Организации занятий по подготовке к ЕГЭ по физике в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

цель работы: рассмотреть основные методические приемы, позволяющие качественно подготовить выпускников школы к Единому государственному экзамену.
На основании цели работы определены ее задачи:
Проанализировать результаты единого государственного экзамена по физике в 2011 году с целью выявления «проблемных тем» раздела «Механика», так как грамотную работу можно построить только на анализе результатов и учете типичных ошибок и пробелов в знаниях»
Рассмотреть основные методические приемы, благодаря которым можно активизировать учебно – познавательную деятельность, а также такой важный аспект работы, как «отсроченное повторение» и т.п.;
разработать план занятий по повторению и закреплению знаний учащихся по разделу «Механика» с учетом содержания контрольно – измеритеьных материалов ЕГЭ 2012 года.

Содержание

Введение 3
1. Организации занятий по подготовке к ЕГЭ по физике в средней школе 7
1.1. Анализ результатов ЕГЭ по физике в 2011 году и рекомендации по подготовке к ЕГЭ в 2012 году 7
1.2. Основные методические приемы при подготовке к ЕГЭ по физике 14
2. План занятий по повторению и закреплению знаний учащихся по теме «Механика» 22
Заключение 26
Список источников и литературы 27
Документы 27
Литература 27

Вложенные файлы: 1 файл

физика.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Модернизация системы  образования, новые задачи, стоящие в настоящее время перед общим средним образованием, требуют кардинального изменения характера деятельности учителя. В том числе и учителя физики. Данные ГИА и ЕГЭ, а также различные международные исследования свидетельствуют о том, что современные российские школьники в большинстве своем не справляются с теми заданиями, которые требуют применения знаний к решению проблем и задач надпредметного и межпредметного содержания, а уровень знаний у учащихся большинства дидактических единиц, которые и составляют ядро физического и естественнонаучного образования остается крайне низким.1

Меняются дети, изменился  характер их познавательной деятельности, изменение претерпели все процессы получения и обработки информации, кардинально изменилась материальная база многих образовательных учреждений. Все это ставит перед учителем физики новые профессиональные задачи, среди которых одной из наиболее важных является задача подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Единый государственный  экзамен уже несколько лет (с 2009 года) утвержден в качестве  единственной формы государственной итоговой аттестации выпускников всех общеобразовательных  школ (за исключением лиц с  серьезными нарушениями здоровья). Как отмечено в «Порядке проведения Единого государственного экзамена», «Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».2

В связи с этим тема качественной и эффективной подготовки к ЕГЭ актуальна для всех участников образовательного процесса. Не секрет, что сегодняшняя форма единой государственной аттестации в виде ЕГЭ совместила в себе не только подведение итогов работы конкретного отдельно взятого общеобразовательного учреждения, но и процедуру вступительных экзаменов в вузы и сузы. В связи с этим и для основных заказчиков педагогических услуг – родителей, и для непосредственных участников образовательного процесса – учителей и учащихся, на первый план  выходит вопрос качественной подготовки к государственной итоговой аттестации и готовность к дальнейшему профессиональному обучению.

Один из участников проходившей  в 2011 году при МГУ Конференции  учителей физики отметил неудовлетворительное положение дел с уровнем подготовки нынешних выпускников к дальнейшему обучению в технических вузах, сказав буквально следующее: «По словам преподавателей МАИ и МФТИ, результаты ЕГЭ по физике неудовлетворительны. Что касается технических вузов, три четверти студентов – первокурсников поступили в вуз, практически не зная физики… Среди абитуриентов, поступивших в технические вузы, есть такие, кто физику вообще не сдавал. Об их знаниях говорить не приходится. Набор в технические вузы провален, и это в то время, когда делается ставка на модернизацию страны, то есть науку, промышленность, в первую очередь.

По мнению преподавателей этих ведущих вузов, проблема не только в том, что школьники не помнят каких - то формул, формулировок каких  – то законов. Она намного глубже. У школьников не сформирован причинно – следственный количественный тип мышления. Физика является одной из важнейших интеллектообразующих дисциплин. Она организует мозги в правильном направлении…» 3

