Оперативное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 22:40, доклад

Краткое описание

Оперативное управление - управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оперативное управление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.
Это вещное право предоставлено ГК казенным государственным предприятиям и учреждениям (п. 1 ст. 296 ГК). Однако в дальнейшем сфера этого института была расширена. Закон об общественных объединениях наделяет правом оперативного управления структурные подразделения (отделения) общественных организаций, действующие на основе единого устава (ст. 32).

Вложенные файлы: 1 файл

оперативное управление.docx

— 16.88 Кб (Скачать файл)

Оперативное управление - управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оперативное управление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.

Это вещное право предоставлено  ГК казенным государственным предприятиям и учреждениям (п. 1 ст. 296 ГК). Однако в дальнейшем сфера этого института была расширена. Закон об общественных объединениях наделяет правом оперативного управления структурные подразделения (отделения) общественных организаций, действующие на основе единого устава (ст. 32). Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях"*(266) такое же право было признано за региональными отделениями и иными структурными подразделениями партии в отношении имущества, закрепленного за ними собственником, каковым является партия (п. 2 ст. 28 Закона). Закон о потребительской кооперации, допуская создание в этой области союзов и учреждений, признает за ними право оперативного управления имеющимся у них имуществом (ст. 21, 33 Закона). Таким образом, право оперативного управления используется в сфере отношений как государственной, так и частной собственности.

В п. 1 ст. 296 ГК оперативное управление характеризуется следующим образом: это право казенного предприятия (учреждения) осуществлять в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом. Но в отличие от собственника, имеющего аналогичные правомочия, полномочия носителя права оперативного управления, как следует из п. 2 ст. 296 ГК, имеют рамки и могут определяться заданиями собственника, который вправе изымать имущество, переданное в оперативное управление, и распоряжаться им по своему усмотрению.

Задачи и статус носителей  права оперативного управления - казенных предприятий и учреждений различны, и поэтому в рамках общей формулы  ГК содержание принадлежащего им права  оперативного управления имеет различия, установленные как нормами самого ГК, так и актами последующего законодательства.

Казенные предприятия  создаются государством, как правило, в наиболее важных отраслях экономики  для решения крупных народнохозяйственных задач, и государство заинтересовано в сохранении их имущественной базы и своего влияния на ход их деятельности. Этим следует объяснять наличие  в ГК норм, существенно ограничивающих возможности казенного предприятия  распоряжаться предоставленным  ему имуществом. Собственнику имущества  дается право изъять излишнее и неиспользуемое имущество предприятия и распорядиться им по своему усмотрению.

Собственник определяет также  основные направления предпринимательской  деятельности казенного предприятия  и порядок распределения получаемых им доходов.

Казенное предприятие  вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним  имуществом только с согласия его  собственника. Лишь произведенную продукцию  предприятие реализует самостоятельно, если иное не установлено актами законодательства. Это правило п. 1 ст. 297 ГК должно толковаться расширительно и относиться также к выполняемым работам и оказываемым услугам.

Дополнительные указания в отношении объема права оперативного управления содержатся в Законе о  государственных и муниципальных  унитарных предприятиях. Во-первых, этим Законом (по примеру законодательства об акционерных обществах) введены понятия сделки, в совершении которой имеется заинтересованность предприятия, и крупной сделки, совершение которой требует согласия собственника имущества. Крупной сделкой считается та, сумма которой составляет более 10% уставного фонда или более чем в 50 тыс. раз превышает МРОТ. Во-вторых, согласно Закону в уставе казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и размер иных сделок, совершение которых недопустимо без согласия собственника имущества.

Уставы наиболее крупных  и значимых федеральных казенных предприятий, которые вправе иметь  дочерние предприятия, утверждаются Правительством РФ и могут содержать дополнительные указания в отношении объема права  оперативного управления, предоставленного таким предприятиям. Примером служит утвержденный постановлением Правительства  РФ Устав федерального казенного  предприятия "Росспиртпром", которое является структурно сложным юридическим лицом.

Следует также учитывать, что на казенных предприятиях должны создаваться фонды целевого назначения. Обязательно создание резервного фонда  для покрытия возможных убытков. Другие фонды (социальный, жилищный, материального  поощрения) и порядок их образования  предусматриваются уставом предприятия. Средства, зачисленные в такие  фонды, могут использоваться только в соответствии с их предназначением. 
Задачи и статус учреждений имеют ту особенность, что учреждения могут быть как государственными, так и негосударственными (частными), и призваны осуществлять различные функции: управленческие, социально-культурные и иные. При этом учредительные документы могут предоставлять учреждениям право осуществлять приносящую доходы деятельность. Поэтому режим принадлежащего учреждениям права оперативного управления должен быть более гибким и отражать названные особенности.

В основе текущей деятельности учреждений всех видов лежит смета - утвержденный или одобренный вышестоящей  организацией финансовый документ, определяющий в своих статьях направления  и сумму расходов, производимых учреждением  за счет имеющихся в его распоряжении денежных средств. Предусмотренные  сметой средства используются учреждением  самостоятельно, причем смета может  вышестоящей организацией пересматриваться. Общие правила расходования сметы  определены в Бюджетном кодексе.

Что касается других распорядительных действий учреждений в отношении их имущества, то по этому вопросу в ГК содержатся следующие положения. Во-первых, учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Во-вторых, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от нее доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п.  2 ст. 298 ГК).

В отношении права учреждений самостоятельно распоряжаться результатами разрешенной им предпринимательской  деятельности имеется разъяснение, согласно которому доходы учреждения и приобретенное за их счет имущество, учитываемые на отдельным балансе, не могут быть изъяты у этих учреждений по решению государственных органов, в том числе и в тех случаях, когда они не используются или  используются не по целевому назначению (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8).

В законодательстве об отдельных  видах учреждений и их уставах  содержатся дополнительные правила  об их правомочиях в отношении  находящегося у них имущества. Например, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" имеется гл. IV "Экономика системы образования", нормы которой более полно определяют правомочия государственных и негосударственных образовательных учреждений с учетом их задач и необходимости ведения определенной хозяйственной деятельности. Нормы, отражающие особенности отдельных видов учреждений, содержатся в Федеральном законе от 26 мая 1996  г. "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"*(267) и ряде других законодательных актов. Задачи некоторых особо крупных и значимых федеральных учреждений имеют особенности, и их имущественные правомочия более полно определяются утвержденными для них уставами. (См. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 - СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902.)

Ограничивая хозяйственную  самостоятельность носителей права  оперативного управления и влияя  на их работу, собственники таких юридических  лиц должны принимать на себя возможные  последствия их текущей деятельности. Это проявляется в установлении субсидиарной ответственности собственника по обязательствам казенных предприятий  и учреждений при недостаточности  их имущества (п. 5 ст. 115 и п. 2 ст. 120 ГК), которая должна наступать по общим правилам гражданского законодательства (гл. 25 ГК).


Информация о работе Оперативное управление