Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 15:48, реферат
Элитные группы российского общества стали в последнее десятилетие предметом пристального внимания отечественных ученых; различные аспекты процессов рекрутирования и ротации элит заняли устойчивое положение среди приоритетных тем российской политической науки. Несмотря на это термин "элита", связанные с ним понятия, равно как и возможности их спользования при характеристике властвующих групп России до сих пор остаются в центре острых политических дискуссий [Тощенко 1998; ГаманГолутвина 1999; ГаманГолутвина 2000; Благоволин 1999]. Поэтому сейчас возникает необходимость в аксиологически нейтральном уточнении терминологического аппарата политической теории элит.
Рассмотрим еще одну категорию теории элит. Каналами рекрутирования называются пути продвижения к вершине политической иерархии. Исследователи относят к числу основных институциональных каналов такого рода государственный аппарат, органы местного управления, армию, политические партии, религиозные организации, систему образования. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политического режима и т.д.
Интересный материал для сопоставления эффективности тех или иных каналов рекрутирования элит в различных странах дает работа Р. Патнема "Сравнительное исследование политических элит". Патнем показывает, что роль политических партий в формировании высших эшелонов власти значительна в парламентских режимах большинства западных стран и в странах третьего мира.
Бюрократический аппарат играет роль важного канала элитообразования главным образом в развивающихся странах, однако и в таких развитых государствах, как Германия, Япония, Швеция, значительная часть высшего эшелона власти обязана своим положением в составе политической элиты именно государственной службе. В системе местного самоуправления работали большинство членов парламентов США, Германии, Франции, Италии, Австрии. Для политических систем Великобритании и США в сравнительном отношении характерны относительно поздняя институционализация государственной службы в качестве канала рекрутирования политической элиты и сравнительно слабое влияние стажа работы на этом поприще на процесс формирования высших эшелонов власти. В России, напротив, государственная служба традиционно была бесспорным, не имеющим конкурентов "лидером" среди других каналов.
Кроме того, роль каналов элитного рекрутирования играют порой и некоторые значимые социальные институты, например, религиозные организации и профсоюзы. В ряде стран Латинской Америки (скажем, Бразилии, Аргентине, Перу) существенным источником пополнения высших эшелонов политической иерархии является армия. Служба в армии и других силовых структурах традиционно считается залогом удачного политического будущего и в Израиле: по крайней мере четыре последних премьерминистра этой страны (Ш. Перес, И. Рабин, Б. Нетаньяху и Э. Барак, которые, как известно, имеют генеральские звания), во многом обязаны своей политической карьерой успешной службе в армии и спецформированиях.
Практически во всех регионах мира маршрут движения к вершине политической иерархии проходит и через систему образования, однако в ряде стран (прежде всего Великобритании и Франции) образование играет столь значимую роль, что разница между ним и системой элитного рекрутирования фактически стирается. Не случайно герцогу Веллингтонскому принадлежит крылатая фраза о том, что битва при Ватерлоо была выиграна на спортивных площадках Итона. Лишь небольшая часть из нескольких десятков тысяч школ Великобритании принадлежит к категории public school; здесь обучается около 5% общего числа школьников, однако именно эти учебные заведения (среди которых треть является самыми респектабельными и престижными в стране, а элиту элит составляют Итон, Винчестер, Регби, Харроу) представляют собой первичные каналы воспроизводства политической элиты. Некоторые из описываемых школ отличаются высокой степенью династичности, что, соответственно, благоприятствует замкнутости элиты, ее самовоспроизводимости (например, среди школьников Итона две трети составляют сыновья бывших выпускников данного учебного заведения, между тем из его стен вышли 18 премьерминистров). Второе звено в британской системе элитного воспроизводства — колледжи Кембриджа и Оксфорда.
Во Франции, где образование занимает доминирующее положение среди каналов продвижения в высший административный эшелон, условием отбора в специализированные престижные институты является успешное прохождение жесткого конкурсного отбора в процессе вступительных экзаменов. Поступившему в соответствующее учебное заведение (например, Национальную школу администрации, выпускников которой здесь именуют "энархами" в соответствии с французской аббревиатурой названия школы) гарантированы —— вхождение в высший слой управленцев и престижное трудоустройство в государственном аппарате. Как пишет известный французский исследователь современных политических элит Д. Пинто, государство во Франции "фактически монополизировано собственной государственной элитой" [Пинто 1995]. При этом рекрутирование политической элиты Франции ограничено временными рамками: всякий претендент может лишь один раз попытать счастья, так как не прошедшие экзаменационный фильтр не располагают возможностью в следующий раз попытаться добиться успеха.
