Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:09, практическая работа
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в средней школе, так как с ней связано развитие орфографического навыка.
Что недостает в орфографической подготовке учащихся начальных классов?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся к школьной практике, к той орфографической теме, которая доставляет учителю больше всего хлопот, - к теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.
Ученикам дается
разрешение пропускать букву,
если не знаешь, какую написать.
/письмо с «окошками»/, но при
условии, что после буква
7. Звуковой анализ слов.
Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.
8.Письмо с простукиванием.
Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.
9. Использование словарей.
Уже на первых
уроках я познакомила учащихся
с орфографическим словарем, который
в дальнейшей работе стал «
10. Кроме этого, для выделения орфограммы
и запоминания её правописания в своей
практической работе применяю «Запоминалки».
1.Элла, Нонна, ванна, класс,
ссора, теннис и рассказ,
миллион, шоссе, программа,
грипп, аллея, телеграмма.
Мы слова такие слышим
и с двойной согласной пишем.
Многократное чтение
«запоминалок», а иногда и
Я считаю, что
«запоминалки» не подменяют
правила учебника и читаются
задолго до знакомства с ним.
Они являются своеобразным
11. Эффективным будет и другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.
Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:
u развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
u самостоятельно проверить результат работы;
u видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.
Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Конечно же, положительное в этом упражнении то, что ребенок сразу же после выполнения задания – видит результат своей работы.
Рабочие листы
второго вида представляют собой
занимательные тексты. За основу
берутся интересные статьи, заметки
из веселых детских журналов,
популярных энциклопедий, небольшие
художественные произведения
12.Также одним
из примеров повышения
Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.
Чтобы заставить ребенка серьезно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.
Для того, чтобы
облегчить выполнение
1.Запиши и подбери
(Зима –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).
2.Подбери 3 слова на это правило.
( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск. Объезд, съёмка, въехал, съли.
Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)
3. Напиши целую строку. /непроверяемое написание/
(Собака, собака, собака, собака, собака, собака, собака.
Рисовали, рисовали, рисовали, рисовали, рисовали.)
13.Очень полезно (только не часто) использовать такой прием как «какография» - исправление текста с допущенными ошибками.
Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст рифмовки и орфографически проговорить трудные для написания слова.
Мы все страдаем от нехватки времени на уроке, поэтому стараюсь использовать каждую минуту, даже физкультминутки могут способствовать развитию орфографической зоркости.
Например, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
- Сейчас предлагаю
просмотреть некоторые виды
Упражнения:
Прочитайте три раза слова:
мама дети человек брат
доброта тетя мужчина ребенок
Слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:
• сколько букв в предпоследнем слове?
• сколько слов, состоящих из двух слогов?
• назовите третье слово;
• сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
• сколько слов заканчивается на букву «а»?
• какие слова женского рода?
• сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
Игра "Рассели своих друзей"
На наборном полотне в виде домика выставляются схемы слов. Дети отгадывают, кто в домике живет.
[i ош]
[за i ыц]
[мґ эдвґ этґ]
Игра "Эхо".
Ученики внимательно
слушают слово, произнесенное
учителем, а в ответ говорят
только ударный слог, как эхо.
Роль ЭХА могут выполнять
Упражнение:
1.Обведите слова с
Под лестницей на веревке грустно висели и сохли 8 прелестных старушечьих чепцов капустного цвета. 6 прекрасных чепчиков поздним вечером, забыв об опасности, бессовестно стащила и безжалостно сжевала бесчувственная коза Аделина. Сколько ночных головных уборов сохранилось у несчастной старушки?
(Подражая Г. Остеру)
2. «Кто больше?» Придумайте
свою вредную задачу, включив
в нее большое количество с
Упражнения на правописание
слов
с непроверяемым написанием
1. В каких словах живет рак?
(ЗавтРАК, РАКета.)
2. В каких словах спрятались ноты?
(ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)
3. Назовите слова, в которых спрятались числа?
(Родина(1), сорока(4О) )
4. Все слова хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж".
(дЕЖурный, УЖин.)
5. Какие слова любит ворона?
(КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)
А лягушка?
(КВАртира, МосКВА.)
6. В каких словах ель растет?
(КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ,
Двенадцать
Запишите предложения, заменяя цифры словами.
К 8 прибавить 4 получится 12.
Разность 16 и 4 равна 12.
Запишите названия сказок, в которых есть числительные. Сказку, которую вы любите больше всего, расскажите.
Впишите в стихотворение числительное, написание которого следует запомнить. Прочитайте стихотворение выразительно.
Вот опять . . . . палочек
Разлетелись по двору –
Это палочки-считалочки
Начинаем мы игру.
И пока . . . . палочек
Собирал в траве Сергей,
Мы с ребятами попрятались –
Кто-куда и кто-быстрей.
Билет
Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните орфограммы в выделенном слове.
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка рассуждает:
- Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет?
Что вы ответите зайке?
Отгадайте слова
по их значению. Запишите однокоренные
слова в строчку, и дополните
по одному слову. Выделите
1. Поездка или
передвижение пешком с какой-
2. Коллективный
поход или поездка куда-
3. Человек, совершающий
полеты в космическом
4. Листок, дающий нам право пользоваться чем-нибудь, входить куда- нибудь.
Приготовьте красочные
пригласительные билеты.
Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает
умственному развитию детей, развивает
память, наблюдательность, зоркость, учит
детей анализировать и
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.