Опыт отечественных педагогов
по организации
театрально-игровой деятельности
в детском саду
Опыт отечественных педагогов
по организации
театрально-игровой деятельности в детском
саду
- Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой.
Цель программы развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в гармонизации отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Основные задачи программы: развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества.
Включает в себя 5 разделов:
1.Театральная игра 2. Ритмопластика 3.Культура и техника речи 4. Основы театральной культуры 5. Работа над спектаклем.
Программа «Театр-творчество-дети:
играем в кукольный театр»
Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
Основные задачи:
- последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный);
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам;
- совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа,
- моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программа состоит из четырёх
разделов (от 3 до 7 лет).
Программа «Театрализованные занятия
в детском саду»
М.Д.Маханевой.
Программа способствует:
- реализации новых форм общения с детьми,
- индивидуальному подходу к каждому ребенку,
- нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.
- в соответствии со склонностями и интересами детей организована работа студий: «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.
- Занятия включают:
- Разыгрывание сказок, сценок; ролевые диалоги по иллюстрациям и самостоятельные на темы взятые из жизни; просмотр и обсуждение кукольных спектаклей; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры в детском
саду – авторская педагогическая
технология развития ребенка дошкольного
возраста в театрализованной деятельности
Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.
Технология учитывает психологическую
комфортность, предполагающую:
- снятие стрессообразующих факторов; раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
- развитие мотивов – игра и обучение не должны быть из-под палки, внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого, внутренние мотивы должны включать мотивацию успешности, продвижения вперед.
Технология включает:
- Развитие психофизических способностей и процессов, речи, творческих способностей
- Участие детей в театральной игре
- Амплификацию театрального опыта
- Изготовление и подбор атрибутов совместно с родителями.
Программа «Театрализованная деятельность
в детском саду» Е.А.
Антипиной.
Цель программы – развитие
артистических способностей детей
через театрализованную деятельность.
Задачи и методы:
- последовательное знакомство с видами театра;
- поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребенка;
- работа над речью, интонациями;
- коллективные действия, взаимодействия;
- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать
Программа развивает артистические
способности детей поэтапно
1 этап
1. Последовательное знакомство
детей с различными видами
театра
2. Поэтапное освоение детьми
различных видов творчества
3. Совершенствование артистических
навыков детей посредством переживания
и воплощения образа в сказках
2 этап
1. Инсценировка песен
2. Театральные этюды
3. Развлечения
4. Фольклорные праздники
5. Сказки, мюзиклы, водевили,
театрализованные представления
3 этап
1. Создание театрального коллектива
2. Изготовление декораций, ширмы
3. Приобретение кукол для
театра
4. Организация оркестра.
4 этап
1. Индивидуальные беседы с
родителями
2. Консультации для воспитателей
3. Сотрудничество с городским
театром кукол, с ТЮЗом, со
школой
5 этап
1. Работа с программой Н.Ф.Сорокиной,
Л.Г.Миланович «Театр – творчество
дети»
2. Поиск высокохудожественных
музыкальных произведений для
аранжировки театральных представлений
3. Изучение русских народных
игр
- Диагностика развития артистических способностей
«Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой
- модульная педагогическая система
воспитания и развития дошкольников
от 3 до 7 лет.
Занятия модуля «Театр и театрализованная
деятельность» ставят задачи, конкретизирующиеся
с учетом возраста и вида
игр:
- создать условия для развития творческой активности детей в теат-
- рализованной деятельности;
- приобщать детей к театральной культуре;
- обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе;
- создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими и др.).
Театрализованная деятельность
включает работу по двум основным
блокам:
- театральная азбука
- театрально-игровая деятельность (игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли, мастерим для театра).
Театрально-игровая деятельность
связана с другими видами художественной
деятельности
Четко проявляются три этапа развития
художественно-
творческого образа: первичное формирование
образа на основе литературного произведения;
обогащение, конкретизация образа в продуктивной
форме; взаимообогащение его переносом
выразительных средств из одного вида
эстетической деятельности в другой
Успешность и результативность
театральных занятий зависит
от сотрудничества педагогов
Программа «Театрализованные игры
в реабилитации дошкольников
с
интеллектуальной недостаточностью»
И.Г.Вечкановой.
Автором выделены возможности
театрализованной деятельности
с детьми с недостатками интеллектуального
развития:
- формирование представлений детей об окружающем мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним;
- влияние на ход формирования представлений, мотивов, средств, используемых детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми, своевременное включение театрализованной игры в коррекционно-развивающий процесс;
- актуальность уровня развития элементов театрализованной игры и трудности, возникающие у детей при овладении ею;
- последовательное формирование способности к символико-моделирующим видам деятельности, в развитии воображения
Программа «Детство».
Мышление, воображение,
речь выступают в тесной взаимосвязи друг
с другом, проявляются в разных видах детской
активности (речевой, двигательной, музыкальной
и др.) и творчестве в трех аспектах (О.Акулова):
- создание драматического содержания;
- исполнение собственного замысла;
- оформление спектакля.
Организация работы по театрализации
с учетом этапов художественной
деятельности.
- Первый этап. Углубление художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст, образность) с целью обогащения познавательного, эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации на занятиях по познавательному, речевому, изобразительному, музыкальному развитию.
- Второй этап. Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
- Третий этап. Творчество ребенка в речевой, игровой и др. видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», артист», «сценарист-режиссер», оформитель-костюмер»
Вывод
- Таким образом, все рассмотренные нами программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.