Основная суть философской теории Джона Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:03, реферат

Краткое описание

Оригинальные воззрения Локка во всех областях философского знания обуславливают актуальность данной темы, особенный интерес представляют оригинальные педагогические воззрения Локка, повлиявшие на формирование педагогических теорий мыслителей эпохи Просвещения.
Целью настоящей работы является исследование взглядов Джон Локка на природу и достоверность познания, на перспективы развития системы государственного устройства, его педагогические взгляды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Первичные и вторичные качества. Реальные и номинальные сущности…………………………………………………………………..5
Сложные Идеи……………………………………………………………7
Уровни познания и виды истинности………………………………….10
Философия истории и политическая концепция……………………….12
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы……………..………………………………..………17

Вложенные файлы: 1 файл

суть философской теории Джона Локка.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

«Каждый более общий термин  обозначает такую  идею, которая составляет лишь часть какой-нибудь из идей им объемлемых»

«Когда мы отбрасываем единичное ,то общее, которое остаётся, есть лишь то, что мы сами создали, ибо его общая природа есть не что иное, как данная ему разумением способность обозначать или представлять много отдельных предметов, значение его есть лишь прибавленное к ним человеческим разумом отношение »

Локк редуцирует реальные основания общего к их сходствам объектов между собой по тем или иным их свойствам.

 

Уровни познания и виды истинности

 

Вопрос об истине был понят Локком как проблема отображения реальных сущностей в человеческом познании.

Философ приводит различия между  видами знания по степени его очевидности, а очевидность ставит в зависимость от способа восприятием человека соответствия и несоответствия идей вещам и друг другу.

Локк выделяет 3 уровня познания.

 

Первый исходный уровень познания это чувственное познание содержанием которого являются идеи первичных и вторичных макрокачеств. По Локку чувственный опыт доставляет достоверно-близкое по своей очевидности знание о факте существования внешнего мира. Очевидность это продукт уроков общественно-исторической практики, но Локк понятием практики особо не оперировал. Но он очень ценил чувственные констатации, что они выигрывали у него по достоверности и у догматов религиозной веры.

 

Локк считал, что рационалистическое убеждение в том, что подлинное знание должно быть безусловным и абсолютно достоверным.

Чувственному уровню познания соответствует истинность отдельных идей. Простые идеи внешнего опыта истинны, если они точно отображают свойства вещей вне нас, и это имеет место в случае ощущения первичных качеств. Здесь истинность состоит в соответствии  идей обозначаемым этими идеями свойствам предметов.

Высшим уровнем познания Локк считает интуитивное познание. Мы видим тут интуицию без врождённых идей. Под интуитивным познанием Локк  имеет ввиду непосредственное восприятие разумом человека соответствия и несоответствия  сравнительно простых рациональных идей друг другу. В наибольшей степени эта умственно-воззрительная деятельность имеет место при втором способе образования сложных идей.

 Интуитивное познание  это познание субъектом простейших  математических и логических  соотношений. Интуиция познаётся  также и наличием в уме психических  процессов и сам факт собственного существования обладающего психикой лица.

Таким образом интуиция оказывается одним из орудий рефлексии, хотя и не единственным, это одно из звеньев размышления  субъекта над содержанием простых идей.

Применительно к интуитивному познанию Локк пользуется понятием истинности как соответствия  между идеями. Соответствие идей как искомый результат интуиции имеет у Локка несколько значений: интуиция призвана чтобы  выявить либо фактическое существование, тождество и совместимость между идеями, либо различия, либо саму простую но необходимую, дедуктивную связь и вообще элементарные отношения между идеями.

Демонстративным путём  люди познают производные истины математики и других наук, в том числе этики, а опираясь на вариант космологического доказательства, могут якобы прийти к идеи существования бога.

 

Философия истории и политическая концепция

Свои политические взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром которой были учения о естественном праве и общественном договоре.

По Локку существовало естественное состояние людей, в котором царила взаимная доброжелательность, потому что каждому хватало еды, воды и каждый мог накопить то, что хотел, т. е. частная собственность существовала задолго до появления государственности.

