Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:55, реферат
Наука – это система закономерностей, действующих в определенной области. Предмет науки- это то, что она изучает. Предмет педагогики – воспитание.
Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.
Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция – познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Введение…………………………………………………………………………...1
1.Сущность методов воспитания и их классификация.
Приемы воспитания и средства………………………………………………..1.
2. Классификация методов воспитания………………………………………………………….……………..3.
3. Характеристика методов формирования сознания личности,
методы организации деятельности и методы стимулирования………………………………………………………………….4.
4. Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания………6.
Заключение………………………………………………………………….…….7.
Литература………
Тема: Общие методы
воспитания.
План:
Введение…………………………………………………………
1.Сущность методов
воспитания и их классификация.
Приемы воспитания
и средства………………………………………………..1.
2. Классификация
методов воспитания……………………………………………………
3. Характеристика
методов формирования сознания личности,
методы организации
деятельности и методы стимулирования…………………………………………
4. Условия и факторы,
определяющие выбор методов воспитания………6.
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Наука – это система закономерностей,
действующих в определенной области. Предмет
науки- это то, что она изучает. Предмет
педагогики – воспитание.
Главной задачей педагогики как науки
является накопление и систематизация
знаний о воспитании человека.
Знания фиксируются в понятиях, определениях,
общих абстрагированных положениях, закономерностях
и законах. Поэтому педагогика наука о
законах и закономерностях воспитания.
Ее функция – познавать причины и следствия
различным образом организованного воспитания,
развития, образования и обучения людей
и на этой основе указывать педагогической
практике лучшие пути и способы достижения
поставленных целей.
Теория вооружает педагогов- практиков
профессиональными знаниями об особенностях
воспитательных процессов людей различных
возрастных групп, социальных образований,
умениями прогнозировать, проектировать
и осуществлять учебно-воспитательный
процесс в различных условиях, оценивать
его эффективность.
Несмотря на то, что педагогика занимается
«вечными» проблемами, ее предмет конкретен:
это воспитательная деятельность, осуществляемая
в учебно-воспитательных учреждениях,
социальных институтах, семье. Педагогика
рассматривается как прикладная наука,
направляющая свои усилия на оперативное
решение возникающих в обществе проблем
воспитания, образования, обучения. Педагогика
выполняет социальный заказ. От ее успехов
и неудач зависит, какими людьми будет
пополняться общество, насколько быстро
или медленно оно будет развиваться.
1. Сущность методов
воспитания и их классификация
Понятие о методах воспитания. В сложном
и динамичном педагогическом процессе
педагогу приходится решать бесчисленное
множество типовых и оригинальных задач
воспитания, которые всегда являются задачами
социального управления, поскольку обращены
к гармоничному развитию личности. Как
правило, задачи эти - со многими неизвестными,
со сложным и вариативным составом исходных
данных и возможных решений. Чтобы уверенно
прогнозировать искомый результат, принимать
безошибочные научно обоснованные решения,
педагог должен профессионально владеть
методами воспитания.
Под методами воспитания следует понимать
способы профессионального взаимодействия
педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных
задач. Отражая двуединый характер педагогического
процесса, методы являются одним из тех
механизмов, которые обеспечивают взаимодействие
воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие
строится не на паритетных началах, а под
знаком ведущей и направляющей роли учителя,
который выступает руководителем и организатором
педагогически целесообразной жизни и
деятельности учащихся.
Метод воспитания распадается на составляющие
его элементы (части, детали), которые называются
методическими приемами. По отношению
к методу приемы носят частный, подчиненный
характер. Они не имеют самостоятельной
педагогической задачи, а подчиняются
той задаче, которую преследует данный
метод. Одни и те же методические приемы
могут быть использованы в разных методах.
И наоборот, один и тот же метод у разных
учителей может включать различные приемы.
Методы воспитания и методические приемы
тесно связаны между собой, могут совершать
взаимопереходы, заменять друг друга в
конкретных педагогических ситуациях.
В одних обстоятельствах метод выступает
как самостоятельный путь решения педагогической
задачи, в других - как прием, имеющий частное
назначение. Беседа, например, является
одним из основных методов формирования
сознания, взглядов и убеждений. В то же
время она может стать одним из основных
методических приемов, используемых на
различных этапах реализации метода приучения.
