Одаренные дети в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:43, статья

Краткое описание

Одарённые дети -весьма хрупкая,но и очень ценнаячасть нашего общества.
Развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Поэтому в современной школе необходимо уделять внимание талантливым детям. Данная статья рассматривает развитие одарённости в современной школе.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Одаренные дети в современной школе.

Косеко  Ирина Ивановна

учитель географии МБОУ « СОШ№4» г. Ачинск.

Аннотация:Одарённые дети -весьма хрупкая,но и очень ценнаячасть нашего общества.

Развитие способностей и талантов любого человека важно  не только для него самого, но и для общества в целом. Поэтому в современной школе необходимо уделять внимание талантливым детям. Данная статья рассматривает развитие одарённости в современной школе.

 

"...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации".

Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989), генетик, эволюционист

 

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

 На современном  этапе работы школы, когда одной  из главных её задач является  создание условий для развития  личности, способной адоптироваться  к быстро меняющемуся социуму, развития их интересов и потребностей, их способностей. Основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей,

Развитие талантов и способностей любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии науки и техники повлек за собой резкое возрастание потребности влюдях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в социальную и производственную жизнь, умеющих рассуждать, ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные  тайны бытия рождаются еще  на школьной скамье.

Уже в начальной  школе можно встретить таких  учеников, которых не удовлетворяет  просто работа со школьным учебником, их влечёт познание чего-то нового, не объятого школьной программой. Такие дети явно или неявно выделяются среди сверстников своей способностью учиться, решать математические задачи, рисовать, моделировать,определять, распознавать, придумывать необычное, осваивать спортивные виды деятельности.

Поэтомусовременная школа  должна быть ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка в отдельности.

Современное образование  в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика  основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Одарённые дети, между собой различаются и весьма существенно, но они обладают некоторыми общими особенностями, которые нельзя не учитывать при разработке содержания образования. Этот подход полностью оправдан в специализированных школах для одарённых, а в условиях общеобразовательной школы, необходимо перестройка системы образования  таким образом, чтобы оно позволило решать проблему индивидуализации обучения, так как одарённый ребёнок не удаляется из круга сверстников общеобразовательной школы.

У одарённых  детей особенно проявляется потребность  в изучении нового, исследовательской и поисковой активности, позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в любой области наук, стремление к активному умственному труду и самопознанию.

В рамках внедрения проекта «Наша новая школа» одним из разделов является работа с одаренными детьми. Каких же детей мы можем считать одаренными? Это те, которых все интересует? Это те, которые просто молча что-то конструируют? Или те, которые прекрасно поют и танцуют? А может быть и те, которые умеют решать сложные задачи? Можно сказать, что все дети по-своему одарены, и задача каждого педагога – увидеть это в ребенке.

 В школе стало традицией  в начале учебного года собираться  за круглым столом для обсуждения  актуальных вопросов в  области   одарённых детей.

В результате работы участниками круглого стола обозначено несколько проблем:

  1. Проблема выявления одарённых детей и сохранение уникальности одарённой личности.
  2. Проблема мотивации одарённых детей на исследовательскую работу, на участие в конкурсах.
  3. Недостаточное методическое и диагностическое обеспечение учителей, работающих с одарёнными детьми.
  4. Опыт преправильного и профильного обучения и его роль в воспитании одарённого ребёнка.

Определяются пути решения обозначенных проблем  работы с одарёнными детьми в современной школе:

  1. Проведение психолого - педагогического тестирования (Методика « карта одарённости», методика оценки общей одарённости [1].)
  2. Создание комфортного общения, ситуация сотрудничества на уроках и вне уроков, где учитель выступает в роле партнёра, помощника.
  3. Создание ситуаций проявления  творческого потенциала одарённой личности на урока и вне уроков.
  4. Обучение самоанализу, самооценки и организация рефлексии.
  5. Развитие инициативы ребёнка через организацию ярмарки ученических идей.
  6. Создание творческих проектных групп, пилотных классов, научного общества учащихся, в которых одарённому ребёнку уделяется особое внимание.
  7. Создание системы поощрения обучающихся за достижение в конкурсах, олимпиадах.
  8. Создание образовательного пространства для педагогов по обмену опытом с одарёнными учащимися.
  9. Привлечение опыта психологов образовательных учреждений.
  10. Выпуск сборников и дидактических материалов по работе с одарёнными учащимися.
  11. Создание элективных курсов по обучению навыкам проектной и исследовательской работы.

