 12 различий, делящих кубики на 12 следующих сортов2:

  1. «Большой золотой» А-О-У-Ы-Э с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется обрезками консервной жести так, чтобы из кубика при встряхивании исходили «золотые» звуки;
  2. «Маленький золотой» Я-Ё-Ю-И-Е с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется как и предыдущий, но с меньшим количеством наполнителя;
  3. «Большие железно-золотые» Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (два), В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ (два кубика), Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ, Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ, З-ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ, Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ (два), H-HА-HО-HУ-HЫ-HЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Однобуквенные склады располагаются на гранях серого «Железного» цвета, двубуквенные – на «Железно-золотых» гранях. Каждый кубик заполняется шестью крышечками от бутылок из-под лимонада, издающих при встряхивании «железные» звуки;
  4. «Большой двойной желазно-золотой» Ж-ЖЬ-ЖА-ЖЁ-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ, склеенный из двух кубиков таким образом, чтобы на больших плоскостях образовавшихся блоков размещаются по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ж и ЖЬ, ЖЁ и ЖО. Каждый из кубиков заполняется так же, как и кубики предыдущего сорта;
  5. «Маленькие железно-золотые» БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ (два), ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ, МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, HЬ-HЯ-HЁ-HЮ-HИ-HЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ. Склады с мягкими знаками размещаются на серых, «железных» гранях, остальные – на «железно-золотых». Каждый кубик заполняется четыремя «лимонадными» крышечками;
  6. «Маленький весь железный». Й-Й-Й-Й-Й-Й. Заполняется восемью крышечками, чтобы кубик отличался от прочих сортов не только внешне, но и внутрене, по звучанию и весу;
  7. «Большие деревянно-золотые» П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ (два кубика), Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ (два), Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ, Х-ХА-ХО-ХУ-ХЫ-ХЭ. Однобуквенные склады располагаются на «деревянных» гранях, остальные – на «деревянно-золотых». В кубик закладывается деревяшка диаметром 2,5 см и сантиметра полтора толщиной. «Что там внутри?» – спрашиваю трехлеток, встряхивающих кубик. «Деревяшки!» – отвечают хором. Можно положить и семь колобашечек сантиметра по два, приготовленных из очищенных от коры прутиков, диаметром около сантиметра;
  8. «Большие двойные деревянно-золотые» Ш-ШЬ-ША-ШЁ-ШО-ШУ-ШИ-ШЕ и Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ-ЦЕ, склеенных из двух кубиков (по деревяшке или семь колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному звучащие, но одинаково произносимые Ш-ШЬ, ШЁ-ШО, ЦИ-ЦЫ оказываются на больших гранях;
  9. «Маленькие деревянно-золотые» ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ, КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ (два кубика), СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, ХЬ-ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ. В каждый кубик вкладывается деревяшка диаметром примерно 2 см и чуть больше сантиметра толщиной или 5 колобашечек. Склады с мягкими знаками – на «деревянных» гранях, остальные – на «деревянно-золотых»;
  10. «Маленькие двойные деревянно-золотые» Ч-ЧЬ-ЧА-ЧЁ-ЧО-ЧУ-ЧИ-ЧЕ и Щ-ЩЬ-ЩА-ЩЁ-ЩО-ЩУ-ЩИ-ЩЕ, склеенных из двух кубиков (по деревяшке или пять колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному звучащие, но одинаково произносимые Ч-ЧЬ, ЧЁ-ЧО, Щ-ЩЬ, ЩЁ-ЩО оказываются в одной плоскости;
  11. «Большой деревянно-железный» БЪ-ВЪ-ДЪ-ЗЪ-ТЪ-СЪ с двумя железками и деревяшкой (4 колобашечками) внутри. Есть еще четыре склада с твердыми знаками: ЖЪ – межъевропейский; HЪ – конъюктивит, конъюнктура; РЪ – контръярус; ХЪ – сверхъестественный. Понятно, что при обучении чтению последними четыремя складами можно пренебречь;
  12. «Маленький беленький» со знаками препинания: точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками, черточкой и знаком ударения. Плотно набейте кубик нарезанной бумагой. Считайте, что кубики собраны правильно, если удается поделить их на 12 сортов с завязанными глазами.

Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и  читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при  начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые  утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более  игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам (методику обучения чтению малышей первого  года жизни переложила Лена Данилова).3

Таким образом, алфавиту здесь  отводится весьма незначительная роль, равно как и звукобуквенному  анализу (какой букве какие звуки  могут соответствовать). Это продиктовано, в основном, тем, что детям до 5-6 лет бывает трудно разобраться в  филологических дебрях. Поэтому Николай  Александрович сразу выдает ребенку  все возможные склады, дескать, сам  научится составлять из них слова, а  потом и читать сможет. Кстати, принцип  «все и сразу» действует и при зайцевском обучении счету – ребенку выдаются все числа от единицы до ста, а затем до тысячи и далее. Там, где работают по «Кубикам», уже не удивляются читающим трёхлеткам и даже двухлеткам. Ребята поют, прыгают, бегают, хлопают в ладошки, если есть возможность – висят на канатах, ползают по шведской стенке и как-то между прочим выучиваются читать. Не испортишь осанки – сидеть подолгу не надо; не испортишь зрения – буквы размещаются на кубиках с ребром 5 или 6 см, нет резких сочетаний цветов – чёрного и красного на белом фоне, что особенно важно при работе со слабовидящими. Как можно об этом не думать, когда у 63% учеников начальной школы наблюдаются нарушения осанки, половина выпускников нуждается в очках, более половины не подходят по состоянию здоровья к армейской службе? Логопеды сообщают, что благодаря «Кубикам» значительно быстрее выправляются недостатки речи, выучиваются читать и реабилитируются к пяти-шести годам. В Ижевске и других местах успешно обучают детей с диагнозом ДЦП. Помогают «Кубики» тугослышащим и глухим. В Краснодаре, Екатеринбурге. Многие заметили, что дети, обучающиеся по кубикам, начинают больше рисовать. Не из одного уже места сообщили, что с помощью «Кубиков» выводят в речь молчащих (аутичных?) детей.

 

2. Сущность новой  технологии и ее отличие от  прежних

 

В наборе «Кубиков Зайцева» 52 картонки, по навальцованным линиям легко собирающихся в кубики, три листа таблиц и методическое руководство. Пары кубиков с буквами Ж, Ш, Ц, Ч, Щ склеиваются между собой, образуя пять блоков. Кубиков Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ, П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ в наборе по два, чтобы иметь возможность складывать такие слова как БАБУШКА, МАМА, ПАПА, ВОВА, КОШКА, ДЯДЯ, ТЁТЯ, содержащие склады, расположенные на двух одинаковых кубиках.

Таким образом, общее количество блоков, подлежащих узнаванию и из которых можно сложить любое  слово, равно сорока.

Кубики и таблицы предъявляются  двухлеткам, трёхлеткам более старшим  детям и взрослым иностранцам  сразу все, сразу всеми кубиками и начинаем оперировать, складывая  слова, прописывая их указкой по таблице, с первых занятий. Оттого, что вводятся сразу все буквы, никто еще  из наших учащихся с ума не сходил и заикаться не начинал.

Немного повторюсь:

Кубики распознаются:

  1. По цвету: «золотой» – желтый, «железный» – серый, «деревянный» – светло-коричневый, белый. По сочетаниям цветов: «железно-золотой», «деревянно-золотой», «железно-деревянный». По одно-дву-буквенным складам с буквами трёх цветов: Голубого – Г – для Гласных, Синего – С – для Согласных, Зеленого – 3 – для твёрдого и мягкого Знаков. В целом, но двенадцати цветовым признакам.
  2. По объёму: кубики большие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом), маленькие двойные по четырём признакам.
  3. По звучанию наполнителя, раздающемуся при встряхивании кубиков: «золотые», «железные», «деревянные», «железно-деревянные», отсутствие звука – по пяти признакам.
  4. По вибрации наполнителя, воспринимаемой пальцами руки, держащей кубик – но четырем признакам.
  5. По весу – десять различий.
  6. По сочетаниям признаков – 12 различий, делящих кубики на 12 следующих сортов:

В первую очередь нужно собрать, заполнить и склеить пять двойных кубиков. Заполнить остальные кубики железками, деревяшками, обрезками жести, бумагой, как сказано выше. Лучше, если делать это вместе с ребятами, чтобы у них не возникало желания кубики разбирать. Заклеить кубики, нанося клей типа «Момент» или ПВА кончиком ножа. Оставить часть наполнителя для показа ребятам, не участвовавшим в сборке, предотвращая тем самым их попытки познакомиться с содержимым.

Считать, что кубики собраны правильно, если удается поделить их на 12 сортов с завязанными глазами.