Приемы
воспитания(иногда – воспитательные приемы)
в отечественной педагогике рассматриваются
как конкретные операции
взаимодействия воспитателя и воспитуемого
(например, создание эмоционального настроя
в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются
целью их применения.
Средства воспитания - это предметы материальной
и духовной культуры, которые используются
при решении педагогических задач.
Схема функционально-операционного подхода
к методам воспитания:
|
| ||
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Классификация
методов воспитания
Создание метода — это ответ на поставленную
жизнью воспитательную задачу. В педагогической
литературе можно найти описание большого
количества методов, позволяющих достигать
практически любые цели. Методов и особенно
различных версий (модификаций) методов
накоплено так много, что разобраться
в них, выбрать адекватные целям и реальным
обстоятельствам помогает лишь их упорядочение,
классификация. Классификация методов
— это выстроенная по определенному признаку
система методов. Классификация помогает
обнаружить в методах общее и специфическое,
существенное и случайное, теоретическое
и практическое и тем самым способствует
их осознанному выбору, наиболее эффективному
применению. Опираясь на классификацию,
педагог не только ясно представляет себе
систему методов, но и лучше понимает назначение,
характерные признаки различных методов
и их модификаций.
Любая научная классификация начинается
с определения общих оснований и выделения
признаков для ранжирования объектов,
составляющих предмет классификации.
Таких признаков, учитывая метод — явление
многомерное, много. Отдельную классификацию
можно составлять по любому общему признаку.
На практике так и поступают, получая различные
системы методов. В современной педагогике
известны десятки классификаций, одни
из которых больше пригодны для решения
практических задач, а другие представляют
лишь теоретический интерес. В большинстве
систем методов логические основания
классификации выражены нечетко. Этим
объясняется тот факт, что в практически
значимых классификациях за основу берется
не одна, а несколько важных и общих сторон
метода.
По характеру методы воспитания делятся
на убеждение, упражнение, поощрение и
наказание. В данном случае общий признак
«характер метода» включает в себя направленность,
применимость, особенность и некоторые
другие стороны методов. К этой классификации
тесно примыкает другая система общих
методов воспитания, трактующая характер
методов более обобщенно. Она включает
в себя методы убеждения, организации
деятельности, стимулирования поведения
школьников. В классификации И. С. Марьенко
названы такие группы методов воспитания,
как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные,
методы приучения и упражнения, стимулирования,
торможения, руководства, самовоспитания.
По результатам методы воздействия на
воспитанника можно разделить на два класса:
1. Влияния, создающие нравственные установки,
мотивы, отношения, формирующие представления,
понятия, идеи.
2. Влияния, создающие привычки, определяющие
тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее объективной
и удобной представляется классификация
методов воспитания на основе направленности
— интегративной характеристики, включающей
в себя в единстве целевую, содержательную
и процессуальную стороны методов воспитания.
В соответствии с этой характеристикой
выделяются три группы методов воспитания:
1. Методы формирования сознания личности.
2. Методы организации деятельности и формирования
опыта общественного поведения.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
3. Характеристика
методов формирования сознания личности,
методы организации деятельности и методы
стимулирования. (Г.И. Щукина)
Рассмотрим кратко эти методы:
Методы формирования
сознания личности:
Воспитание должно формировать требуемый
тип поведения. Не понятия, убеждения,
а конкретные дела, поступки характеризуют
воспитанность личности. В этой связи
организация деятельности и формирование
опыта общественного поведения рассматриваются
как сердцевина воспитательного процесса.
Все методы этой группы основаны на практической
деятельности воспитанников. Управлять
этой деятельностью педагоги могут благодаря
тому, что ее удается разбить на составные
части — конкретные действия и поступки,
а иногда и на более мелкие части — операции.
Убеждение – это разностороннее воздействие
на разум, чувства и волю человека с целью
формирования у него желаемых качеств.
В зависимости от направленности педагогического
воздействия убеждение может выступать
как доказательство, как внушение, или
как их комбинация. Если мы хотим убедить
учащегося в истинности какого-то научного
положения, то мы обращаемся к его разуму,
и в этом случае необходимо выстроить
логически безупречную цепочку аргументов,
что и будет доказательством. Если же мы
хотим воспитать любовь к Родине, к матери,
должное отношение к шедевру художественной
культуры, то необходимо обратиться к
чувствам воспитанника. В этом случае
убеждение выступает как внушение. Чаще
всего педагог обращается одновременно
и к разуму, и к чувствам воспитанника.