Естественное состояние характеризуется Локком как совокупность отношения свободы, равенства и взаимной независимости людей. Эти идеализированные идеи представляют собой апологию буржуазной, но отнюдь не феодальной собственности, ведь она не отвечает требованиям свободы и доброжелательности. В этих представлениях находил своё выражение принцип  буржуазного индивидуализма.

Локкова концепция происхождения государства из общественного договора выражается в том, что в давние времена вследствие роста народонаселения появились серьёзные симптомы перерастания естественного состояния в войну «все против всех». Именно в этот момент люди предпочли совместными, возможно, молчаливым решением учредить государства и вручить преобразованным правительствам исполнительную власть.

По Локку есть четыре разных этапа жизни людей: естественное, начавшее разлагаться естественное, нормальное общественное, сохраняющее лучшие черты естественного и отклоняющееся от нормы общественное.

 

Изначальное равенство детей в смысле отсутствия у них знаний, служит предпосылкой первоначального естественного равенства, а постепенное развитие разных и, следовательно, неравных их способностей и задатков, в том числе и трудолюбия, является причиной того, что в последующей истории действуют люди с самыми разными возможностями и индивидуальными перспективами. …«… Различные степени прилежания способствовали тому, что люди приобретали имущество различных размеров…изобретение денег дало им возможность накапливать и увеличивать его». Одни стали самыми богатыми и влиятельными, именно они стали заинтересованными в создание государственности. Уделом других, малоимущих, стала работа за кусок хлеба.

Но Локк антифеодальный мыслитель, он далёк от оправдания сословного деления общества, а с другой стороны, он во власти стандартной буржуазной  иллюзии, что каждый честный труженик, не лентяй и не бродяга, если захочет, может своим трудом добиться преуспевания, богатства и престижа.

По Локку государство призвано, не ограничивать социальную свободу, а гарантировать её. Верховным сувереном в государстве является  не правительство, а нация. Если правительство поступает вопреки действующему праву, то подданные вправе расторгнуть  соглашение с правительством и используя право защиты подняться на насильственную революцию. Именно в этот кратковременный период народ реально использует свой суверенитет.

В политической концепции Локка образование правительства передача ему народом исполнительной власти не связаны с каким-то вторым общественным договором, который был бы уже договором не между всеми членами народного сообщества, но между этим сообществом и правящими лицами.

Все эти мысли по сути дела  обосновывали необходимость свержения Якова второго.

С политическими взглядами Локка были тесно связаны вопросы религии и веротерпимости.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Значение философии Джона Локка в истории мысли Нового времени велико.

Большое значение имеет разработка им структуры процессов познания.

Когда материалистическая диалектика раскрыла качественно новы горизонты гносеологии, она не отвергла, но сохранила в подчинённом виде и то, что было достигнуто Локком. Он сумел сделал много для разрушения схоластической и метафизической системы посредством метода имевшего диалектические начинания. Метафизической абсолютизации и односторонности он избежал уже в отправном вопросе критики теории врождённых идей и в решение проблемы соотношения ощущений и разума. Он обосновал материалистический сенсуализм и сделал рад шагов для объединения его с рационализмом, в том числе в сложнейшем вопросе  образования абстракций.

Обсуждаемые Локком темы положили отпечаток на всю британскую философию последующего времени.

Он осуществил в философии Англии  переход от «века энтузиазма» до «века разума», который надолго избавил её от слепого подчинения религиозному фанатизму.

         Деятельность – есть самое  важное для людей.Заключение

Значение философии Локка было велико. Можно без преувеличения сказать, что его воззрения преобладали в Англии в первой половине XVIII в. Критика истории врождённых идей, обоснование учения о чувственном происхождении знания и об опытных основах морали, углубленная разработка вопроса теории познания в целом составили новый шаг в историко-философском развитии. У Локка нашлось не мало сторонников и последователей, и не только в Англии. Но развитие высказанных им идей пошло в различных, подчас диаметрально противоположных направлениях. Ленин отмечал: «И Бэркли и Дидро вышли из Локка». Компромиссность взглядов Локка во многих вопросах способствовала расколу среди интерпретаторов и критиков его учения. Главная разграничительная линия между ними совпадала с делением философов на два основных лагеря – материалистов и идеалистов.

