Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:08, контрольная работа
Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть - "наука о душе".
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ
им. М.АУЕЗОВА
Кафедра ______________________________
СРМ
Тема ______________________________
Выполнила: _______________
Группа: __________________
Шымкент, 2012
1. Психология как наука. Задачи и место психологии в системе наук
Психология - и
очень старая и совсем молодая
наука. Имея тысячелетнее прошлое, она
тем не менее вся еще в будущем.
Ее существование как
Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.
Само название предмета в переводе с древнегреческого означает "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть - "наука о душе".
Согласно очень
распространенному
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.
2. Память
как психлогическая основа
Известно что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след , который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и послудующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий их нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходимо человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт.
Память – это кладовая
ума, хранилище приобретенных
Некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности . Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения. Важным свойствам памяти является ее готовность, т.е. способность быстро и к месту припомнить нужную информацию.
Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти. Так, А.С.Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение после двукратного его прочтения. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Композитор Балакирев мог играть на память целые симфонические произведения.
3. Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе
В педагогической психологии,
педагогике, общей дидактике обязательно
различаются две
Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего,— педагог. Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, деятельность преподавания — педагогическая. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносятся программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель — развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание. Согласно Л.С. Выготскому, психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения.
Исходными для ответа на поставленные вопросы являются следующие положения, сформулированные В.В. Давыдовым:
— учебно-воспитательный процесс... осуществляется на основе усвоения... содержания системы учебных предметов;
— каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения;
— стержнем
учебного предмета служит его программа,
т.е. систематическое и
— программа, фиксирующая содержание учебного предмета, определяет... методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения..., проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предлагаемого материала;
— содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности.
4. Педагог как субъект педагогической деятельности
Одним из важнейших требований,
которые предъявляет
Позиция педагога - это система тех интеллектуальных,
волевых и эмоционально-оценочных отношений
к миру, педагогической действительности
и педагогической деятельности в частности,
которые являются источником его активности.
Она определяется, с одной стороны, теми
требованиями, ожиданиями и возможностями,
которые предъявляет и предоставляет
ему общество, а с другой стороны, действуют
внутренние, личные источники активности
- влечения, переживания, мотивы и цели
педагога, его ценностные ориентации,
мировоззрение, идеалы.
В позиции педагога проявляется его личность,
характер социальной ориентации, тип гражданского
поведения и деятельности.
Социальная позиция педагога вырастает
из той системы взглядов, убеждений и ценностных
ориентаций, которые были сформированы
еще в общеобразовательной школе. В процессе
профессиональной подготовки на их базе
формируется мотивационно-ценностное
отношение к педагогической профессии,
целям и средствам педагогической деятельности.
Мотивационно-ценностное отношение к
педагогической деятельности в самом
широком ее понимании в конечном итоге
выражается в направленности, составляющей
ядро личности учителя.
Социальная позиция педагога во многом
определяет и его профессиональную позицию.
Однако здесь нет какой бы то ни было прямой
зависимости, поскольку воспитание всегда
строится на основе личностного взаимодействия.
Именно поэтому педагог, четко осознавая,
что он делает, далеко не всегда может
дать развернутый ответ, почему он поступает
так, а не иначе, нередко вопреки здравому
смыслу и логике. Никакой анализ не поможет
выявить, какие источники активности возобладали
при выборе педагогом той или иной позиции
в сложившейся ситуации, если он сам объясняет
свое решение интуицией. На выбор профессиональной
позиции педагога оказывают влияние многие
факторы. Однако решающими среди них являются
его профессиональные установки, индивидуально-типологические
особенности личности, темперамент и характер.
Таблица 1 - Характеристика типичных ролевых педагогических позиций по Л. Б. Ительсону
Педагог может выступать в качестве |
Особенность |
Информатора |
если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным) |
Друга |
если он стремится проникнуть в душу ребенка |
Диктатора |
если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников |
Советчика |
если использует осторожное уговаривание |
Просителя |
если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести |
Вдохновителя |
если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами |
Каждая из этих позиций
может давать положительный и отрицательный эффект
в зависимости от личности воспитателя.
Однако всегда дают отрицательные результаты
несправедливость и произвол; подыгрывание
ребенку, превращение его в маленького
кумира и диктатора; подкуп, неуважение
к личности ребенка, подавление его инициативы
и т.п.
Педагог как часть целостного педагогического процесса выполняет следующие функции:
и физическая готовность педагога. В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, включающую в себя: 1) интерес к профессии
педагога (является основой 2) педагогическое призвание (склонность к профессии педагога, выражающаяся в осознании способности к педагогическому делу, иногда может проявиться только при включении в практическую педагогическую деятельность), 3) профессиональные
5. Общая характеристика педагогического взаимодействия |
Общение, процесс коммуникации,
- широкое и ёмкое понятие. Это осознанное
и неосознанное, вербальная и невербальная
связь, передача и приём информации, что
наблюдается повсюду и всегда. Общение
многолико: оно имеет много форм, видов.
Педагогическое общение есть частный
вид общения людей. Ему присущи как общие
черты этой формы взаимодействия так и
специфические для образовательного процесса. |
Информация о работе Общая характеристика педагогического взаимодействия