Четырёх-пятилетки с удовольствием  играют в «дурачка», «тысячу», «пьяницу» и прочие игры хоть на 36, хоть на 52 картах. Карты предъявляются им все сразу и выучиваются ребятами вмиг.

А 33 буквы традиционными  способами ни в садике, ни за несколько  месяцев в школе, бывает, не осваиваются.

Дело в том, что карты  – гениальная дизайнерская и методическая разработка. Буквы маленькие, все чёрненькие, не похожи, конечно, друг на друга, но не так-то легко различия между ними улавливать и помнить. А карты мигом запоминаются. В них больше ярких, мгновенно откладывающихся в памяти признаков-сигналов, делящих их на группы и разряды: 1) 6. 7, 8, 9, 10, валет, дама, король, туз – 9 признаков; 2) пики, крести, черви, бубны 4 признака; 3) картинки – не картинки; 4) дяди-тёти; 5) молодые – не молодые (дяди); 6) чёрные – красные; 7) в правом углу количество фигур на карте обозначено цифрой и мелким изображением масти; 8) валет, дама, король туз – метятся буквами В, Д, К, Т и также изображениями масти. Итого 30 признаков.4

По 46 признакам различаются  кубики. Предъявляйте ребенку их, как  и карты, все сразу, а не по одному-два-три  кубика за занятие, как советуют настырно распространяемые методички петербургского кооператива «Гармония», извращающие и во многом другом суть наших методик (авторы Алексеева, Труханова). Не имеют отношения к нашим методикам и «Складушки» Воскобовича, отдающие откровенным плагиатом да еще и начиненные нелепыми стишками.

Кроме системы, изложенной на кубиках, Зайцев предлагает использовать таблицы с правилами чтения, орфографии и пунктуации – однако общего с таблицами, которые показывают в школах, здесь нет. Просто это совсем другая система. Кстати, наличие таблиц и кубиков нередко называют здоровьесберегающим фактором такого обучения – ребенок не сидит долго на одном месте, а время от времени бросает взгляд на таблицу, и так или иначе, ее содержимое откладывается у него в голове. Отсюда нет ранних высоких нагрузок на спину и глаза. К тому же принцип игры, заложенный в зайцевскую модель обучения, не позволит ребенку заскучать на занятии (по Зайцеву оно должно идти в игровой форме и не дольше 25 минут). Этому могут помочь и такие приемы, как, например, пропевание складов на мотив детских песенок.

Пособия Зайцева – это не только обучение чтению и счету, но и другим жизненным реалиям, например, «Дорожные знаки», «Любимые картины», «Читай и пой», «Пишу красиво» и другие. Как правило, все они предназначены для дошкольников, причем, 4-5-летнего возраста. Согласно его методике, целенаправленно обучать ребенка чтению по «Кубикам» нужно не ранее трех лет, а до этого кубики могут быть обыкновенной игрушкой.

 

3. Преимущества и недостатки методики Н.А. Зайцева

 

Методика Зайцева  «Обучение чтению» появилась в ещё 1989 году. Обучение чтению по Зайцеву действительно даёт положительные результаты и в последнее время пользуется большим спросом среди работников дошкольных учреждений. Главная причина – это эффективность методики. Как правило, за год дети трёх, а то и двух лет обучаются чтению и счёту в пределах сотни. Методика Зайцева «Обучение чтению» – уникальна, и если учиться по ней в системе, то курс начальной школы можно пройти за два года. Ведь техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление, ребёнок начинает логически рассуждать.5

Чтение по методике Зайцева, звучащие кубики – это, можно сказать, музыкальный инструмент. С помощью  таких кубиков ребёнок может  самостоятельно развивать своё словотворчество. Несомненным преимуществом методики обучения чтению является то, что она  является как самостоятельной методикой, так и может гармонично сочетаться с методическими приёмами, многообразными и наработанными. Методика Н.А. Зайцева  разработана одним из виднейших  в России специалистов по русскому языку. Чтение по кубикам Зайцева  широко используется в странах СНГ, что, несомненно, заслуживает глубокого  уважения. Автор, при составлении  методики, проявил корректность и  высокое мастерство при обращении  с русским словом. Главное в  методике – это чистое звенящее слово русское. Ведь именно с помощью  такого слова Н.А. Зайцев искусно  озвучивает и облагораживает душу ребёнка.

Информация о работе Обучение чтению по методике Н.А. Зайцева