Организация занятий в разновозрастной группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:06, статья

Краткое описание

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения — индиви дуальные, подгрупповые, фронтальные.
Фронтальная форма — совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗНОВОЗРАСНОЙ ГРУППЕ.docx

— 17.47 Кб (Скачать файл)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ  ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В  РАЗНОВОЗРАСНОЙ ГРУППЕ

 

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут  иметь разные формы проведения —  индиви дуальные, подгрупповые, фронтальные.

 

Фронтальная форма — совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием.

 

В занятия вводятся практически  одни и те же движения (ходьба группой  за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий  выполнения. Предусматриваются лишь различия в дози ровке и требованиях  к выполнению упражнений.

 

Движения детей 2—3-летнего  возраста еще не сформи рованы как  произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность  устанавливать не которое сходство с образцом. Дети действуют по подража  нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.

 

Воспитатель следит, чтобы  старшие дети выполняли движения точно и правильно в соответствии с образцом, с большой амплитудой, осознанно следили за положения  ми и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.

 

Фронтальная форма проведения занятий с одним про граммным содержанием, но имеющим разные требования позволяет сосредоточить внимание детей на изучаемых движениях.

 

С целью увеличения двигательной активности детей во время занятия  не следует включать упражнения, требую щие длительного их ожидания и  страховки со стороны воспитателя (лазанье по гимнастической стенке, ходьба по разновысотным бумам, прыжки в длину с места). В то же время  не советуем включать в занятия сложные  двига тельные задания с организацией их в физкультурном зале (прыжки через скакалку, бег с преодолением препятст вий). Предлагаемые задания  желательно разучивать с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях во время прогулок.

 

Занятия по физической культуре условно состоят из трех основных частей: вводной, основной и заключитель  ной.

 

Вводная часть подготавливает организм ребенка к предстоящей  физической нагрузке, повышает эмоциональное  состояние детей, активизирует их внимание. Во ввод ной части может создаваться  игровая мотивация двига тельной  деятельности детей. В некоторых  случаях она пе реносится в  основную часть занятия. При этом большое значение отводится музыкальному сопровождению.

 

Во вводной части занятия  планируются одинаковые за дания  для детей разного возраста. Вводятся упражнения в ходьбе и беге в разном темпе и направлении. Дети 2— 3 лет  могут идти обычным, спокойным шагом; 4—5-лет ние дети — на носочках, высоко поднимая колени; 6— 7-летние дети идут в колонне по два, совершая различные  движения руками.

 

Построения детей для  выполнения общеразвивающих упражнений различны: врассыпную, в круг, в пары, друг за другом. Детям 2—3 лет оказывает  помощь в построении  инструктор по физической культуре.

 

В основной части занятия  программируются задачи на формирование двигательных навыков, выполнение разных видов движений, их разучивание и  закрепление. Обраща ется внимание на целенаправленное развитие физических качеств и координационные способности  детей. В этой ча сти происходит развитие сюжета.

 

Начинается основная часть  с комплекса общеразвиваю щих  упражнений, которые могут быть под  одним названи ем, например: «Мы  петрушки», «Зима», «Самолеты».

 

Структура общеразвивающих  упражнений должна быть одной и той  же, а дозировка может увеличиваться  в зависимости от возрастных и  индивидуальных возмож ностей детей. Могут  также усложняться исходные положе ния рук и ног.

 

Малыши подражают старшим  и пытаются повторять за ними упражнения, их не следует останавливать и  обра щать внимание на их качество выполнения. Воспитатель может включать для  детей старшего возраста упражнения более сложного характера для  ног (сгибание ноги в колене и выпрямление  ее вперед, оттягивание носков, сгибание стопы и пр.), для туловища (повороты в стороны, держа руки на поясе  и разводя их в стороны, при  поднимании обеих ног над полом  и пр.). При этом малыши выполняют  произвольные движения.

 

Большой интерес вызывают у детей упражнения с предметами и пособиями (погремушками, мячами, флаж ками, кубиками).

 

После выполнения общеразвивающих  упражнений сле дуют основные виды движений. Предлагаем одно и то же движение (ходьба, прыжки, бросание и ловля  предметов) для детей разного  возраста. Но при этом знакомим млад ших детей 2—3 лет с выполнением  движения в целом, а для детей 4—5 лет уточняем элементы движений или за крепляем у них двигательные навыки. К детям 5—7 лет предъявляются  требования к качеству выполнения заня тий. Предлагаем использовать разные способы  выполне ния одного и того же движения, например: проползание на четвереньках, подлезание под различные препятствия  или перелезание через мягкий бум (бревно).

 

В смешанной группе можно  давать детям разные упражнения, но при этом инструктор по физической культуре должен распреде лить детей  на две подгруппы с учетом их возраста (подгрупповая форма проведения). Например, малыши (2— 3 года) под контролем помощника  воспитателя упражня ются в катании  мяча и продвижении за ним разными  спо собами (ползание на четвереньках, бег или спокойная ходьба). В  это время педагог с другой подгруппой (дети 4—7 лет) разучивают новое  движение.

 

После основных видов движений проводится общая для всех детей  подвижная игра. Игры, включающие раз  ные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, метание, пол зание и пр.), выполняются  всеми детьми одновременно. Например, игры «Поезд», «Самолеты», «Солнышко  и дождик» и пр. К самым маленьким  детям воспитатель не предъявляет  никаких требований к качеству выполнения действий.

 

Для развертывания действий детям пятого года жизни уже не безразличны игровые условия  и принятая на себя роль. Меняется отношение  детей к выполнению роли. Дети осознают задачу: поймав зайца, волк останавливает  его, затем ловит других зайчат. В  основном в этом возрас те исполнение ведущей роли берет на себя воспитатель.

 

Важно, чтобы содержание игровых  действий было по нятно детям и  вызывало у них положительные  эмоции и высокую двигательную активность.

 

В заключительной части занятия  происходит посте пенный переход  от физической нагрузки к спокойному со стоянию организма ребенка. Может  продолжаться обще ние с различными игровыми персонажами.

 

Занятие по физической культуре заканчивается для всех возрастных групп одновременно. Однако если воспи  татель замечает утомляемость у малышей, то он дает им небольшой отдых, используя  игровые приемы. Можно предложить упражнения на релаксацию из положения  ле жа, сидя или малоподвижную игру на ориентировку в пространстве: «Найди, где спрятано», «Найди свое место».

 

В группе с детьми 2—7 лет  предлагаем проводить заня тия разного  типа: игрового, сюжетно-игрового и  трениро вочного.

 

Занятия игрового типа отличаются тем, что они вклю чают хорошо знакомые детям движения. В играх закреп ляются двигательные навыки, происходит развитие физи ческих качеств в меняющихся ситуациях.

 

Сюжетно-игровое занятие  строится на целостной сюжетно-игровой  ситуации, отражающей в условной форме  окружающий мир ребенка. Занятие  состоит из разных ви дов основных движений и игровых упражнений общераз-вивающего  имитационного характера: «Магазин игру шек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес  детей к различным движениям.

 

Тренировочное занятие направлено на развитие двига тельных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражне  ния на развитие быстроты движений, ловкости и выносли вости. Этот тип  занятий может носить обучающий  и сме шанный характер.

 

Занятие обучающего характера  направлено на ознаком ление с  новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания  и закрепления нового движе ния, а также совершенствования движений, освоенных ра нее. Оно главным  образом строится на повторении уже  пройденного материала.

 

Обучение детей таким  движениям, как лазанье по гим  настической стенке, метание, желательно проводить не большими подгруппами, при этом используя игровые дви  гательные задания.

 

Процесс организации обучения движениям детей в раз новозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя. Следует учесть знание и двигательный опыт старших  детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для  самых маленьких. Воспита тель привлекает 4-летних детей к выполнению упражне  ний вместе с малышами, поручает им ответственные роли в подвижных  играх.

 

Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстанов  ке и уборке физкультурных пособий. Младшим детям вос питатель не дает большой нагрузки, предлагает им пона блюдать за выполнением упражнений или за игрой стар ших детей.

 

Подгрупповая форма занятия  проводится с учетом уровня физической подготовленности детей разновозрастной  группы. В начале года воспитатель  проводит тестиро вание детей  по основным двигательным заданиям (бег  на 10 м, прыжки в длину с места, метание мяча удобной рукой) и  определяет их уровень физической подготовлен  ности. В то же время воспитатель  изучает состояние здоро вья, физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Затем на основе полученных данных педагог рас пределяет  детей на две основные подгруппы.

 

В первую подгруппу зачисляются  дети, впервые посту пившие в детский  сад, трудно привыкающие к его  услови ям, а также дети, часто  болеющие, имеющие низкий уро вень физической подготовленности.

 

Вторую подгруппу составляют дети, имеющие более высокий уровень  физического развития, показатели их физической подготовленности находятся  в пределах сред них величин и  выше.

 

Внимательное изучение ребенка  позволяет выявить уровень развития физических и духовных сил ребенка, на метить программу воспитания и  обучения, правильно ор ганизовать жизнедеятельность малыша в детском  саду. При этом важно выбрать необходимые  приемы и методы, соответствующие  индивидуальным возможностям детей, и  своевременно провести коррекционную  работу, направлен ную на решение  оздоровительных и вспомогательно-обра зовательных задач.

 

Список детей разновозрастной  группы следует состав лять с указанием  возраста и пола.

 

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе с детьми 2—7 лет советуем проводить в игровой  форме. Занятие может начинаться с эмоционального рас сказа воспитателя, где задается воображаемая ситуация. Эффективным приемом является описание игровой ситуа ции, где представлены детские герои и персонажи  различ ных сказок.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

Васильева, М.А.. Малокомплектный  детский сад. [Текст]/ М.А. Васильева, М., Просвещение. 1988.

Рунова М. Особенности  организации занятий по физической культуре. [Текст]/ М. Рунова. Дошкольное воспитание, 2002. №10.

Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду.  [Текст] / Э.Я. Степаненкова.  М., Мозаика-Синтез, 2009.


Информация о работе Организация занятий в разновозрастной группе