В теории познания и отчасти в политических идеях из Локка исходили защитник «свободомыслия» Толанд и материалист Пристли. Они продолжили линию эмпиризма Локка, разрушили его «теологические рамки», подвергли критике идеалистические слабости. Указанный Гоббсом и описанный Локком в 33 главе II книги «Опыта» процесс возникновения идей через ассоциации, который, кстати говоря, сам автор считал лишь отклонением от нормального, привлёк внимание многих философов и учёных. Идея Локка оказалась плодотворной и положила начало ассоциативной психологии в трудах Гартли и Пристли. Она была также использована в своих целях и агностиком Юмом.

Философия Локка была горячо воспринята во Франции. «Чувствовалась необходимость в такой книге, которая привела бы в систему тогдашнюю жизненную практику и дала бы ей теоретическое обоснование. Сочинение Локка о «Происхождении человеческого рассудка» очень кстати явилось с того берега пролива. Оно встречено было с энтузиазмом, как давно и страстно ожидаемый гость». На французской почве материалистическое содержание локковой теории познания было воспринято Вольтером, Кондильяком, Ламатри и Гельвецием. Вольтер впервые открыл Локка для французского материализма , он продолжил критику врожденных идей, подкрепив её галльским остроумием, и придал более материалистическую «редакцию» деизму. О Ламетрии Маркс писал, что в его трудах английский материализм соединился с картезианской физикой. Правда, Кондильяк и Гельвеций довели сенсуалистический принцип Локка до крайности: первый пришёл к серьёзным агностическим ошибкам, второй превратил мышление из оператора ощущениями в разновидность самого опущения. Локкова теория государства и педагогика оказали значительное воздействие на французского демократического идеолога Жан-Жака Русо, а также на польского просветителя Гуго Коллонтфя.

С другой стороны, на слабых пункта философии Локка развил свои спекуляции, воспользовавшийся прежде всего её агностическими нотками. Неотчётливость понятия «идеи» и двусмысленность внутреннего опыта были на руку Д.Беркли, пытавшемуся доказать, что весь опыт лишён внешнего материального источника. Своё отрицание материи Беркли подкреплял и локковской критикой понятия субстанции. Через философию Беркли идеалистическая линия вела к агностику Д.Юму. Локковы «идеи» были превращены им из основы познания в конечный его источник. Юм гипертрофировал также допущение Локка о возможности развития математики вне зависимости её от отношений, отвлечённых от внешних объектов. Агностический отрыв явления от сущности был, после Д.Юма, завершён И.Кантом: он превратил комбинационную деятельность рассудка в категориальную априорность, а реальную сущность – в недосягаемую для знания «вещь в себе».

Русский читатель познакомился с сочинениями Локка в XVIII в. Известность в России Локк получил прежде всего как автор педагогических сочинений. «Некоторые мысли о воспитании» появились впервые в русском переводе ученика и приверженца М.В.Ломоносова, профессора Московского университета Н.Н.Поповского ещё в 1759 г. В предисловии Поповский обращал особое внимание на те идеи труда Д.Локка, которые могли быть использованы для воспитания молодого поколения из «простого народа».

Положительные стороны учения Локка были использованы философами, продолжавшими далее материалистические традиции, а ошибки, которые были исторически обусловлены характером общественных отношений и уровнем научной мысли его времени, в немалой степени исправлены. Но нам дорог честный и пытливый прогрессивный мыслитель прошлого, стремившийся вывести на свет людей, которые «заблудились» в огромном лесу слов» идеалистических спекуляций.

 

Список литературы

 

1. И.С.Нарский «Философия Джона Локка» / Издательство Московского университета 1960 г.

2. В.Голосов «Очерки по истории английского материализма XVII-XVIII вв.»/ Красноярское книжное издательство

3. Г.А.Заиченко // Джон Локк, второе  доработанное издание / Москва «Мысль»1998г.

4. Джон Локк // Сочинения в трёх томах, том 1 / Академия наук СССР. Институт философии « Мысль». Москва-1985 г.

 

 

 


Информация о работе Основная суть философской теории Джона Локка