Категория проницаемости каналов рекрутирования описывает способы горизонтального передвижения членов политической элиты в системе разнообразных каналов рекрутирования. Исследования Патнема, Т. Дая и Дж. Пикеринга показывают, что США свойственна высокая степень проницаемости каналов рекрутирования. Как правило, высший эшелон управленческого аппарата заполняется лицами из различных сфер бизнеса и образования, которые покидают официальный Вашингтон после очередных выборов и возвращаются в администрацию, когда главным руководителем страны вновь становится выдвиженец от их партии. Едва ли не половина представителей высшего американского бизнеса в то или иное время работала на важных правительственных должностях, а карьерные успехи пяти из каждых шести правительственных чиновников были достигнуты в частном секторе [см. Putnem 1976]. В этом отношении показательна биография Дж. Буша, который пришел в политику, будучи крупным бизнесменомнефтепромышленником [см. Dye 1990].
Изменения в пользу большей проницаемости каналов рекрутирования происходят и в современном российском обществе: можно привести немало примеров (сегодняшнего дня или недавнего прошлого) вхождения представителей большого бизнеса в структуры государственной власти (В. Потанин, Б. Березовский и др.). И наоборот, ушедшие в отставку высшие чиновники нередко продолжают карьеру в системе большого бизнеса. Так, эксминистр иностранных дел России А. Козырев сейчас занимает посты вицепрезидента руководителя восточноевропейского подразделения американской фармацевтической компании ICN Pharmaceuticals, Inc.; бывший первый заместитель главы Администрации Президента РФ О. Сысуев работает первым заместителем председателя совета директоров Альфабанка, а два бывших высокопоставленных сотрудника того же Альфабанка (В. Сурков и А. Абрамов) являются заместителями нынешнего главы президентской Администрации. Очевидно, что проницаемость каналов, равно как и ротация политических элит в целом, имеет тенденцию к увеличению в периоды кризисов. В спокойные времена темпы ротации замедляются.
В отличие от США, проницаемость рассматриваемых каналов рекрутирования элиты минимальна во Франции, где почти отсутствуют "вращающиеся двери» между государственным аппаратом и крупным бизнесом — путь отрыт преимущественно в одном направлении: правительственные чиновники после завершения государственной карьеры могут занимать ведущие посты в частном бизнесе, однако движение в обратную сторону затруднено.
В заключение — несколько слов о том, как соотносится исследование элит в рамках политологии с социологическим подходом к изучению социальной структуры, в частности, с теорией классов. На мой взгляд, наиболее низкой к элитологии социологической концепцией является стратификационная теория, исходящая из представления об обществе как о совокупности разнообразных социальных групп, выделение которых происходит по различным критериям: профессиональному, демографическому, социальностатусному, культурному, образовательному, по уровню и характеру доходов и т. п. В рамках теории стратификации классовое деление может быть принято как дифференциация различных групп населения по масштабу и характеру имеющейся у них собственности на средства производства и объему производимого продукта, уровню получаемого дохода и материального благосостояния [Радаев и Шкаратан 1995; Giddens 1991]. Исходя из той же теории, основанием стратификации (дифференциации) общества на элитные и внеэлитные группы будет являться различное их положение по отношению к власти, а также неодинаковая степень участия в принятии стратегически важных для социума решений.
Литература
1. Благоволин, С. 1999. Бедная Россия. — Независимая газета. 26.XI. 2. Блондель, Ж. 1992. Политическое лидерство. М.: РАУ,с.9. 3. Бурдье, П. 1993. Социология политики. М,: Socio Logos. 4. ГаманГолутвина, О. 1999. Террариум единомышленников. — Независимая газета, 2.VT. 5. ГаманГолутвина, О. 2000. Бюрократия или олигархия. — Независимая газета, 15. III. 6. Пинто, Д. 1995. Элиты в демократических обществах. — Вестник Московской школы политических исследований, № 1, с.182. 7. Радаев В., Шкаратан, О. 1995. Социальная стратификация. М.: Наука, с.3640. 8. Ривера, Ш. 1995. Тенденции формирования состава посткоммунистической элиты России: мутационный анализ. — Полис, № 6, с.6166. 9. Сартори, Дж. 1993. Вертикальная демократия. — Полис, № 2. 10. Тощенко, Ж 1998. Как же назвать тех, кто правит нами? — Независимая газета, 3.XII. 11. Шпенглер, О. 1993. Закат Европы. Новосибирск: Наука, с.74.
Гаман-Голутвина О.В. Определение основных понятий элитологии. / Полис., 2000, № 3. – С. 97103.
ГАМАНГОЛУТВИНА Оксана Викторовна, доктор политических наук, профессор кафедры политологии и политического управления
Российской Академии государственной службы при Президенте РФ