Освоение младшими школьниками способов изучения природв и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: найти способы, методы с помощью которых можно интересно, увлекательно объяснить ученику трудную тему, доступным ему языком.
Задачи:
1. Изучить содержание предмета « Окружающий мир»
2. Рассмотреть существующие методы и приемы изучения предмета « Окружающий мир»
3. Организация комплексной экскурсии на природу и выполнение индивидуальных и самостоятельных заданий.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………………....3
1. Особенности содержания предмета « окружающий мир» в
начальной школе……………………………………………………………………………………………….….5
2. Методы и приемы изучения природы и общества……………………………………………………………………………………………………………………9
3. Работа учителя по освоению детьми доступных способов изучения природы и общества на примере самостоятельных и групповых заданий на экскурсии…………………………………………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………………………………………………..…18

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaaaya новая.docx

— 55.98 Кб (Скачать файл)


 

Важно учесть что для младших школьников весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности: игра в кубики. В качестве элементов столбчатой диаграммы могут выступать кубики.

Моделирование в требованиях к результатам изучения предмета «окружающий мир» не называется. Однако оно включено в требования 
к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач  — и, следовательно, должно активно присутствовать и на уроках окружающего мира.

Модели, как известно, подразделяются на материальные и идеальные (образные, знаково-символические). В упомянутом выше перечне деятельности (в Примерных программах) при изучении окружающего 
мира внимание обращается главным образом на работу с готовыми моделями — глобусом, географической картой. Называется также моделирование форм рельефа; здесь уже в процесс моделирования могут вовлекаться и школьники. Большое значение уделяется моделированию различных социальных, жизненных ситуаций: моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах, моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону и др. Еще большие возможности на уроках окружающего мира представляются для знаково-символического моделирования. Уже сейчас при изучении природных сообществ (экосистем) моделируются трофические связи (составляются пищевые цепочки), соотношение количества организмов на разных трофических уровнях (экологические пирамиды) и т.п. Используется знаково-символическое моделирование и при изучении обществоведческих, исторических вопросов: составление «ленты времени», сравнение схемы Московского Кремля 
на разных этапах развития Российского государства и др.

 

Можно наметить следующую последовательность обучения школьников моделированию. 
Первый этап — ознакомление школьников с символами, знаками. Это еще не 
моделирование, но уже необходимый подготовительный этап. тема «Знаки и символы». Школьники знакомятся с понятиями рисунки, пиктограммы, символы (голубь символ мира, знаки — дорожные знаки),учатся их использовать, сами придумывают знаки,символы.

Второй этап — использование в учебном процессе схем, чертежей, постепенное привлечение школьников к их построению. Это уже собственно моделирование, но пока еще для школьников, как правило, 
неосознанное. В рассматриваемом примере (УМК «Планета знаний») графические модели появляются при изучении темы 
«Мы живем на планете Земля» (схема Солнечной системы, рисунок-схема строения Земли).

Третий этап — ознакомление с понятием модель (вначале в варианте предметных моделей). Текст учебника «Что такое глобус?» начинается словами: «Иногда, чтобы изучить какой0либо предмет, ученые 
делают его уменьшенное или увеличенное изображение — модель». Кроме определения понятия модель в ее предметном варианте, школьники рассматривают и другие известные им модели.

 Четвертый этап —  расширение круга изучаемых объектов, явлений с привлечением моделирования. Что касается означенных в  рассматриваемом требовании записей, измерений, сравнений, классификации, то и эти способы 
уже традиционно используются при изучении окружающего мира, имеются и соответствующие задания по их реализации. В некоторых курсах «Окружающий мир» можно встретить и задания на получение информации из семейных архивов, от окружающих людей. В заключение можно порекомендовать 
учителю для реализации тех или иных требований стандарта использовать в образовательном процессе не только УМК, по которому работает класс, но и воспользоваться материалами учебников, методических разработок других авторов, в которых рассматриваемые вопросы могут быть представлены более полно.

В дополнение к таким хорошо известным методам , как наблюдение , измерение , опыты, ФГОСС НОО  выдвигает требования использовать в начальной школе знаково-символические  средства подачи информации. В метапредметные результаты  освоения основной образовательной программы начального общего образования наряду с другими включены:

  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Использование различных способов поиска , овладение  навыками

сбора, обработки , анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Все они, следовательно, должны быть реализованы и на уроках окружающего мира в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа учителя  по освоению детьми доступных  способов изучения природы и  общества на примере экскурсии по осеннему парку.

 

Важную роль в решении задач,  поставленных ФГОС НОО , могут сыграть и комплексные экскурсии в природу при выполнении учителем ряда рекомендаций. Проводить первую экскурсию подобной направленности  рекомендуется в момент расцвечивания листвы на деревьях . Это позволит создать «портрет» дерева или кустарника. Разные деревья и кустарники по-разному расцвечиваются осенью, имеют характерные для них силуэт кроны, цвет и рисунок коры, аромат почек . В план экскурсии необходимо включать выполнение самостоятельных групповых заданий. Приводим примеры карточек-заданий для самостоятельной работы на экскурсии.