В ходе обучении одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания индивидуально-учебных программ:

  1. Углубление;
  2. Ускорение;
  3. Обогащение;
  4. проблематизация.

Главным направлением в работе с одарёнными детьми является наставник. Основное требование, предъявляемое к учителю - наставнику,  - понимание и уважение личности ученика.Каждый учитель  общеобразовательных школ должен уделить внимание ученику проявляющего интерес в любой области познаний, не забыть отметить его достижения, поощрить к дальнейшим шагам в творческой работе.

Важнейшим  аспектом в работе с одарёнными детьми так же является роль личностных отношений учителя и одарённого ученика. Учитель становится для ученика авторитетом только тогда, когда сам увлечён своей работай,  личностью, проявляет интерес к познанию новых открытий.      

В  современных  общеобразовательных школах реализуется программа "Одаренные дети», программа для детейс повышенной мотивацией к учебе. Одно из направлений реализации программы « Одарённые дети» организация в школах  научного общества учащихся, кружков по интересам, а также развитие интеллектуально-творческой деятельности.

Дети не только охотно, но и результативно участвуют в предметных олимпиадах,проектах, конкурсах, мероприятиях разного масштаба: от школьных до всероссийских. Каждый желающий может проявить себя в любом направлении: естественные науки,точные науки, живопись, музыка, компьютер... Но, без сомнения, без помощи учителя, а тем более психолога здесь не обойтись.

Одарённые дети– весьма хрупкая, но и очень ценная часть нашего общества. Школьное образование ориентировано на средний уровень, но оно не приспособлено для тех, кто сильно отличается от этого уровня, особенно в сторону больших способностей.

Одарённые дети должны самостоятельно приспосабливаться к их нуждам в условиях общего образования, которые позволили бы им полностью реализовать свои возможности, как в своих интересах, так и в интересах общества. 
Состояние системы образования современной школы характеризуется большим вниманием к поддержке развития внутреннего потенциала и развития одаренного ребенка. По мнению Н.С. Лейтеса, понятие «одаренный» применительно к ребенку имеет два разных значения: одаренный именно как ребенок, и одаренный в более полном смысле - как носитель долговременного, пожизненного дара. Это очень важное различение, которое подчеркивает особую ответственность в суждении о признаках детской одаренности. Ведь существует такое явление, как возрастная одаренность, при котором не может быть уверенности в постоянстве этого дара.

Работать с  одаренными детьми - это очень здорово, это увлекательно и важно потому как, ты же тоже растешь вместе с ним. Появляется такой внутренний прорыв.

 Но работать, конечно, надо очень много,  прикладывая очень много усилий. И еще некогда не надо боятся, что кто-то, и ученики в том числе, могут знать больше, чем ты.

    « В душе каждого ребёнка  есть невидимые  струны.

Если  тронуть их умелой рукой, они красиво  зазвучат».

В.А. Сухомлинский

 

 

 

Литература:

  1. А. И. Савенков «Одарённый ребёнок в массовой школе»., М. « Сентябрь». 2001г.
  2. О.В. Касперская «Система работы с одарёнными детьми»., Волгоград 2010г.
  3. Г.И. Осипова «Опыт организации исследовательской деятельности в школе»., Волгоград 2007г.
  4. Интернет ресурс:Одаренные дети в школе (из опыта работы)Журнал «Учитель в школе» №3, 2010 [http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html].
  5. Работа с одаренными детьми в школе[http://www.schoolsafinat.ru/news/show/41.html]

 

 

 

 

 


Информация о работе Одаренные дети в современной школе