Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:49, контрольная работа
Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие. Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны -объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….. 3
1.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ……………………………………… 6
2.ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ…………………………… 8
3.СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ……………………………………………………….. 9
- Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)…………….. 11
- Тест: "Подвержены ли вы стрессу?"…………………………………………………….. 12
- Оценка ответов…………………………………………………………………………… 13
4.ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА ……………………………………………………...18
5.ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ……………………………... .21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………. 24
Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора - источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).
Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).
ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ
- ЧУВСТВА
Чувства - эмоциональная
форма отражения социально
Они вызываются соответствием или отклонением
тех или иных обстоятельств от параметров
жизнедеятельности данного человека как
личности.
Если низшие, ситуативные
эмоции связаны с удовлетворением
биологических потребностей, то высшие
эмоции - чувства связаны с личностными,
социально значимыми
Чувства - базовые эмоционально-
Чувства человека иерархически организованы - у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.
Праксические чувства (от греч. praxis - опыт, практика) - чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.
Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их реализация - нравственностью.
Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции - "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания. Регуляционная роль нравственных чувств первична - они могут подстраивать под себя и доводы разума.
Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности - моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств". Нравственный человек - не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка. Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые социальные отклонения. Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом. Не угрозы и запрета формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.
Чувство долга - это осознание и принятие человеком социальных обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.
Совесть - способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.
Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Чувства долга, социальной ответственности,
совести и чести составляют основу
социально адаптированного
Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуациях, - это утверждение индивидом своей человеческой сущности.
Эстетические чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий) - восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.
Способность воспринимать и
оценивать красоту, изящество предметов
и явлений, художественное достоинство
произведений искусства -один из основных
показателей психической
Сущностная особенность
человека состоит, в частности, и
в его способности созидать и
воспринимать мир в соответствии
с эталоном прекрасного. Прекрасное
как эстетическая ценность отличается
от нравственных и теоретических
ценностей (от добра и истины) тем,
что оно связано с
Прекрасно, по определению Н.Г. Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей - правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цвето-световых и пластических отношениях, наслаждаться этой гармонией.
Эстетические чувства
формируются в значительной мере
средствами искусства. Искусство - образное
отражение сущностных сторон действительности
- рассчитано на способность человека
понимать символическое отображение
идеализированной действительности. Опираясь
на воображение, искусство расширяет
рамки непосредственного опыта,
становится средством формирования
идеальных устремлений
Художественный образ является стимулом,
вызывающим функционирование тех чувств,
на которые способен данный индивид. Эстетическая
реакция содержит элемент встречного
жизнеутверждения, возвышения над изображаемой
ситуацией, духовный отклик на нее. Искусство
обогащает духовную жизнь человека, возвышает
его над обыденностью жизни и в высших
своих проявлениях осуществляет катарсис
(от греч. katharsis - очищение) - духовное перерождение
через эмоциональное потрясение. Подлинное
произведение искусства несет в себе нравственный
потенциал, формирует соответствующие
поведенческие установки.
Эстетические чувства
проявляются не только в переживании
прекрасного и безобразного, но и
в переживании комического и
трагического. Смешное, комическое возникает
обычно в ситуации каких-либо неожиданных
несоответствий. В юморе серьезное
выступает под маской смешного, в
иронии - смешное под маской серьезного;
возможно и возвышенное комическое
(образ Дон- Кихота). Восприятие комического
сопровождается экспрессивной эмоцией
- смехом, непроизвольной реакцией психической
разрядки. Но смеяться можно не над всем.
Нельзя смеяться над людскими страданиями
и разрушением социальных ценностей. Здесь
вступает в свои права эстетическое чувство
трагического. Чувство трагического -
возвышенно- патетическое чувство, чувство
утраты бесконечно дорогого и сверхценного.
Это чувство связано также с самоперестройкой
личности, утверждением жизненной стойкости
личности, ее несгибаемости под ударами
судьбы.
