Важно учесть что для младших
школьников весьма актуальными остаются
дошкольные виды деятельности: игра в
кубики. В качестве элементов столбчатой
диаграммы могут выступать кубики.
Моделирование в требованиях
к результатам изучения предмета «окружающий
мир» не называется. Однако оно включено
в требования
к метапредметным результатам: использование
знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебных
и познавательных задач — и, следовательно,
должно активно присутствовать и на уроках
окружающего мира.
Модели, как известно, подразделяются
на материальные и идеальные (образные,
знаково-символические). В упомянутом
выше перечне деятельности (в Примерных
программах) при изучении окружающего
мира внимание обращается главным образом
на работу с готовыми моделями — глобусом,
географической картой. Называется также
моделирование форм рельефа; здесь уже
в процесс моделирования могут вовлекаться
и школьники. Большое значение уделяется
моделированию различных социальных,
жизненных ситуаций: моделировать и оценивать
различные ситуации поведения в школе
и других общественных местах, моделировать
ситуации вызова экстренной помощи по телефону
и др. Еще большие возможности на уроках
окружающего мира представляются для
знаково-символического моделирования.
Уже сейчас при изучении природных сообществ
(экосистем) моделируются трофические
связи (составляются пищевые цепочки),
соотношение количества организмов на
разных трофических уровнях (экологические
пирамиды) и т.п. Используется знаково-символическое
моделирование и при изучении обществоведческих,
исторических вопросов: составление «ленты
времени», сравнение схемы Московского
Кремля
на разных этапах развития Российского
государства и др.
Можно наметить следующую последовательность
обучения школьников моделированию.
Первый этап — ознакомление школьников
с символами, знаками. Это еще не
моделирование, но уже необходимый подготовительный
этап. тема «Знаки и символы». Школьники
знакомятся с понятиями рисунки, пиктограммы,
символы (голубь символ мира, знаки — дорожные
знаки),учатся их использовать, сами придумывают
знаки,символы.
Второй этап — использование
в учебном процессе схем, чертежей, постепенное
привлечение школьников к их построению.
Это уже собственно моделирование, но
пока еще для школьников, как правило,
неосознанное. В рассматриваемом примере
(УМК «Планета знаний») графические модели
появляются при изучении темы
«Мы живем на планете Земля» (схема Солнечной
системы, рисунок-схема строения Земли).
Третий этап — ознакомление
с понятием модель (вначале в варианте
предметных моделей). Текст учебника «Что
такое глобус?» начинается словами: «Иногда,
чтобы изучить какой0либо предмет, ученые
делают его уменьшенное или увеличенное
изображение — модель». Кроме определения
понятия модель в ее предметном варианте,
школьники рассматривают и другие известные
им модели.
Четвертый этап —
расширение круга изучаемых объектов,
явлений с привлечением моделирования.
Что касается означенных в
рассматриваемом требовании записей,
измерений, сравнений, классификации,
то и эти способы
уже традиционно используются при изучении
окружающего мира, имеются и соответствующие
задания по их реализации. В некоторых
курсах «Окружающий мир» можно встретить
и задания на получение информации из
семейных архивов, от окружающих людей.
В заключение можно порекомендовать
учителю для реализации тех или иных требований
стандарта использовать в образовательном
процессе не только УМК, по которому работает
класс, но и воспользоваться материалами
учебников, методических разработок других
авторов, в которых рассматриваемые вопросы
могут быть представлены более полно.
В дополнение к таким хорошо
известным методам , как наблюдение , измерение
, опыты, ФГОСС НОО выдвигает требования
использовать в начальной школе знаково-символические
средства подачи информации. В метапредметные
результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования
наряду с другими включены:
- Использование знаково-символических
средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач.
- Использование различных способов
поиска , овладение навыками
сбора, обработки , анализа,
передачи и интерпретации информации
в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета,
в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки.
- Овладение логическими действиями
сравнения, анализа , синтеза, обобщения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Все они, следовательно, должны
быть реализованы и на уроках окружающего
мира в начальной школе.
3. Работа учителя
по освоению детьми доступных
способов изучения природы и
общества на примере экскурсии
по осеннему парку.
Важную роль в решении задач,
поставленных ФГОС НОО , могут сыграть
и комплексные экскурсии в природу при
выполнении учителем ряда рекомендаций.
Проводить первую экскурсию подобной
направленности рекомендуется в момент
расцвечивания листвы на деревьях . Это
позволит создать «портрет» дерева или
кустарника. Разные деревья и кустарники
по-разному расцвечиваются осенью, имеют
характерные для них силуэт кроны, цвет
и рисунок коры, аромат почек . В план экскурсии
необходимо включать выполнение самостоятельных
групповых заданий. Приводим примеры карточек-заданий
для самостоятельной работы на экскурсии.
Карточка 1.
- Соберите 10 листьев разной окраски одного дерева (клена, березы..). Дома оформите гербарий, расположив
листья по степени изменения окраски,
начиная с зеленых.