Лекция – это
развернутое, продолжительное и систематическое
изложение сущности той или иной учебной,
научной, воспитательной или иной проблемы.
Основа лекции – теоретическое обобщение,
а конкретные факты, составляющие основу
беседы, в лекции служат иллюстрацией
или исходным отправным моментом.
Диспут – столкновение
мнений с целью формирования суждений,
оценок. Это отличает диспут от беседы
и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной
потребности подростков и молодых людей
в самоутверждении, стремлению искать
смысл в жизни, ничего не принимать на
веру, обо всем судить самостоятельно.
Диспут учит умению защищать свои взгляды,
убеждать в них других людей и в то же время
требует мужества отказаться от ложной
точки зрения, выдержки не отступать от
этических норм и требований.
Пример как метод
педагогического воздействия основывается
на стремлении воспитанников к подражанию.
Давно известно, что слова учат, а примеры
влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая
и анализируя живые образцы высокой нравственности,
патриотизма, трудолюбия, мастерства,
верности долгу и т.д., воспитанник глубже
и нагляднее осмысливает сущность и содержание
социально-нравственных отношений. Особое
значение имеет личный пример педагога-воспитателя.
Методы организации
деятельности и формирования опыта поведения:
Упражнение –
это планомерно организованное выполнение
воспитанниками различных действий, практических
дел с целью формирования и развития их
личности.
Приучение –
это организация планомерного и регулярного
выполнения определенных действий в целях
формирования хороших привычек. В учебном
процессе все упражнения – специальные,
а в воспитательной работе – это приучение
к выполнению элементарных правил поведения,
связанных с внешней культурой.
Методы стимулирования
поведения и деятельности:
соревнование. Последние десятилетия
к этим традиционным рычагам манипулирования
деятельностью и поведением человека
данные научных исследований позволяют
добавить еще один — субъективно-прагматический.
Научные исследования и практика подтверждают,
что отличительная черта нынешних подрастающих
поколений — ярко выраженное деловое
(прагматическое), потребительское отношение
к жизни, вытекающее из него избирательное
отношение к воспитанию, его ценностям.
Стимулирование
– это побуждение, толчок к мысли, чувству,
действию.
Соревнование
в учебных заведениях сродни лучшим образцам
соперничества спортивного. Главная задача
педагога – не дать соревнованию выродиться
в жесткую конкуренцию и в стремление
к первенству любой ценой. Соревнование
должно быть проникнуто духом товарищеской
взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо
организованное соревнование стимулирует
достижение высоких результатов, развитие
ответственности и инициативы.
Поощрение –
это сигнал о состоявшемся самоутверждении,
потому что в нем содержится общественное
признание того подхода, того образа действия
и того отношения к действию, которые избраны
и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения,
которое испытывает поощренный воспитанник,
вызывает у него прилив сил, подъем энергии,
уверенность в своих силах и, как следствие,
сопровождается высокой старательностью
и результативностью. Но самый главный
эффект от поощрения – возникновение
острого желания вести себя так и действовать
таким образом, чтобы испытать это состояние
психического комфорта как можно чаще.
Педагогическая целесообразность поощрения
возрастает при работе с воспитанниками
несмелыми, застенчивыми, неуверенными
в себе. В то же время поощрение не должно
быть слишком частым, чтобы не привести
к обесцениванию, ожиданию награды за
малейший успех. Предметом особый заботы
педагога должно быть недопущение раздела
воспитанников на захваленных и обойденных
вниманием. Важнейшее условие педагогической
эффективности поощрения – принципиальность,
объективность, понятность для всех, поддержка
общественным мнением, учет возрастных
и индивидуальных особенностей воспитанников.
Наказание –
один из старейших методов воспитания.
Обосновывая правомерность наказания
как метода воспитания А.С. Макаренко писал:
"Разумная система взысканий не только
законна, но и необходима. Она помогает
оформиться крепкому человеческому характеру,
воспитывает чувство ответственности,
тренирует волю, человеческое достоинство,
умение сопротивляться соблазнам и преодолевать
их". Наказание корректирует поведение
воспитанника, заставляет его задуматься,
где и в чем он поступил неправильно, вызывает
чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта.
