Общие методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 16:20, реферат

Краткое описание

Ученые насчитывают более пятисот различных методов, которые могут быть использованы при воспитании детей, поэтому понадобились способы упорядочивания их в определенную систему, которая указывает где, в какой области и с какой целью эти методы могут быть использованы педагогом. В процессе передачи знаний дошкольникам используется самая распространенная классификация методов воспитания.

Содержание

Введение
1. Определение методов и приемов воспитания.
2. Взаимосвязь между собой методов и приемов воспитания.
3. Классификация методов воспитания.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Тема.docx

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Тема №5. Общие  методы воспитания

План:

Введение

1. Определение методов  и приемов воспитания.

2. Взаимосвязь между собой  методов и приемов воспитания.

3. Классификация методов  воспитания.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наука – это  система  закономерностей, действующих  в  определенной области. Предмет  науки- это то, что она изучает. Предмет педагогики – воспитание.Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Знания фиксируются  в  понятиях, определениях, общих  абстрагированных положениях, закономерностях  и законах. Поэтому педагогика наука  о законах  и закономерностях  воспитания. Ее функция – познавать  причины  и следствия различным образом  организованного воспитания, развития, образования и обучения людей  и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Теория вооружает  педагогов- практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как  прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих  в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться  общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться.

 

 

 

 

Определение методов  и приемов воспитания.

Понятие о методах  воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых  и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального  управления, поскольку обращены к  гармоничному развитию личности. Как  правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый  результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог  должен профессионально владеть  методами воспитания.

Под методами воспитания следует  понимать способы профессионального  взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые  обеспечивают взаимодействие воспитателя  и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а  под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает  руководителем и организатором  педагогически целесообразной жизни  и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается  на составляющие его  элементы (части, детали), которые называются методическими  приемами. По отношению  к методу приемы носят частный, подчиненный  характер. Они не имеют самостоятельной  педагогической задачи, а подчиняются  той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот  же метод у разных учителей может  включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны  между собой, могут совершать  взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод  выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Приемы воспитания(иногда – воспитательные приемы) в отечественной педагогике рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются целью их применения.

В физическом воспитании широко используется переключение ребенка  с одного вида деятельности на другой, от физической нагрузки к умственной. При этом педагог должен следить за расходованием физических и психических сил ребенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от этого применять в обучении общедидактические наглядные, вербальные (словесные) и практические методы.

 В развитии личности  ребенка важную роль играет  усвоение им накопленного человечеством  опыта: знаний, способов деятельности  и т.д. Усвоению ребенком двигательного  опыта и качественному его  развитию способствуют следующие  методы обучения: информационно-рецептивный,  репродуктивный, проблемного обучения, формирования (развития) творчества.

Информационно-рецептивный  метод характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью  педагога и ребенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения; воспитателю  четко, конкретно, образно донести  знания, а ребенку — осознанно  их запомнить и усвоить.

 Полноценное усвоение  двигательных действий обеспечивает  репродуктивный метод (т.е. воспроизведение  способов деятельности). Воспитатель,  реализуя этот метод, продумывает  систему физических упражнений  на воспроизведение известных  ребенку движений, которые сформировались  в процессе применения им информационно-рецептивного  метода. Упражняясь в двигательных  действиях, ребенок уточняет и  воспроизводит их по данному  образцу. Упражнения в движении, для повышения интереса к ним,  целесообразно варьировать.

 Репродуктивный метод  повышает усвоение знаний и  навыков, позволяет использовать  и варьировать их в разнообразных  ситуациях.

Метод проблемного обучения рассматривается как элемент, составная  часть целостной системы обучения. Обучение, в котором отсутствует  в качестве составной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным. Система обучения, построенная только на восприятии ребенком готовых знаний, не может научить его мыслить, развить до необходимого уровня его  способности к творческой деятельности.

это индивидуальное, педагогически  оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для  решения педагогических задач;

это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса.

В старшем дошкольном возрасте ребенок придумывает варианты подвижных  игр, учится их организовывать, сочиняет свои новые игры. Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий. Педагог предлагает ребенку  придумать определенные физические упражнения. Он выполняет их один, с  группой, в колонне, шеренге, с предметами и без них. При этом, придумывая игровые сюжеты, ребенок приобретает  умение реализовать свой замысел.

 В теории физического  воспитания используются также  специфические методы: метод строго  регламентированного упражнения, игровой,  соревновательный, круговой тренировки. Рассмотрим особенности каждого  из этих методов.

Средства  воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

Никто из нас не воспитывает  детей «наобум» - у каждого есть своя определенная модель, схема, план. У некоторых воспитание строится по принципу «как меня, так и я», некоторые, наоборот, стараются не повторить  ошибок своих родителей. Каковы же основные методы и приемы воспитания – их классификация и подробное описание изложены ниже.

