Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:08, контрольная работа
Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги К. Д. Ушинский, А.C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах часто затрагивали данную тему.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятия и задачи трудового воспитания дошкольников………………..4
Виды труда детей дошкольного возраста……………………………...…7
Формы организации труда дошкольников……………………………..9
Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста……..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Практическая часть «Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности в средней группе ДОУ»…………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………23
Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями
форма организации труда детей, это первые
обязанности дошкольников. Дежурства
требуют от детей достаточно сформированной
самостоятельности и предполагают обязательное
выполнение ребенком работы, направленной
на обслуживание коллектива. Впервые тема
дежурства была исследована З.Н. Борисовой
(1953). Дежурство предполагает труд одного
или нескольких детей в интересах всей
группы. В дежурстве в большей степени,
чем в поручении, выделяются общественная
направленность труда, реальная практическая
забота нескольких детей о других. Это
позволяет воспитывать у детей ответственность,
заботливость о людях. В дошкольной практике
уже стали традиционными дежурства по
столовой, в уголке природы, по подготовке
к занятиям (если требуется большая подготовительная
работа по обеспечению всех детей материалами
и инструментами). Во втором полугодии
(в конце) второй младшей группы или вначале
средней группы, вводится дежурство по
столовой, т.к. оно наиболее доступно и
понятно детям. Дежурство по подготовке
к занятиям требует от детей сосредоточенности.
Вводится оно в средней группе со второй
половины года. Дежурство по уголку природы
организуется со старшей группы, т.к. оно
требует большого объема знаний о природе.
Дежурные дети в течение дня должны нести
ответственность за живые объекты в группе.
Так у детей будут формироваться потребность
заботиться о природе, чувство ответственности
за ее сохранность. Если дежурство вводится
впервые, то непосредственно перед его
введением следует провести специальное
обучающее занятие.
Необходимо оформить уголок дежурства.
Лучше оформлять его вместе с детьми. Вместе
с детьми нужно отмечать ежедневно кто,
где и когда дежурил. Используются фотографии
детей, картинки, кармашки и т.п. В уголке
дежурства обязательно должны быть халаты,
косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки,
лейки, палочки для рыхления земли, корм
для рыб и т.д. Продолжительность дежурств
бывает разной в зависимости от вида труда,
возраста, воспитательной цели. В конце
дежурства полезно обсуждать с детьми
качество выполненной работы. Непосредственно
перед дежурством следует напомнить обязанности
дежурных или спросить эти обязанности
у детей (чтобы они их вспомнили).
Таким образом, несмотря на кажущийся
незначительный результат труда, дежурства
имеют большое значение в воспитании детей.
Дежурства помогают в доступных конкретных
делах формировать у детей желание потрудиться
ради других, проявлять заботливое отношение
к своим товарищам, к животным и растениям,
находящимся в уголке природы, замечать,
в чем необходима помощь взрослым.
Наиболее сложной формой организации
труда детей является коллективный труд. Руководя
коллективным трудом детей, воспитатель
решает две основные задачи:
Он широко используется
в старшей и подготовительной группах
детского сада, когда навыки становятся
более устойчивыми, а результаты труда
имеют практическую и общественную значимость.
Дети уже имеют достаточный опыт участия
в разных видах дежурств, в выполнении
разнообразных поручений. Возросшие возможности
позволяют педагогу решать более сложные
задачи трудового воспитания: он приучает
детей договариваться о предстоящей работе,
работать в нужном темпе, выполнять задание
в определенный срок. В средней группе (труд общий)
с помощью коллективного труда может быть
организована посадка лука, овса, уход
за растениями в уголке природы, стирка
кукольного белья, мытье игрушек. Вначале
воспитатель сам работает вместе с детьми,
показывает, поясняет, сам распределяет
обязанности. Чтобы все дети закончили
свою работу одновременно, воспитатель
подключает детей к оказанию взаимопомощи.
В старшей группе воспитатель использует
такую форму объединения детей, как общий
труд, когда дети получают общее для всех
задание и, когда в конце работы подводится
общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Таким образом, основными формами труда дошкольников являются: выполнение поручений, дежурства, коллективная трудовая деятельность.
4. Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста
Средства трудового воспитания
детей дошкольного возраста должны
обеспечивать формирование достаточно
полных представлений о содержании
труда взрослых, о труженике, его
отношении к делу, о важности труда
в жизни общества; помощь в обучении
детей доступных им трудовым умениям
и организацию разных видов труда
с целью воспитания у них в
процессе деятельности положительного
отношения к труду и
*Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Однако в практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в труде, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться». В данной записи сразу две педагогические ошибки. Во-первых, воспитатель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» - он как будто причесывается, как будто делает красивую прическу. Игра исходно появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недоступны. Если же он начнет делать все всерьез – игра пропадет. Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда требует показа, объяснения, упражнений, повторений. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Организация труда детей в доступном им содержании. Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.
Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Они помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания. В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
Заключение
Таким образом, мы можем сделать
вывод о том что, трудовая деятельность
детей в дошкольном учреждении может
быть успешно использована как средство
воспитания и развития ребенка лишь
в том случае, если правильно определены
формы ее организации во всех группах,
которые имеют свои особенности на каждом
возрастном этапе.
Трудовое воспитание является одной из
важнейших сторон воспитания подрастающего
поколения. В дошкольном образовательном
учреждении трудовое воспитание заключается
в ознакомлении детей с трудом взрослых,
в приобщении детей к доступной им трудовой
деятельности. Правильно организованный
и посильный труд объединяет детей, содействует
воспитанию взаимопомощи, умению распределять
силы и преодолевать трудности, способствует
воспитанию самостоятельности, инициативы,
стремления хорошо выполнить работу, привычку
к сотрудничеству. В процессе труда дети
приобретают необходимые навыки, в том
числе навыки ухода за растениями и животными,
осваивают простейшие действия с предметами
(карандашом, молотком), узнают о материалах
и их свойствах. Включая детей в трудовую
деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку
к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие,
готовность участвовать в труде, не избегая
неприятной работы, формирует положительные
взаимоотношения между детьми. Для того
чтобы дети трудились с удовольствием,
необходимо создавать эмоционально-положительную
атмосферу. Важно учитывать нагрузку,
избегая перегрузки детей. Обязательно
учитывать индивидуальные интересы и
склонности детей к тому или иному виду
труда. В дошкольном образовательном учреждении
должна проводится специально организованная
работа с родителями, им необходимо объяснять,
какую огромную роль играет труд в воспитании
дошкольников, как важно совместными усилиями
создать все необходимые условия, при
которых труд действительно стал бы средством
нравственного воспитания детей.
Список литературы
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб, 2000.
2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться
/ Р.С. Буре, Г.Н Година. - М.: Просвещение,1983.
3. Воспитание дошкольника в труде / Под
ред. В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре. - М., 1991.
4. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986.
5. Интернет – ресурсы.
6. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2004.
7. Куцакова. Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет.- М.,2007.
8. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991.
Информация о работе Организация трудового воспитания в детском саду