- Посчитайте , какого цвета листьев вы собрали больше (зеленого, желтого, красного и т.п). Составьте диаграмму встречаемости листьев разной окраски.
- Оформите ваши результаты в
тетради по окружающему миру.
Карточка 2.
- Опишите внешние признаки ствола
дерева : цвет, рисунок коры
( трещины, шероховатости)
- Опишите особенности веток:
цвет, рисунок коры, длина, колючки (есть
или нет)
- Оформите ваши результаты в
тетради по окружающему миру.
Карточка 3.
- Соберите 10 листьев одного кустарника ( боярышника, бересклета и др.).
Дома оформите гербарий, расположив листья
по степени изменения окраски, начиная
с зеленых. Посчитайте листьев какого
цвета вы собрали больше: зеленых, желтых,
красных и т.д
- Дома составьте диаграмму встречаемости листьев разной окраски.
- Оформите ваши результаты в
тетради по окружающему миру
Карточка 4.
- Опишите внешние признаки ствола
кустарника : цвет, рисунок коры (трещины, шероховатости)
- Опишите особенности веток
: цвет, рисунок коры, длина ( короткие,
длинные, средние), колючки ( есть или нет);
измерьте их длину ; почки ( их аромат , длина, форма)
- Установите наличие или отсутствие
плодов и семян . Опишите их форму , цвет , размер.
- Оформите ваши результаты в
тетради по окружающему миру.
Учащиеся класса распределяются
учителем на малые группы ( по три-пять
человек). Каждая группа получает свое
задание, после его выполнения делает
краткий предварительный отчет. Результаты
самостоятельной работы на экскурсии
можно представить и в виде таблицы. Примеры
таких таблиц:
Таблица 1.
Части растений |
цвет |
Рисунок коры |
высота |
Силуэт кроны |
ствол |
|
|
|
|
Таблица 2.
Части растений |
цвет |
Рисунок коры |
длина |
Другие признаки |
ствол |
|
|
|
|
Таблица 3.
Части растения |
цвет |
аромат |
размер |
форма |
Другие признаки |
листья |
|
|
|
|
|
Плоды и семена |
|
|
|
|
|
колючки |
|
|
|
|
|
почки |
|
|
|
|
|
После экскурсии учащиеся могут
выступить с сообщением об увиденном.
Материалы, полученные в ходе экскурсии
, должны быть в дальнейшем использованы
на уроках , кружковых занятиях , в исследовательской
деятельности учеников. Ботаническая
составляющая комплексной экскурсии позволяет,
наряду с использованием атласа-определителя,
провести с младшими школьниками творческую
работу « формы листьев растений». Можно
предложить ученикам дома изобразить
листья с помощью геометрических фигур,
с которыми можно сравнить их форму.
Исследовательская деятельность,
организованная учителем при проведении
экскурсии, создает условия для формирования
у учащихся качественно новых ценностей
на основе самостоятельного приобретения
новых знаний, умений и способов деятельности,
значимых для них на данном этапе развития.
Заключение
Мы согласны с утверждением
, что « умственная работа по превращению
собственных наблюдений и ощущений в знаковые
формы, доступные для других людей, и обратная
работа - «по чтению» знаковых форм,
в которых запечатлены опыт, мысли и чувства
других людей , -развивают способности
воображения, понимания, вводят детей
в пространство высокого общественного
сознания».
Учебная деятельность должна
увлекать младших школьников , приносить
радость , давать удовлетворение. Однообразный
материал и однообразные методы его преподавания
очень быстро вызывают у учащихся скуку.
Предложенные нами виды деятельности
на уроках окружающего мира помогут вовлечь
современного ребенка в процесс самостоятельного
поиска и « открытия» новых знаний.
Деятельность младшего школьника
с использованием знаково-символических
обозначений становится более разнообразной.
Использование современных методов
изучения окружающего мира – важнейшая
составляющая воспитания личности ребенка,
его духовного мира. И оттого, насколько
правильно решен этот вопрос, во многом
зависит успешность организации учебной
деятельности ребенка в целом.
Младшие школьники при изучении
окружающего мира овладевают не только
новыми знаниями, но и общими способами
действий, выделяют новые связи и отношения.
Список литературы:
- А.В.Миронова « освоение младшими
школьниками доступных способов изучения
природы и общества» журнал начальная школа 2010 г. № 6 стр. 57
- Федеральный государственный
образовательный стандарт начального
образования 2011.
- Статья Самойловой С.В «
современные дети и природа» журнал начальная школа 2010 г. № 2 стр. 23
- Статья А.В.Топор «Использования краеведческих
и экологических материалов при подготовке
урока в начальной школе .» журнал начальная школа 2013 г. № 3 стр. 107
- Статья Ф.А Сулейманова «Использование
знаково-символических средств представления информации при
изучении окружающего мира» журнал начальная
школа 2013 г. № 5 стр.33
Интернет ресурсы:
- planetadetstva.net
- http://www.openclass.ru/node/169781
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E8%F0%EE%E4%E0