Одарённость и школьные достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 23:48, реферат

Краткое описание

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Содержание

1. Определение понятий « одаренность» и «одаренный и ребенок».
2. Типология одаренности.
3.Методы работы.
4.Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися.
5.Условия успешной работы с одаренными учащимися.
6.Стратегия работы с одаренными детьми в начальной школе.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

печать Одар.дети Курбатова.docx

— 34.88 Кб (Скачать файл)

 Одаренность интеллектуальная  и одаренность творческая не  связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.

В какой области одаренный  ребенок проявит себя? Об этом можно  судить по наблюдениям или результатам  специальных тестов. Но не стоит  навязывать ему результаты своих  наблюдений или испытаний. Лучше  предоставить условия для широкого проявления его возможностей.

Одаренный ребенок — это  ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки  для таких достижений) в том  или ином виде деятельности.

3. Методы работы.

 исследовательский; частично-поисковый;  проблемный; проективный; синектика.

Формы работы:

1. классно-урочная (работа  в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по  возникшей проблеме;

3. научные кружки, общества;

4. дискуссия;

5. ТРИЗ;

6. игры.

Очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны;

 различные конкурсы  и викторины; словесные игры и забавы;

проекты по различной тематике; ролевые игры;индивидуальные творческие задания; продуцирование.

4.СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать  учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для  таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к  обучению не столько фактам, сколько  идеям и способам, методам, развивающим  мышление, побуждающим к самостоятельной  работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают  столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываются  специальные развивающие программы  по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося реализуется стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням и области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании  со стратегией обогащения (углубления) и развивающего дискомфорта. Одаренный  учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие  возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся ориентированы на более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, органически сочетанием с методами и формами работы со всеми учащимися  школы и в то же время отличаться определенным своеобразием. Используются, в частности, тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно-практической работы или творческих зачетов и т. п.

 Основной формой организации  учебного процесса в школе  остается урок. Формы и приемы  в рамках отдельного урока  отличаются значительным разнообразием  и направленностью на дифференциацию  и индивидуализацию работы. Широкое  распространение получили групповые  формы работы, различного рода  творческие задания, различные  формы вовлечения учащихся в  самостоятельную познавательную  деятельность, дискуссии, диалоги.  Перечисленные формы работы и  виды деятельности найти широкое  применение в рамках семинарской  формы работы, в различных практикумах  на уроках географии, литературы, истории.Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.

Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный викторины, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и  на выявление скрытых одаренности  и способностей, является система  внеклассной воспитательной работы в ОУ, основой формирования которой  выступает «погружение в культуру»  в рамках работы в научно-исследовательском  объединении "Факел".

5. УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ.

Осознание важности этой работы каждым членом педколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем  работы с одаренными учащимися.

Признание руководством и  коллективом того, что реализация системы работы с одаренными учащимися  является одним из приоритетных направлений  в ее работе.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

– учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно  реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса  при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

– учитель верит в собственную  компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести  ответственность за последствия  принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим  доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

– учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и  в то, что они имеют положительные  намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

– учитель стремится к  интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением  собственных знаний, готов учиться  у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

Постоянная работа по совершенствованию  учебно-воспитательного процесса с  целью неуклонного снижения учебной  и психологической перегрузки учащихся.

6.СТРАТЕГИЯ  РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому  рассматривается как самостоятельный  вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных  классов.

Отличительным критерием  одаренности ребенка, при наличии  у него высокой восприимчивости  к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая  отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.

Познавательная потребность  является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

1-й у р о в е н ь – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

2-й у р о в е н ь – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);

3-й у р о в е н ь (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

Искажение и несвоевременное  удовлетворение познавательных интересов  оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие цели и задачи воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми в начальных классах.

Ц е л и:

– развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных  способностей («генерального фактора  интеллекта» или «базального  фактора одаренности»), так как  можно развивать природные задатки  способностей в определенный благоприятный  возрастной период;

– развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).

1) выявление одаренных  детей из числа показавших  высокие результаты на приемных  собеседованиях и в ходе учебной  деятельности психологическими  методами диагностики, а также  путем анализа результативности  умственного труда и методов  экспертных оценок учителей и  родителей; 

2) формирование умения  учиться как базисной способности  саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.);

3) воспитание навыков  общения, так как для одаренного  ребенка в 6–7 лет умение  учиться – это, прежде всего,  способность включаться и инициировать  учебное сотрудничество;

4) обеспечение и сохранение  душевного здоровья и эмоционального  благополучия детей как необходимого  условия успешности любой деятельности, особенно школьника: 

– забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной  системы ребенка, обеспечивающем способность  к сосредоточенному умственному  труду, соблюдении режима умственного  труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;

– сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно  связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности: начальные неуспехи в учении, «подкрепляемые»  систематическими отрицательными оценками, разрушают недостаточно подкрепившуюся познавательную потребность;

– формирование системы  приобретенных учебных мотивов, в которой отметка является не главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи  учителя и ученика при оценивании работы последнего;

 

– организация развивающей  среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность  ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);

– стратегия ускорения  обучения одаренных детей, допускающая  возможность системы экстерната и перешагивания через класс  по отдельным предметам при наличии  решения психолого-педагогического  совета;

– организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся в виде: контроля по результатам (итоговый контроль); процессуального контроля; предметного контроля.

Заключение.

Детская одаренность - сложное и  многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

Поскольку одаренность в детском  возрасте можно рассматривать в  качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует  учитывать сложность самой проблемы “одаренный ребенок”. В значительной мере она связана со спецификой детской  одаренности. Одаренность конкретного  ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные  способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем  его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские  годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных  условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого  обстоятельства особенно важен при  организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание “одаренный ребенок” в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он – “одаренный”, на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной  и индивидуализированной программы  идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных  источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.

Информация о работе Одарённость и школьные достижения