Низкие результаты ЕГЭ  по физике в целом по стране не позволяют говорить о том, что причина кроется только в низком уровне компетенции учителя, если низкий уровень знаний отмечается по всей стране, значит, речь идет не только о субъективных причинах, к коим мы можем отнести низкий профессиональный уровень учителя или неумение учителя приспособиться к новым требованиям, сколько об объективных причинах, одной из которых является несоответствие программы базовой школы и требований, предъявляемых к выпускникам школ, сдающих ЕГЭ по физике. При сравнении, к примеру, количества часов, отведенных на  изучение некоторых тем,  мы видим, что оно сокращено в два раза, по десятому классу видно, что наибольшему сокращению подвергся такой основополагающий для физики раздел, как «Механика». 4 При этом в КИМах ЕГЭ,  которые, по выражению О.А. Куценко,  «примерно соответствуют письменному экзамену по физике в среднем техническом вузе лет двадцать назад», раздел «Механика» составляет почти 30% обязательной части заданий.5

В связи с этим, понятно, что отводимого количества часов по базовому курсу преподавания физики в школе явно недостаточно для качественной подготовки к ЕГЭ, поэтому необходимо в 11 классе организовать повторение и закрепление изученного материала, особую роль уделив такому разделу как «Механика»

Тема  данной работы – «Методика организации занятий по подготовке к ЕГЭ по физике», показанная  на примере темы «Механика»

В соответствии с темой  работы поставлена цель работы: рассмотреть  основные методические приемы, позволяющие  качественно подготовить  выпускников школы к Единому государственному экзамену.

На основании цели работы определены ее задачи:

  1. Проанализировать результаты единого государственного экзамена по физике в 2011 году с целью выявления «проблемных тем» раздела «Механика», так как грамотную работу можно построить только на анализе результатов и учете типичных ошибок и пробелов в знаниях»
  2. Рассмотреть основные методические приемы, благодаря которым можно активизировать учебно – познавательную деятельность, а также такой важный аспект работы, как «отсроченное повторение» и т.п.;
  3. разработать план занятий по повторению и закреплению знаний учащихся по разделу «Механика» с учетом содержания контрольно – измеритеьных материалов ЕГЭ 2012 года.

В данной работе были использованы методические рекомендации и анализ результатов ЕГЭ 2012 года, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений, такие важные документы, как «Порядок проведения единого государственного экзамена», Стандарт среднего (полного) общего образования по физике (базовый и профильный уровень), тезисы докладов Всероссийского Съезда учителей физики,  проведенного при МГУ 28-30 июня 2011 года, методические рекомендации при работе с различными УМК по физике,  а также методические материалы из научно – методических журналов «Физика в школе», «Физика. Приложение к газете «Первое сентября» и другие.

Структура работы соответствует  поставленным целям и задачам.

 

1. Организации  занятий по подготовке к ЕГЭ по физике в средней школе

1.1. Анализ результатов  ЕГЭ по физике в 2011 году и рекомендации по подготовке к ЕГЭ в 2012 году

 

Основная задача единого  государственного экзамена по физике – оценить подготовку по этому  предмету выпускников 11 классов общеобразовательных  учреждений с целью государственной  итоговой аттестации и отбора выпускников для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.

В 2011 году Единый государственный  экзамен по физике сдавали 185 432 выпускника, что несколько ниже в количественном отношении, чем в прошлом году, но несколько больше в процентном соотношении, что связано с уменьшением общего количества выпускников.

Процент выпускников, сдающих  физику, от общего количества выпускников  в 2009-2011 году представлен в диаграмме 16:

Диаграмма 1.

Процент выпускников, сдающих физику, от общего количества выпускников в 2009-2011 году


 

 

 

 

 

Из диаграммы видно, что за последние годы процент  выпускников, сдающих физику, медленно, но растет, что связано с происходящей переориентацией выпускников на инженерно – технические специальности, однако, как подчеркивают эксперты, уровень подготовки выпускников школы по физике невероятно низок.

Об этом свидетельствуют  и результаты Единого государственного экзамена.

Существующая в настоящее  время концепция конструирования  контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике обеспечивает единство требований к знаниям и умениям выпускников общеобразовательных учреждений и позволяет эффективно дифференцировать абитуриентов в соответствии с их уровнем подготовки по физике. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по физике призваны всесторонне оценить, как усвоение выпускниками основных содержательных линий всех разделов школьного курса физики, так и сформированность различных видов деятельности.

