Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:07, доклад

Краткое описание

Подготовительная к школе группа.
Знания о геометрических фигурах в подготовительной группе расширяются, углубляются и систематизируются.
Одна из задач подготовительной к школе группы — познакомить детей с многоугольнйкбмТего признаками: вершины, стороны, углы.
Решение этой задачи позволит подвести детей к обобщению: все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.

Вложенные файлы: 1 файл

ФЭМП теория.docx

— 23.28 Кб (Скачать файл)

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов.

 Подготовительная к школе группа.

 Знания о геометрических  фигурах в подготовительной группе  расширяются, углубляются и систематизируются.

 Одна из задач подготовительной  к школе группы — познакомить  детей с многоугольнйкбмТего признаками: вершины, стороны, углы.

 Решение этой задачи  позволит подвести детей к  обобщению: все фигуры, имеющие  по три и более угла, вершины,  стороны, относятся к группе  многоугольников.

 Детям показывают модель  круга и новую фигуру — пятиугольник (рис. 37). Предлагают сравнить их  и выяснить, чем отличаются эти  фигуры. Фигура справа отличается  от круга тем, что имеет углы, много углов. Детям предлагается  прокатить круг и попытаться  прокатить многоугольник. Он не  катится по столу. Этому мешают  углы. Считают углы, стороны, вершины  и устанавливают, почему эта  фигура называется многоугольником.  Затем демонстрируется плакат, на  котором изображены различные  многоугольники. У отдельных фигур  определяются характерные Для них признаки. У всех фигур много сторон, вершин, углов. Как можно назвать все эти фигуры одним словом? И если дети не догадываются, воспитатель помогает им.

 Для уточнения знаний  о многоугольнике могут быть  даны задания по зарисовке  фигур на бумаге в клетку. Затем  можно показать разные способы  преобразования фигур: обрезать  или отогнуть углы у квадрата  и получится восьмиугольник. Накладывая два квадрата друг на друга, можно получить восьмиконечную звезду.

 Упражнения детей с  геометрическими фигурами, как и  в предыдущей группе, состоят  в опознавании их по цвету,  размерам в разном пространственном  положении. Дети считают вершины,  углы и стороны, упорядочивают  фигуры по их размерам, группируют  по форме, цвету и размеру.  Они должны не только различать,  но и изображать эти фигуры, зная их свойства и особенности.  Например, воспитатель предлагает  детям нарисовать на бумаге  в клетку два квадрата: у одного  квадрата длина сторон должна  быть равна четырем клеткам,  а у другого — на две клетки  больше.

 После зарисовки этих  фигур детям предлагается разделить  квадраты пополам, причем в  одном квадрате соединить отрезком  две противолежащие стороны, а  в другом квадрате соединить  две противолежащие вершины; рассказать, на сколько частей разделили квадрат и какие фигуры получились, назвать каждую из них. В таком задании одновременно сочетаются счет и измерение условными мерками (длиной стороны клеточки), воспроизводятся фигуры разных размеров на основе знания их свойств, опознаются и называются фигуры после деления квадрата на части (целое и части).

 Согласно программе  в подготовительной группе следует  продолжать учить детей преобразованию  фигур. Эта работа способствует, с одной стороны, познанию фигур  и их признаков, а с другой  стороны, развивает конструктивное  и геометрическое мышление. Приемы  этой работы многообразны. Одни  из них направлены на знакомство с новыми фигурами при их делении на части, другие — на создание новых фигур при их объединении.

 Детям предлагают сложить  квадрат пополам двумя способами:  совмещая противолежащие стороны  или противолежащие углы —  и сказать, какие фигуры получились  после сгибаний (два прямоугольника  или два треугольника).

 Можно предложить узнать, какие получились фигуры, когда  прямоугольник разделили на части  (рис. 39), и сколько теперь всего  фигур (один прямоугольник, а  в нем три треугольника). Особый  интерес для детей представляют  занимательные упражнения на  преобразование фигур.