 

Карточка 1.

  1. Соберите 10 листьев разной окраски одного дерева (клена, березы..). Дома оформите гербарий, расположив листья по степени изменения окраски, начиная с зеленых.
  2. Посчитайте , какого цвета листьев вы собрали больше (зеленого, желтого, красного и т.п). Составьте  диаграмму встречаемости листьев разной окраски.
  3. Оформите ваши результаты в тетради по окружающему миру.

 

Карточка 2.

  1. Опишите внешние признаки ствола дерева : цвет, рисунок коры

( трещины, шероховатости)

  1. Опишите особенности веток: цвет, рисунок коры, длина, колючки (есть или нет)
  2. Оформите ваши результаты в тетради по окружающему миру.

Карточка 3.

  1. Соберите 10 листьев одного кустарника ( боярышника, бересклета и др.). Дома оформите гербарий, расположив листья по степени изменения окраски, начиная с зеленых. Посчитайте листьев какого цвета вы собрали больше: зеленых, желтых, красных и т.д
  2. Дома составьте диаграмму встречаемости листьев разной окраски.
  3. Оформите ваши результаты в тетради по окружающему миру

 

Карточка 4.

  1. Опишите внешние признаки ствола кустарника : цвет, рисунок коры (трещины, шероховатости)
  2. Опишите особенности веток : цвет, рисунок коры, длина ( короткие, длинные, средние), колючки ( есть или нет); измерьте их длину ; почки ( их аромат , длина, форма)
  3. Установите наличие или отсутствие плодов и семян . Опишите их форму , цвет , размер.
  4. Оформите ваши результаты в тетради по окружающему миру.

 

Учащиеся класса распределяются учителем на малые группы ( по три-пять человек). Каждая группа получает свое задание, после его выполнения делает краткий предварительный отчет. Результаты самостоятельной работы на экскурсии можно представить и в виде таблицы. Примеры таких таблиц:

Таблица 1.

Части растений

цвет

Рисунок коры

высота

Силуэт кроны

ствол

       

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Части растений

цвет

Рисунок коры

длина

Другие признаки

ствол

       

 

 

Таблица 3.

Части растения

цвет

аромат

размер

форма

Другие признаки

листья

         

Плоды и семена

         

колючки

         

почки

         

 

 

После экскурсии учащиеся могут выступить с сообщением об увиденном. Материалы, полученные в ходе экскурсии , должны быть в дальнейшем использованы на уроках , кружковых занятиях , в исследовательской деятельности учеников. Ботаническая составляющая комплексной экскурсии позволяет, наряду с использованием атласа-определителя, провести с младшими школьниками творческую работу « формы листьев растений». Можно предложить ученикам дома изобразить листья с помощью геометрических фигур, с которыми можно сравнить их форму.

Исследовательская деятельность, организованная учителем при проведении экскурсии, создает условия для формирования у учащихся качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и способов деятельности, значимых для них на данном этапе развития.

 

 

Заключение

Мы согласны с утверждением , что « умственная работа по превращению собственных наблюдений и ощущений в знаковые формы, доступные для других людей, и обратная работа  - «по чтению»  знаковых форм, в которых запечатлены опыт, мысли и чувства других людей , -развивают способности воображения, понимания, вводят детей в пространство высокого общественного сознания».

Учебная деятельность должна увлекать младших школьников ,  приносить радость , давать удовлетворение. Однообразный материал и однообразные методы его преподавания очень быстро  вызывают у учащихся скуку. Предложенные нами виды деятельности на уроках окружающего мира помогут вовлечь современного  ребенка в процесс самостоятельного поиска и « открытия» новых знаний.

Деятельность младшего школьника с использованием знаково-символических обозначений становится более разнообразной. Использование современных методов  изучения окружающего мира – важнейшая составляющая воспитания личности ребенка, его духовного мира. И оттого, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности ребенка в целом.

Младшие школьники при изучении окружающего мира овладевают не только новыми знаниями, но и общими способами действий, выделяют новые связи и отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. А.В.Миронова « освоение младшими школьниками доступных способов изучения природы и общества»  журнал начальная школа 2010 г.  № 6 стр. 57
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования  2011.
  3. Статья Самойловой С.В  « современные дети и природа» журнал начальная школа 2010 г. № 2 стр. 23
  4. Статья А.В.Топор «Использования краеведческих и экологических материалов при подготовке урока в начальной школе .» журнал начальная школа 2013 г. № 3 стр. 107
  5. Статья Ф.А Сулейманова  «Использование знаково-символических средств представления информации при изучении окружающего мира» журнал начальная школа 2013 г. № 5 стр.33

Интернет ресурсы:

    1. planetadetstva.net
    2. http://www.openclass.ru/node/169781
    3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E8%F0%EE%E4%E0

Информация о работе Освоение младшими школьниками способов изучения природв и общества