Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 23:48, реферат
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
1. Определение понятий « одаренность» и «одаренный и ребенок».
2. Типология одаренности.
3.Методы работы.
4.Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися.
5.Условия успешной работы с одаренными учащимися.
6.Стратегия работы с одаренными детьми в начальной школе.
Заключение.
Литература.
Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.
В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
3. Методы работы.
исследовательский; частично-
Формы работы:
1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. научные кружки, общества;
4. дискуссия;
5. ТРИЗ;
6. игры.
Очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы;
проекты по различной тематике; ролевые игры;индивидуальные творческие задания; продуцирование.
4.СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ.
Содержание работы с одаренными
учащимися определяется в рамках
каждой из учебных дисциплин. Содержание
учебного материала должно настраивать
учащихся на непрерывное обучение,
процесс познания должен быть для
таких детей самоценным. А главное,
нужен постепенный переход к
обучению не столько фактам, сколько
идеям и способам, методам, развивающим
мышление, побуждающим к самостоятельной
работе, ориентирующим на дальнейшее
самосовершенствование и
Для оптимального развития
одаренных учащихся должны разрабатываются
специальные развивающие
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления) и развивающего дискомфорта. Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся ориентированы на более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, органически сочетанием с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием. Используются, в частности, тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно-практической работы или творческих зачетов и т. п.
Основной формой организации
учебного процесса в школе
остается урок. Формы и приемы
в рамках отдельного урока
отличаются значительным
Наряду с урочной
Важным фактором, влияющим
на развитие одаренных школьников и
на выявление скрытых одаренности
и способностей, является система
внеклассной воспитательной работы
в ОУ, основой формирования которой
выступает «погружение в
5. УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ.
Осознание важности этой работы каждым членом педколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
Признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
– учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
– учитель верит в собственную
компетенцию и возможность
– учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
– учитель стремится к
интеллектуальному
Постоянная работа по совершенствованию
учебно-воспитательного
6.СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Успешность работы с одаренными
учащимися во многом зависит от того,
какая работа проводится с этой категорией
учащихся в начальной школе, поэтому
рассматривается как
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.
Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
1-й у р о в е н ь – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
2-й у р о в е н ь – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);
3-й у р о в е н ь (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
Искажение и несвоевременное
удовлетворение познавательных интересов
оставляет способности в
Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие цели и задачи воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми в начальных классах.
Ц е л и:
– развитие общих способностей
ребенка как основы всех специальных
способностей («генерального фактора
интеллекта» или «базального
фактора одаренности»), так как
можно развивать природные
– развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).
1) выявление одаренных
детей из числа показавших
высокие результаты на
2) формирование умения
учиться как базисной
3) воспитание навыков
общения, так как для
4) обеспечение и сохранение
душевного здоровья и
– забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;
– сохранение высокой самооценки
одаренного ребенка, непосредственно
связанной с развитием
– формирование системы
приобретенных учебных мотивов,
в которой отметка является не
главным мотивом учебной
– организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);
– стратегия ускорения
обучения одаренных детей, допускающая
возможность системы экстерната
и перешагивания через класс
по отдельным предметам при
– организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся в виде: контроля по результатам (итоговый контроль); процессуального контроля; предметного контроля.
Заключение.
Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.
Поскольку одаренность в детском
возрасте можно рассматривать в
качестве потенциала психического развития
по отношению к последующим этапам
жизненного пути личности, следует
учитывать сложность самой
Выявление одаренных детей должно
осуществляться в рамках комплексной
и индивидуализированной