КИМы ЕГЭ по физике 2011 года  состояли из 35 заданий, которые различались формой представления и уровнем сложности: 25 заданий с выбором одного ответа, 4 задания с кратким ответом и 6 заданий с развернутым ответом. К заданиям базового уровня относились 20 заданий с выбором ответа, два задания с кратким ответом. Задания повышенного уровня содержались во всех частях работы: 5 заданий с выбором ответа, два задания с кратким ответом и одна качественная задача, требующая развернутого ответа. Задания высокого уровня сложности – 5 расчетных задач с развернутым ответом – составляли часть 3 варианта КИМ.7

В каждом варианте содержалось 10–11 заданий по механике, 11–13 заданий по электродинамике,  7–9 заданий по молекулярной физике,  6–7 заданий по квантовой физике. По сравнению с заданиями 2010  года в 2011 году существенно изменилась часть В: вдвое было увеличено число заданий на установление соответствия, а  расчетные задачи с кратким ответом - исключены. При этом расчетные задачи с повышенным уровнем сложности были представлены в части А, и в целом пропорции между количеством задач по различным разделам школьного курса физики и по различным видам деятельности остались почти неизменными.

Максимально возможный  первичный балл, который можно получить, выполнив все заданий экзаменационной работы – 51 (в 2009 и 2010 годах он был немного ниже – 50 баллов). В 2011 году было увеличилось время на выполнение работы – 240 минут вместо 210. Из первичных баллов, которые выставлялись за выполнение экзаменационной работы, был осуществлен по 100-балльной шкале перевод в тестовые баллы. Минимальный проходной балл ЕГЭ по физике 2011 года был установлен на уровне 33 тестовых баллов,  соответствующих 10 первичным баллам.

Минимальный уровень  для сдачи ЕГЭ по физике определяется объемом знаний и умений, без которых  в дальнейшем невозможно продолжение  образования в учреждениях. 8

Проведенный Федеральным  институтом педагогических измерений  анализ ЕГЭ по физике 2011 года показал, что средний балл в этом году был  несколько выше, чем в предыдущие годы, что видно в представленной диаграмме 2:

Диаграмма 2.

Средний балл по физике за 3 года


 

 

 

 

 

Не преодолели порог  успешности  ЕГЭ по физике 7,4% принимавших в нем участие выпускников, что несколько выше, чем в 2010 г. – 6,4%.

Экзаменационные тексты были разработаны исходя их необходимости  проверки следующих видов знаний, умений и навыков:

  1. владение основным понятийным аппаратом курса физики;
  2. владение основами знаний о методах научного познания;
  3. решение задач различного уровня.

Практически две трети заданий с выбором ответа  каждого варианта были направлены на проверку понимания смысла физических величин и законов. Модели заданий были строились и подбирались таким образом, чтобы осуществить диагностику усвоения этих содержательных элементов как на уровне простого узнавания формул, так и на уровне применения их при расчетах в простых учебных ситуациях. Для такого типа заданий достигнут уровень усвоения практически по всем содержательным элементам, за исключением перечисленных ниже:

– закон всемирного тяготения (ошибки связаны с математическими  трудностями);

- формула для энергии магнитного поля катушки с током;

– формулы, связывающие  показатель преломления со скоростью  света или длиной волны;

– формула для импульса фотонов.

С проверяющими данные элементы заданиями, справились более 50% выпускников.

Кроме заданий на понимание формул, связанных с силой Ампера и силой Лоренца, а также с напряженностью электростатического поля, предлагались вопросы, в которых необходимо было определить направление действия силы или результирующей напряженности электростатического поля. Направление силы Лоренца правильно определяют лишь около 40% выпускников, а для определения силы Ампера основную трудность вызывают задания, где проводник с током параллелен линиям магнитной индукции и сила Ампера равна нулю.

Как и в предыдущем - 2010 году, достаточно низкие оказались результаты по заданиям, требующим проанализировать то или иное физическое явление или дать характеристику  изменению физических величин в ходе какого-либо процесса. В таких заданиях с узнаванием явления (например, диффузии, броуновского движения, интерференции или дифракции) успешно справляются около 70% выпускников, сдающих ЕГЭ по физике, немного меньший процент выпускников справляется с заданием на выбор правильного объяснения явления или процесса (например, превращение механической энергии в процессе колебаний) – примерно 50 от участников.

 В трех из четырех  заданий части В  производился анализ различных процессов как на базовом, так и на повышенном уровне сложности. Успешно выполнялись задания на изменение агрегатного состояния вещества, изменение величин при колебаниях нитяного маятника, на изменение характеристик ядра при радиоактивных распадах и на анализ графика изменения агрегатных состояний вещества, на  изменение характеристик колебательного контура радиопередатчика. На достаточно низком  уровне оказалось выполнение  заданий на изменении внутренней энергии в ходе изопроцессов, изменение величин при движении тела под углом к горизонту, на анализ модуля напряженности электростатического поля внутри и вне проводящего тела, .изменение длины волны или частоты падающего света при фотоэффекте, а также

Информация о работе Организации занятий по подготовке к ЕГЭ по физике в средней школе