Педагогические требования к применению
мер наказания следующие:
Весьма существенным в методике
воспитания было в трудах П.П. Блонского
и С. Т. Шацка отчетливо выдвигается
идея о внутреннем стимулировании учащихся
в процессе воспитания, которая потом
стала активно разрабатываться
нашей психологией. С. Т. Шацкий обращал
серьезное внимание на то, чтобы
каждый ребенок был занят
Педагоги используют напряженную общественно-экономическую
ситуацию в воспитательных целях. Они,
прежде всего, подчеркивают тесную связь
хорошего школьного воспитания с будущим
социально-экономическим положением человека:
на конкретных примерах убеждают, что
маловоспитанные, необразованные люди
имеют мало шансов занять хорошие должности,
оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных
работах, первыми пополняют ряды безработных.
В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную
направленность, когда воспитанник изо
всех сил стремится заслужить положительные
отзывы, которые большинство предприятий
в ряде стран сделали обязательным условием
для поступления на работу или учебу. Если
академические успехи, считают они, зависят
от способностей и не каждому даются, то
хорошо воспитанными гражданами должны
быть все.
4. Условия и факторы,
определяющие выбор методов воспитания.
Среди тех зависимостей, которые определяют
построение и выбор методов воспитания,
на первом месте находится их соответствие
идеалам общества и целям воспитания.
«Методика,— писала Н. К. Крупская,— органически
связана с теми целями, которые стоят перед
школой. Если цель школы — воспитать послушных
рабов капитала — и методика будет соответствующая,
и наука будет использована для того, чтобы
воспитать послушных исполнителей, как
можно менее самостоятельно думающих...
если цель школы — воспитать сознательных
строителей социализма — и методика будет
совсем другая: все достижения науки будут
использованы для того, чтобы научить
самостоятельно мыслить, действовать
коллективно... развивая максимум инициативы,
самодеятельности».
В практической деятельности учитель,
выбирая методы воспитания, обычно руководствуется
целями воспитания и его содержанием.
Исходя из конкретной педагогической
задачи, учитель сам решает, какие методы
взять себе на вооружение. Будет ли это
показ трудового умения, положительный
пример или упражнение, зависит от многих
факторов и условий, и в каждом из них педагог
отдает предпочтение тому методу, который
считает наиболее приемлемым в данной
ситуации.
Метод сам по себе не может быть ни хорош,
ни плох. В основу воспитательного процесса
кладутся не сами методы, а их система.
«Никакое средство педагогическое, даже
общепринятое, каким обычно у нас считается
и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное
воздействие, не может быть признано всегда
абсолютно полезным. Самое хорошее средство
в некоторых случаях обязательно будет
самым плохим».
Методы воспитания, при помощи которых
достигаются ожидаемые воспитательные
результаты, оставаясь принципиально
одинаковыми, бесконечно варьируются
в зависимости от множества обстоятельств
и условий протекания педагогического
процесса. Педагогическое мастерство
приходит только к тому учителю, который
ищет и находит оптимальное соответствие
методов воспитания закономерностям возрастного
и индивидуального развития учащихся.
«Мы не говорим педагогам,— писал К. Д.
Ушинский,— поступайте так или иначе;
но говорим им: изучайте законы тех психических
явлений, которыми вы хотите управлять,
и поступайте, соображаясь с этими законами
и теми обстоятельствами, в которых вы
хотите их приложить. Не только обстоятельства
эти бесконечно разнообразны, но и самые
натуры воспитанников не походят одна
на другую. Можно ли при таком разнообразии
обстоятельств воспитания и воспитываемых
личностей предписывать какие-нибудь
общие воспитательные рецепты?».
Таким образом, выбор методов воспитания
не есть произвольный акт. Он подчиняется
ряду закономерностей и зависимостей,
среди которых первостепенное значение
имеют цель, содержание и принципы воспитания,
конкретная педагогическая задача и условия
ее решения, учет возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся. Методика воспитания,
по меткому замечанию А. С. Макаренко, не
допускает стереотипных решений и даже
хорошего шаблона.
На самом деле выбор методов жестко детерминирован,
так как он глубоко причинно обусловлен.
Чем глубже воспитатель понимает причины,
по которым он использует те или иные методы,
чем лучше знает специфику самих методов
и условия их применения, тем правильнее
он намечает пути воспитания, выбирает
наиболее эффективные методы. Нет плохих
и хороших методов, везде и всегда учитываются
условия их применения. Рассмотрим общие
факторы, определяющие выбор методов воспитания: