Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:08, контрольная работа
Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги К. Д. Ушинский, А.C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах часто затрагивали данную тему.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятия и задачи трудового воспитания дошкольников………………..4
Виды труда детей дошкольного возраста……………………………...…7
Формы организации труда дошкольников……………………………..9
Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста……..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Практическая часть «Наблюдение  и анализ организации трудовой деятельности в средней группе ДОУ»…………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………23
Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями 
форма организации труда детей, это первые 
обязанности дошкольников. Дежурства 
требуют от детей достаточно сформированной 
самостоятельности и предполагают обязательное 
выполнение ребенком работы, направленной 
на обслуживание коллектива. Впервые тема 
дежурства была исследована З.Н. Борисовой 
(1953). Дежурство предполагает труд одного 
или нескольких детей в интересах всей 
группы. В дежурстве в большей степени, 
чем в поручении, выделяются общественная 
направленность труда, реальная практическая 
забота нескольких детей о других. Это 
позволяет воспитывать у детей ответственность, 
заботливость о людях. В дошкольной практике 
уже стали традиционными дежурства по 
столовой, в уголке природы, по подготовке 
к занятиям (если требуется большая подготовительная 
работа по обеспечению всех детей материалами 
и инструментами). Во втором полугодии 
(в конце) второй младшей группы или вначале 
средней группы, вводится дежурство по 
столовой, т.к. оно наиболее доступно и 
понятно детям. Дежурство по подготовке 
к занятиям требует от детей сосредоточенности. 
Вводится оно в средней группе со второй 
половины года. Дежурство по уголку природы 
организуется со старшей группы, т.к. оно 
требует большого объема знаний о природе. 
Дежурные дети в течение дня должны нести 
ответственность за живые объекты в группе. 
Так у детей будут формироваться потребность 
заботиться о природе, чувство ответственности 
за ее сохранность. Если дежурство вводится 
впервые, то непосредственно перед его 
введением следует провести специальное 
обучающее занятие. 
Необходимо оформить уголок дежурства. 
Лучше оформлять его вместе с детьми. Вместе 
с детьми нужно отмечать ежедневно кто, 
где и когда дежурил. Используются фотографии 
детей, картинки, кармашки и т.п. В уголке 
дежурства обязательно должны быть халаты, 
косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, 
лейки, палочки для рыхления земли, корм 
для рыб и т.д. Продолжительность дежурств 
бывает разной в зависимости от вида труда, 
возраста, воспитательной цели. В конце 
дежурства полезно обсуждать с детьми 
качество выполненной работы. Непосредственно 
перед дежурством следует напомнить обязанности 
дежурных или спросить эти обязанности 
у детей (чтобы они их вспомнили). 
Таким образом, несмотря на кажущийся 
незначительный результат труда, дежурства 
имеют большое значение в воспитании детей. 
Дежурства помогают в доступных конкретных 
делах формировать у детей желание потрудиться 
ради других, проявлять заботливое отношение 
к своим товарищам, к животным и растениям, 
находящимся в уголке природы, замечать, 
в чем необходима помощь взрослым. 
Наиболее сложной формой организации 
труда детей является коллективный труд. Руководя 
коллективным трудом детей, воспитатель 
решает две основные задачи:
 Он широко используется 
в старшей и подготовительной группах 
детского сада, когда навыки становятся 
более устойчивыми, а результаты труда 
имеют практическую и общественную значимость. 
Дети уже имеют достаточный опыт участия 
в разных видах дежурств, в выполнении 
разнообразных поручений. Возросшие возможности 
позволяют педагогу решать более сложные 
задачи трудового воспитания: он приучает 
детей договариваться о предстоящей работе, 
работать в нужном темпе, выполнять задание 
в определенный срок. В средней группе (труд общий) 
с помощью коллективного труда может быть 
организована посадка лука, овса, уход 
за растениями в уголке природы, стирка 
кукольного белья, мытье игрушек. Вначале 
воспитатель сам работает вместе с детьми, 
показывает, поясняет, сам распределяет 
обязанности. Чтобы все дети закончили 
свою работу одновременно, воспитатель 
подключает детей к оказанию взаимопомощи. 
 В старшей группе воспитатель использует 
такую форму объединения детей, как общий 
труд, когда дети получают общее для всех 
задание и, когда в конце работы подводится 
общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Таким образом, основными формами труда дошкольников являются: выполнение поручений, дежурства, коллективная трудовая деятельность.
4. Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста
Средства трудового воспитания 
детей дошкольного возраста должны 
обеспечивать формирование достаточно 
полных представлений о содержании 
труда взрослых, о труженике, его 
отношении к делу, о важности труда 
в жизни общества; помощь в обучении 
детей доступных им трудовым умениям 
и организацию разных видов труда 
с целью воспитания у них в 
процессе деятельности положительного 
отношения к труду и 
*Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Однако в практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в труде, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться». В данной записи сразу две педагогические ошибки. Во-первых, воспитатель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» - он как будто причесывается, как будто делает красивую прическу. Игра исходно появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недоступны. Если же он начнет делать все всерьез – игра пропадет. Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда требует показа, объяснения, упражнений, повторений. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Организация труда детей в доступном им содержании. Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.
Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Они помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания. В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
Заключение
Таким образом, мы можем сделать 
вывод о том что, трудовая деятельность 
детей в дошкольном учреждении может 
быть успешно использована как средство 
воспитания и развития ребенка лишь 
в том случае, если правильно определены 
формы ее организации во всех группах, 
которые имеют свои особенности на каждом 
возрастном этапе. 
Трудовое воспитание является одной из 
важнейших сторон воспитания подрастающего 
поколения. В дошкольном образовательном 
учреждении трудовое воспитание заключается 
в ознакомлении детей с трудом взрослых, 
в приобщении детей к доступной им трудовой 
деятельности. Правильно организованный 
и посильный труд объединяет детей, содействует 
воспитанию взаимопомощи, умению распределять 
силы и преодолевать трудности, способствует 
воспитанию самостоятельности, инициативы, 
стремления хорошо выполнить работу, привычку 
к сотрудничеству. В процессе труда дети 
приобретают необходимые навыки, в том 
числе навыки ухода за растениями и животными, 
осваивают простейшие действия с предметами 
(карандашом, молотком), узнают о материалах 
и их свойствах. Включая детей в трудовую 
деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку 
к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, 
готовность участвовать в труде, не избегая 
неприятной работы, формирует положительные 
взаимоотношения между детьми. Для того 
чтобы дети трудились с удовольствием, 
необходимо создавать эмоционально-положительную 
атмосферу. Важно учитывать нагрузку, 
избегая перегрузки детей. Обязательно 
учитывать индивидуальные интересы и 
склонности детей к тому или иному виду 
труда. В дошкольном образовательном учреждении 
должна проводится специально организованная 
работа с родителями, им необходимо объяснять, 
какую огромную роль играет труд в воспитании 
дошкольников, как важно совместными усилиями 
создать все необходимые условия, при 
которых труд действительно стал бы средством 
нравственного воспитания детей.
Список литературы
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб, 2000.
2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться 
/ Р.С. Буре, Г.Н Година. - М.: Просвещение,1983. 
3. Воспитание дошкольника в труде / Под 
ред. В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре. - М., 1991.
4. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986.
5. Интернет – ресурсы.
6. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2004.
7. Куцакова. Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет.- М.,2007.
8. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991.
 
 
 
 
 
Информация о работе Организация трудового воспитания в детском саду