 Итак, аналитическое восприятие  геометрических фигур развивает  у детей способность более  точно воспринимать форму окружающих  предметов и воспроизводить предметы  при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией.

 Анализируя разные  качества структурных элементов  геометрических фигур, дети усваивают  то общее, что объединяет фигуры. Так, ребята узнают, что одни фигуры оказываются в соподчиненном отношении; понятие четырехугольника является обобщением таких понятий, как «квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция» и др.; в понятие «многоугольник» входят все треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники независимо от их размера и вида. Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается познавательная деятельность, формируются новые интересы, развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление и его компоненты (анализ, синтез, обобщение и конкретизация в их единстве). Все это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.

 Связь количественных  представлений с представлениями  геометрических фигур создает  основу для общематематического  развития детей. 

 

Методика формирования представлений о величине предметов у детей в детском саду

При формировании представлений  о величине предметов используется специальный дидактический материал. Во второй младшей группе для сравнения  достаточно взять два предмета, предлагая  детям определить как абсолютную (длинный — короткий), так и  относительную величину (длиннее  — короче). Основное требование к  дидактическому материалу в этой группе — сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать  предмет.

 На первых занятиях  предпочтительно использовать плоские  предметы, постепенно расширяя их  круг, чтобы сформировать у детей  обобщенное представление о том,  что при сравнении любых предметов  разной длины они определяются  как длинные — короткие, длиннее  — короче; разной ширины —  широкие — узкие, шире —  уже и т. д. Следует учитывать,  что разный цвет позволяет  выделить величину, поэтому сначала нужно предлагать для сравнения разноцветные предметы. На каждом занятии следует предоставлять детям возможность -действовать с раздаточным материалом (полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наоборот, разной ширины при равной длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т. п.). Действия с раздаточным материалом обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком.

 Обучение детей второй  младшей группы ведут постепенно. Вначале ребят учат при сравнении  двух плоских предметов показывать  и называть длину как наиболее  легко выделяемую протяженность,  затем другие измерения. Сравнение  предметов по каждому измерению  в отдельности следует проводить  на 3—4 занятиях. Исходным в работе  с малышами является обследование  — специально организованное  восприятие предметов с целью  использования его результатов  в той или иной содержательной  деятельности. <

 Положительный эффект  дает применение таких приемов  следования, как показ длины, ширины  и т. д., проведение пальцем  по указанной протяженности, «измерение»  разведенными пальцами или руками, сравнение разных признаков величины  путем приложения или наложения.

 Обследование дает  возможность установить направление  каждой конкретной протяженности,  что имеет существенное значение  для их различия. Дети узнают, что при показе длины рука  движется слева направо, вдоль  предмета, показывая ширину, ру-. ка движется поперек предмета, высота показывается снизу вверх или сверху вниз, а толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета. Толщина округлых предметов показывается путем обхвата их. Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2—3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета.

 Учитывая тот факт, что в процессе познания действия  всегда должны сопровождаться  словом, необходимо называть обследуемые  признаки величины. Первоначально  это делает воспитатель, а затем  требует осмысленного употребления  детьми слов длина, ширина, высота, толщина.

 Большое значение придается  обучению младших дошкольников  способам сравнения: приложению  и наложению. При наложении  или приложении сравниваемые  предметы подравнивают с одного  края (лучше с левого) или ставят  рядом на одну плоскость, если  сравнивают по высоте.

 Для упражнения детей  в сравнении предметов по величине  • можно давать такие, например, задания:

 — из двух полосок  разной длины, разложенных на  столе, показать длинную или, наоборот, короткую;

 — детям предъявляются  поочередно образцы разной длины;  необходимо найти полоску такой  же длины;

 — нужно взять самый  длинный брусок из двух; показать  его длину, затем показать длину  короткого бруска;

  — найти длинный  карандаш из двух, положить его  вверху, а короткий положить под  ним.