Интеллектуальные чувства. Радость познания - одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.
Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами - любопытством и любознательностью.
Любопытство - направленность
сознания на снятие неопределенности
с той или иной проблемной ситуации.
Так, уличное происшествие привлекает
толпу, необычные посетители обращают
на себя внимание присутствующих - во всех
этих случаях действует
Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека - неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания, все более глубокого и широкого освоения действительности.
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
Возникновение и угасание
эмоций и чувств подчинены всем закономерностям
формирования и функционирования условного
рефлекса. Чувства, выработанные к одному
объекту, переносятся в определенной степени
на весь класс однородных объектов. Таким
образом, одной из закономерностей чувств
является их обобщенность и возможность
переноса. Другая закономерность - притупляемость
чувств под влиянием длительно действующих
раздражителей. Любимая песня надоедает,
если ее постоянно и повсюду слышишь; шутка,
повторяемая слишком часто, не вызывает
смеха.
Воздействие, вызывающее новые чувства,
обычно предпочитается привычным надоевшим
воздействиям. Притуплению подвержены
как положительные, так и отрицательные
чувства.
Человек в известной мере привыкает ко
всему, в том числе и к отрицательным воздействиям
(к плохому запаху, неприглядным картинам,
неуютной обстановке и т. п.). Притупление
отрицательных чувств опасно, поскольку
они сигнализируют о неблагоприятной
обстановке, побуждая к ее изменению.
Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Это контраст чувств. Одна из закономерностей чувств - их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным событиям. Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.
Одна из закономерностей эмоций - их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты (всем знакомо явление "возмещения зла на слабом"). В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца - алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь). Конфликт между противоположными чувствами изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным" предлогом, искажением отдельных представлений.
Эмоции и чувства имеют
внешнее выражение - экспрессию. Внешне
эмоции и чувства выражаются движениями
мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика,
жесты, поза, осанка), изменениями тона
голоса, темпа речи. Вглядитесь в
картины Репина, Федотова, Сурикова
и других мастеров живописи. Их талант
очень верно запечатлел внешнее
выражение сложных человеческих
чувств - мук и страдания, горести
и печали, юмора и веселья. Печаль
или уныние сопровождаются расслаблением
скелетных мышц
(согнутая спина, опущенные руки, склоненная
на грудь голова), замедлением и неуверенностью
движений. В мимике эти чувства выражаются
сведением бровей, опусканием уголков
рта, появлением характерных складок на
лбу, от носа к уголкам рта.
Иное выражение эмоций
радости: мышечный тонус повышен, осанка
прямая, плечи развернуты, движения
энергичны и точны, брови в
спокойном состоянии. Большая группа
мимических мышц лица создает типичные
эмоциональные выражения. При этом активность
левого полушария отражается на правой
части лица, а активность правого полушария
- на его левой части. Левая и правая части
лица по-разному выражают реакции на эмоциональные
факторы. Работа правого полушария выражается
в эмоциональной непосредственности левой
половины лица. Здесь можно увидеть "истинное"
чувство. На правой же половине лица эмоции
выражаются более проконтролированным
левым
("рациональным") полушарием. Некоторые
эмоциональные движения являются остатком
(рудиментом) тех действий, которые у наших
далеких предков имели биологическое
значение - использовались для нападения
или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков
при гневе, пригибание головы при страхе,
вздрагивание при испуге.
Однако многие внешние
выражения эмоций нельзя считать
рудиментом. Они
- механизм общения. Тональность голоса,
мимика, жесты помогают людям понять друг
друга, создают внеречевую (паралингвистическую)
коммуникацию.
Мимика человека воспитывается социальной средой и служит средством адаптации к ней. Человек путем непроизвольного подражания усваивает от окружающих людей типовые схемы, образы выражения печали, страха, надежды, гнева, ненависти и любви, принятые в данном социуме.