Убеждение

Убеждение считается главным методом в воспитании. В его основе лежит слово, которое воздействует одновременно на ум и эмоции ребенка. Чрезвычайно важно, чтобы родители умели разговаривать с сыном или дочерью.

В педагогической практике существует ряд приемов убеждения. Это совет, просьба, замечание, поучение, запрет, внушение, инструкция, реплика, аргументация и т.д. Чаще всего убеждение осуществляется в процессе бесед родителей с детьми, во время которых взрослые отвечают на многочисленные вопросы малышей. Если родители не могут ответить на какой-то вопрос, стоит признаться в этом и предложить ребенку поискать ответ вместе.

Требование

В практике семейного воспитания используются две группы требований. Первая – прямое требование, обращенное непосредственно к ребенку ("Делай  только так"). В данную группу входят поручение ("Будешь поливать цветы"), предупреждение ("Ты слишком много времени проводишь за компьютером"), распоряжение ("Положи на место свои игрушки"), приказ ("Просто выполни эту работу"), указание (" Ты грубо разговаривал с бабушкой "), запрет (" Я запрещаю тебе смотреть телевизор ") и др.. Ко второй группе относятся опосредованные, косвенные требования, если цель воздействия на ребенка завуалирована, а в качестве стимула могут использоваться переживания и чувства ребенка. Наглядный пример ("Посмотри, как сделала мама"), пожелание ("Хотелось бы, чтобы ты был более внимателен к нам"), совет ("Советую тебе почитать эту книгу"), просьба ("Помоги мне, пожалуйста, навести порядок в квартире ") и др.

Просьба. Одним из самых распространенных приемов родительского требования является просьба. Эта форма особой приверженности к малому, уважения к нему. Правда, нередко просьба выражает строгое требование: "Я прошу тебя никогда этого не делать". Просьба, как правило, сопровождается словами "пожалуйста", "будь любезен" и заканчивается признательностью. Если просьба в качестве обращения в семье используется постоянно, у ребенка формируется чувство собственного достоинства, воспитываются уважительное отношение к человеку.

Упражнение

Воспитательное воздействие  упражнений основано на повторении действий или поступков. Младшие школьники  не всегда могут сознательно подчинять  свое поведение даже тем требованиям, которые им хорошо знакомы. Только постоянные упражнения в сочетании с требованием, контролем со стороны родителей  могут привести к формированию у  детей положительных привычек.

Привычки имеют большое  значение в жизни личности. Если у человека сформировались положительные  привычки, его поведение также  будут положительными. И наоборот: плохие привычки обусловливают негативное поведение. Хорошая привычка формируется постепенно, в процессе многочисленнх упражнений.

Упражнение играет большую  роль в работе с детьми. Если учебное  задание сопровождается выполнением  ряда необходимых упражнений, ученик принимает их как обязательные. Но если в воспитании используются так называемые голые упражнения, они неэффективны (школьника трудно силой заставить сидеть тихо, внимательно слушать и т. д.). Воспитательным упражнениям необходимо придать привлекательную форму, заинтересовать ребенка в правильном их выполнении.

Воспитание упражнением – длительный процесс, который требует не только умения, но и терпения. Эффективность использования упражнений зависит от того, насколько удачно оно сочетается со словесным воздействием. Слово побуждает действие, закрепляет положительные поступки, помогает ребенку осознать свое поведение.

 Положительный пример

Воздействие примера в  воспитании базируется на способности  детей к подражанию. Дети еще не имеют достаточных знаний, у них  скудный жизненный опыт, но они чрезвычайно внимательно присматриваются к людям и перенимают их поведение.

Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут употребляться здесь как однозначные.

Вместе с тем следует  учитывать, что категория методов  — одна из основных в теории воспитания и что ее четкое понимание —  важное условие повышения эффективности  всей воспитательной деятельности.

Своеобразие отдельных способов, приемов обусловлено прежде всего характером тех качеств обучаемого, на совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:

методы формирования тех  или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии  и т.п.;

методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;

методы стимулирования, активизации  установок сознания и форм поведения  с помощью таких приемов, как  поощрение или наказание.

Нетрудно заметить, что  первая из указанных групп выделяется с учетом того, что именно сознание является важнейшей предпосылкой человеческого  поведения. Вторая группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность является столь же необходимым  условием человеческого существования, как и сознание, а также в  связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому, что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже утрачиваются, если они  не стимулируются морально и материально.

Выбор, предпочтение тех  или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать  следующие обстоятельства:

конкретное направление  воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией: так, умственное воспитание предполагает применения методов первой из указанных  групп, а трудовое воспитание — использования  методов второй группы;

Информация о работе Общие методы воспитания