Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 16:26, курсовая работа
Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях
• появления знакового обозначения этих значений — слова;
• социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации и основного средства этой коммуникации — речи.
Трудовая деятельность связана с предвидением развития событий, с сознательной постановкой цели, с развитием таких специфических человеческих психических свойств, как целеполагание и целедостижение. Трудовая цель, подчиняющая себе процесс труда, стала и механизмом единения людей, стимулятором их социальной коммуникации.
Древний человек приспосабливался не только к внешней среде, но и к процессу труда. Это «трудоприспособление» и стимулировало развитие его психики, а также естественного ее субстрата — мозга. Интенсивно развивались сенсорная и моторная зоны коры головного мозга, ассоциативные связи между ними. С развитием интеллектуальных высших процессов развивалась фронтальная область мозга. Многообразие речевых стимулов, возникающих в трудовом процессе, содействовало дальнейшей эволюции мозга, совершенствованию психических функций.
Через речь (сначала устную, а затем и письменную) индивидуальное сознание стало обогащаться достижениями общечеловеческого опыта Возникает феномен социальной идентификации индивида он начинает уподоблять себя социуму. Человек начинает воспринимать мир сквозь призму социальной значимости отдельных явлений
Первоначальная детерминация поведения, присущая еще палеоантропам, у неоантропа заменяется второсигнальной Зарождается словесно внушенная, суггестивная форма поведения человека У него формируется способность осуществлять нравственный, то есть социально значимый самоконтроль Личности уже под силу самооценка и самоанализ ее поведение становится все более сознательным, то есть регулируемым системой общечеловеческих знаний (сознанием) Внешние социальные требования интернализируются (присваиваются) — у человека формируется способность к внутренней саморегуляции.
Уже на начальных этапах человеческой истории система запретов и предписаний взяла под защиту всех членов первобытной общины Страшной карой для человека становилось его выдворение из общины Люди приучались строго выполнять свои социально-ролевые обязанности. Формировались такие фундаментальные нравственные качества, как социальная ответственность, совесть — внутренний социальный самоконтроль, способность к самопринуждению
Так на нашей планете появились особые существа с социально обусловленной сущностью При том, что человек остался частью природы — биологическим организмом, в своих сущностных проявлениях он выступает как субъект общественно-трудового процесса — целенаправленного преобразования природных объектов для удовлетворения своих насущных потребностей.
Психическое развитие человека — его интеллекта, категориального мышления, воли, всей системы рационального, сознательного поведения — связано с культурно-историческим развитием общества. На социальной основе возник и сам феномен идеального психического образа.
Психический образ включен во вторую сигнальную систему, то есть в социально сформированную сферу, в сферу социальной культуры Образ этот идеален, поскольку он скреплен определенной социально сформированной идеей. Отражая мир, человек постоянно опирается на социальный опыт, на социально сформированные знания, понятия и представления.
В процессе антропогенеза сформировался социальный фактор детерминации человеческой психики: поведение человека стало регулироваться не естественными импульсами его организма, а социально обусловленными требованиями.
Первоначально человек сознавал, принимал только ту конкретную социальную общность, в которую был включен, — племя, род, общину. В его сознании гипертрофировалось и даже мистифицировалось понятие «мы». Весь мир подразделялся на «мы» и «они», «наше» и «не наше» («чужое»).
Все хорошее, благоприятное интерпретировалось как «наше», а все плохое, неприятное — как «чужое». Все «наше» стало предметом психического подражания, источником внушения (суггестии). Все «чужое» — предметом ненависти, проклятия и агрессии.
Отдельные проявления человеческой психики стали резко усиливаться и тормозиться под влиянием конкретной социальной общности. Поведение индивидов стало опосредоваться этнической культурой, племенными традициями и обычаями, запретами (табу) и установлениями мифологизированных предков (тотемов).
Суперраздражителем для человека становится сакральное, наиболее значимое для него слово. Нет ни одного поведенческого инстинкта, который нельзя было бы затормозить посредством слова. Слово, речь, язык становятся знаковой системой социально обобщенного отражения действительности. Отражаемые явления действительности человек оценивает, классифицирует, соотносит с тем, что ему уже известно, с принятыми в его социальной среде ценностями.
Давая словесную оценку событиям, люди оказывают внушающее воздействие друг на друга. Психический феномен внушения и самовнушения, наряду с примером, разъяснением и убеждением, становится мощным средством социального взаимодействия. Поведение индивида подвергается социальной стереотипизации.
По мере развития цивилизации, производственных технологий, овладения человеком информацией снималось разделение социальных общностей на «мы» и «не мы», совершенствовалась психическая саморегуляция человека, расширялись возможности его психики, гуманизировалось его поведение.
В XVIII веке сформировались общепланетарные принципы гражданского правового общества, общечеловеческие либеральные ценности становятся эталоном прогресса.
Итак, в отличие от психики животных психика человека, его сознание имеют следующие существенные особенности.
1. Наряду с наследственно и
эмпирически приобретенными
2. Сознание человека отражает существенные стороны, закономерные взаимосвязи действительности. Сознание — это отношение человека к миру со знанием его объективных закономерностей. Оно дает возможность решать жизненные проблемы не с помощью метода проб и ошибок, а на основе установления устойчивых, закономерных связей и отношений между различными сторонами окружающей среды (жарким летом человек заготавливает топливо, зная, что неминуемо наступит зима).
3. Сознание характеризуется
4. Индивидуальное сознание
а) наука — система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентации;
б) соционормативная сфера общественного сознания — система нравственных, идеологических, политических, правовых ценностей — система социальных норм данного общества;
в) искусство — духовно-практическое освоение действительности образными средствами, образное моделирование типичных сторон действительности;
г) религия, вера — культ сверхъестественной силы, воплощающей в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божественную силу обеспечивает концептуальную определенность миропонимания. Вера — сверхсознательная связь с идеальным объектом, не ограниченная эмпирическими и логическими основаниями.
5. Сознание связано с
Психическая деятельность человека,
его психика функционируют одновременно
в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном,
подсознательном и сознательном. Соотношение сознательного
и бессознательно-
Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода).
Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.
Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития.
Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.
Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы ' и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем.
Автоматизмы подсознательного уровня — это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные
последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы).
Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.
В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др ) Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания. Они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.
Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности Подсознание — это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня.
Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Гельмгольц Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно таким характеристикам: «добрый», «злой», «хитрый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, чем, какими чувственными данными они руководствовались.
Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Менделеевым во сне и т. п.).
Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыга Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.
Внесознательная сфера психики человека — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.
В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические #
фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это тоже сфера подсознания
Информация о работе Общее понятие о психике. Формирование психики человека