 Воспитатель проверяет,  как дети выполняют задания,  предлагает им рассказать о  величине выбранного предмета, объяснить,  почему именно этот предмет  они выбрали. В процессе этих  упражнений у детей развивается  глазомер, накапливается опыт в  умении различать размерные отношения,  который значительно расширяет  чувственную основу знаний; обогащается  и совершенствуется речь ребенка  за счет использования при  обозначении величины предметов  соответствующих слов. Постепенно  детям становятся доступными  такие ответы: «Это короткий брусок»;  «Кукла долго идет в свой  домик, потому что дорожка длинная»; «Я показал ширину узкой ленты»  и т. п.

 Необходимо учить детей  называть размер предметов, сопоставляя  и противопоставляя их друг другу: «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной, верхняя коробка уже нижней, а нижняя шире верхней, зеленый карандаш толще желтого, а желтый тоньше зеленого». Опознание самих протяженностей вполне доступно маленьким детям, но главное заключается в том, чтобы отдифференцировать точность их названий, а это полностью зависит от воспитательной работы, проводимой с детьми .

 Большое место в  работе с маленькими детьми  должно быть отведено игровым  ситуациям, Например: «Посадим мишек  на скамейки» (на длинную —  много, на короткую — одного). «Поставим машины в гаражи»  (широкие — узкие, высокие —  низкие). «Кто быстрее придет в  свой домик?» (длинная — короткая  дорожка). «Подбери ленточки для  бантиков куклам, мишкам».

 Для уточнения, закрепления  знаний проводят игры типа  «Найди и опиши», «Что там?»,  «Подбери пару»1.

 В средней группе  учат сравнивать три — пять  предметов, менее контрастных  по размеру. При этом дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьшается от 5 до 2 см. Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу (начинай с самого длинного бруска и т. п.).

 Создавая на глазах  у детей образец ряда предметов и рассматривая его, воспитатель обращает внимание на последовательное расположение предметов, направление ряда (восходящее или нисходящее), постоянную разницу между двумя смежными предметами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (меткой) или другим цветом «лишний кусочек» у каждого последующего элемента по сравнению с предыдущим. Анализ образца — эффективный прием обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.

 Правило выбора (выбирай  каждый раз из всех полосок  самую длинную или самую короткую) также служит средством построения  упорядоченного ряда. Оно определяет  последовательность действий —  практическое или зрительное  сопоставление элементов и выбор  нужного. Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, самостоятельно, в результате выполнения задания.

 Проверкой правильности  выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду, так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит относительный характер. Здесь так же, как и в младшей группе, широко используются игровые ситуации: «Построим лесенку», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой ступеньке петушок?» и т. п.

 В средней группе  детей учат сравнивать плоские  предметы по длине и ширине  одновременно (ленты равной длины,  но разной ширины и т. п.).

 Большое внимание уделяется  развитию глазомера. Детям дают  задания найти из четырех-пяти  предметов равный по своим размерам образцу или большего, меньшего размера (найди такой же длины, найди длиннее, короче и т. д.). Чтобы осуществить все задания, предусмотренные программой средней группы, надо провести не менее 10—12 занятий. Знания и умения, полученные на таких занятиях, необходимо систематически закреплять и применять в других видах деятельности: сравнивать размеры разных частей растений, подбирать полоски нужных размеров для ремонта книг, рисовать, лепить предметы соответствующих размеров, наблюдать, как изменяются размеры строящегося дома, и т. д.

 Далее следует перейти  к формированию представлений  о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов, занимающих относительно постоянное положение в пространстве (например, предметы мебели), а затем и у других предметов (деталей строительного материала, конструктивных поделок и т. п.). Выделение и определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного объема. В результате дети приходят к заключению, что большими или меньшими предметы называются в зависимости от размера всех трех измерений.

Информация о работе Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов.