Главной
задачей при использовании в работе со
сказкой выразительных движений является
развитие творческих способностей детей.
Усвоение того или иного выразительного
движения, жеста персонажа сказки происходит
в специально подобранных упражнениях,
также в свободных играх. Вспомогательными
средствами освоения выразительных движений
выступают слово и музыка.
- Проблемные ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение).
Это ситуации,
для овладения которыми индивид или коллектив
должны найти использовать новые для себя
средства и способы деятельности; учат
мыслить и творчески усваивать знания.
Выход из проблемной ситуации - это открытие
нового, еще неизвестного знания. Проблемные
ситуации активизируют познавательную,
речевую, творческую деятельность детей
и строятся по материалам развития действия,
на событийной стороне произведения. Создание
проблемной ситуации требует постановки
проблемного вопроса.
- Творческие задания - могут
быть индивидуальными и коллективными.
Результатом
выполнение творческих заданий является
появление продукта, отличающегося новизной,
оригинальностью, уникальностью (нового
образа, рисунка, сказки)
Могут быть и другие творческие
задания.
Дети наделяют знакомых героев
сказок противоположными для них качествами.
- Узнай сказку по песенке героев.
- Продолжи сказку.
Вместо известной концовки
сказки надо придумать свою. Дети учатся
фантазировать, размышлять.
Точка - шифр, знак. Соединяя
точки, ребенок получает рисунок героя
сказки или предмета из сказки, вспоминает
эту сказку, рассказывает ее.
Дети рисуют иллюстрации к знакомым
или своим сказкам, используя нетрадиционные
способы (монотопия, пальцевая живопись,
рисование акварелью по-мокрому).
При выполнении игровых заданий
опираемся на изобразительные умения
детей.
Какой-либо сказочный персонаж
загадывает детям загадку, а разгадку
дети рисуют.
- Умение согласовывать свои
действия с действиями другого.
Предлагаем дидактические игры:
- "Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)
- "Треугольник и квадрат" (математическое развитие)
- "Хорошо – плохо" (оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов.
- "Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков).
Искренняя
заинтересованность взрослого в формировании
знаний детей о героях сказок, улыбка и
похвала – неотъемлемая черта. Нужно привлекать
к оценке самого ребенка:
• Что тебе сегодня удалось?
Что не совсем получилось?
• Необходимость чередовать
разные типы заданий, не играть в одну
игру много раз подряд.
• Взрослый - рядом, но не надо
выполнять задание за ребенка.
• Начинать с заведомо легких
заданий, учитывать темперамент каждого
ребенка, продумать варианты одного и
того же упражнения.
• Не предлагать сразу много
игр, заданий. На одном занятии брать несколько
игр, различных по своему характеру.
• Учитывая образный характер
мышления младшего школьника, проводить
оживление разных игровых ситуаций.
• Создать свободную, непринужденную
обстановку, сосредоточить внимание на
самой игре, а не на дисциплине.
• Закреплять умения, приобретенные
в играх (давать на дом варианты игр).
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по формированию у младших школьников
знаний о героях русских народных волшебных
сказок.
2.1 Диагностика
у учащихся уровня сформированности
знаний о героях русских народных волшебных
сказок.
Опытно-экспериментальная работа
проводилась во 2 классе МБОУ «Одоевская
СОШ». Диагностика проводилась с целью
выявления сформированности у младших
школьников следующих знаний:
- знаний об образах русских народных
волшебных сказок;
- знаний о том, как описаны образы
в русских народных волшебных сказках.
Учащимся
были предложены следующие задания:
Задание 1. Тест на выявление
уровня сформированности теоретических
представлений о героях русских народных
волшебных сказок
Прочитай
и определи, из каких сказок эти отрывки.
А) «Девица окостеневать
стала, чуть-чуть языком шевелит:
-Ой, тепло, голубчик Морозушко.
Тут Морозко сжалился над девицей,
окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми
одеялами…» («Морозко»).
Б) «Иван-царевич говорит:
- Лягушка, лягушка, отдай
мою стрелу.
А лягушка ему отвечает:
- Возьми меня замуж!
- Что ты, как я возьму
себе в жены лягушку?
- Бери, знать судьба твоя такая»
(«Лягушка-царевна»).
В) «Доченька – говорила
мать, - Мы пойдем на работу, береги братца!
Не ходи со двора, будь умницей – мы купим
тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка
позабыла, что ей приказывали: посадила
братца на травке под окошко, сама побежала
на улицу, заигралась, загулялась» («Гуси-лебеди»).
Задание 2. Беседа-игра на
выявление уровня сформированности знаний
о героях волшебной сказки:
Давайте найдем доказательства,
того, что сказка «Гуси-лебеди», действительно
волшебная. Для начала, посмотрим на заголовок.
Что интересного заметили? (Необыкновенные
птицы – одновременно и гуси, и лебеди,
волшебные птицы.)
Сейчас
мы разделимся на группы и проведем соревнование.
Какая группа найдет больше отличительных
особенностей сказки «Гуси-лебеди» от
тех сказок, которые мы прочитали в этом
разделе. (Из предложенных записей, дети
выбирают те, которые относятся к сказке
«Гуси-лебеди», ответы по группам.)
Итак, давайте
посмотрим, что же у нас получилось? ( Используя
ответы детей, заполняется кластер)
- Кто же волшебные герои сказки? (Гуси-лебеди, Баба-яга)
- Кто помогал девочке? (Печка,
яблоня, речка)
- Ребята, сколько раз девочка
обращается за помощью? (Три раза)
- Почему
сначала печка, яблоня и речка отказывают
девочке в помощи? (Грубо разговаривает)
- Как изменилась
девочка после встречи с Бабой-ягой? (Она
изменилась, стала вежливая, добрая)
- Почему
произошли такие изменения, за что она
была наказана? (Не послушала родителей,
заигралась, не смотрела за братцем)
- Как изменяется
отношение волшебных помощников к девочке?
Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают)
- Ребята, в этой сказке добро
победило зло? (Победило)
- Благодаря
чему это произошло? (Девочка изменилась,
помощники ей помогли и гуси-лебеди не
догнали детей.)
Задание 3. «Песенки сказочных
героев».
Участникам игры необходимо
определить, каким персонажам принадлежат
песенки или слова из сказок.
- У меня не усы, а усищи,
Не лапы, а лапищи,
Не зубы, а зубищи –
Я никого не боюсь!
- Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
- Мамки, няньки, собирайтесь,
снаряжайтесь!
Испеките мне к утру мягкий
белый хлеб,
Какой я у моего родного батюшки
ела.
Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
- Аленушка, сестрица моя!
Выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
- Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Котик-братик,
Спаси меня!
Задание 4. «Назови сказку правильно»
Играющим необходимо вспомнить
и дать правильные названия сказок.
«Сестрица
Аленушка и братец Никитушка»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«Лисичка-сестричка и серая
мышь»
«Перышко Финиста – ясна-филина»
«По собачьему веленью»
«Дарьюшкина избушка»
«Сивка-будка»
«Плавучий корабль»
«Волк и 7 тигрят»
«Пашенька и медведь»
«Гуси-вороны»
«Царевна-индюшка»
В процентном и качественном
отношении полученные результаты можно
прокомментировать следующим образом:
25 % класса не знают (или не помнят)
понятие «волшебная» сказка. При этом
многие дети, к тому же, не отличают народную
сказку от литературной (33 %).
Первый вопрос предполагал
проверку знания учащимися конкретных
текстов произведений жанра, для волшебной
сказки типичных: «Морозко», «Царевна-лягушка»,
«Гуси-лебеди». Эти произведения являются
хрестоматийными и входят в большинство
современных действующих программ по
литературе для начальной школы. Тем не
менее, несмотря даже на то, что в некоторых
из отрывков упоминались главные герои
соответствующих сказок, результаты теста
не очень высокие: знают 66 % учащихся.
Последующие задания были направлены
на диагностику уровня сформированности
знаний о героях волшебных сказок. Результаты
заданий говорят о том, что не все дети
достаточно хорошо знакомы с героями волшебных
сказок и не могут их различать.
Данные представлены
в таблице № 1.
Таблица №1.
Уровень
сформированности знаний о героях
русской народной волшебной сказки у второклассников.
Класс |
Знание термина «волшебная
сказка» |
Знание русских народных
волшебных сказок |
Знания о героях волшебных
сказок |
2 «Б» |
33 % |
66 % |
60 % |
Как видно из таблицы, у детей
в целом не имеется четкого представления
об особенностях волшебной сказки. И подобная
картина довольно типична для «среднего»
младшего школьника и «среднего» ученического
коллектива начальной школы. Она подтверждается
также предварительными
констатирующими срезами, которые
охватывают уч-ся с 1 по 4 класс той же школы.
Результаты
второго этапа констатирующего эксперимента
(первая фаза: вопросы к сказке, составленные
уч-ся) оказались следующими:
Эксперимент
в 2 «А» классе показал, что больше
половины (57 % из 100 %) учащихся сформулировали
вопросы только в отношении общего хода
сюжета, вопросы репродуктивного характера,
ответы на которые предполагают воспроизведение
отдельных эпизодов сказки, причем, не
всегда в хронологическом порядке, что
соответствует фрагментарному
уровню восприятия.
Например, Кирилл Б.:
Кто привез девочку в лес?
Зачем пришла кобылья голова?
Что случилось с бабовой дочерью?
Почему мужик отвез бабову дочь?
Оксана Ю.:
Куда девочка влезла, чтобы
стать красавицей?
Что стало с бабовой дочерью?
18 % уч-ся поставили вопросы,
направленные на установление
причинно-следственных связей, что
говорит о приближении к констатирующему
уровню восприятия.
Вопросы Анастасии К.:
Почему отец отвез дочку в лес?
Сколько заданий задала кобылья
голова девочке?
Чем наградила кобылья голова
девочку?
Кого затем отвез мужик в лес?
Как себя вела бабова дочь?
Вопросы, связанные с оценкой
героев сказки или выражающие эмоциональный
читательский отклик на произведение,
были заданы лишь двумя учащимися (10 %)
(уровень «героя»).
Это вопросы Максима Г. и Лены
О.:
Как вы относитесь к поведению
девочки? (бабовой дочери)
Какие чувства вызывает у вас
поведение бабовой дочери?
Какое настроение стала, когда
прочитал сказку?
Таблица
№ 2
Наиболее типичные вопросы,
сформулированные учащимися 2 класса к
тексту с волшебной сказки в ходе констатирующего
эксперимента.