Понятие «нравственное воспитание»
всеобъемлюще. Оно пронизывает все
стороны жизнедеятельности человека.
Именно поэтому выдающийся педагог
современности В.А. Сухомлинский, разработав
воспитательную систему о всестороннем
развитии личности, вполне обосновано
считал, что ее системаобразующий
признак – нравственное воспитание.
«Сердцевина нравственного воспитания
– развитие нравственных чувств личности».
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное
и систематическое воздействие на сознание,
чувства и поведение воспитанников с целью
формирования у них нравственных качеств,
соответствующих требованиям общественной
морали.»
Нравственные чувства, сознание
и мышление являются основой и
стимулом проявления нравственной воли.
Вне нравственной воли и действенно
практического отношения к миру
не существует реальной нравственности
личности. Она реализуется в единстве
нравственного чувства и сознательной
непреклонной решимости осуществить
свои нравственные убеждения в жизни.
Методы нравственного
воспитания
Методы нравственного
воспитания - это своеобразный инструмент
в руках учителя, воспитателя, педагога.
Они выполняют функции организации
процесса нравственного развития и
совершенствования личности, управление
этим процессом. При помощи методов
нравственного воспитания осуществляется
целенаправленное воздействие на учащихся,
организуется и направляется их жизнедеятельность,
обогащается их нравственный опыт.
Формы организации и методы нравственного
воспитания изменяются от индивидуальных
особенностей детей. Воспитательная работа
проводится не только со всем классом,
но и принимает индивидуальные формы.
Конечная цель работы с коллективом –
воспитание личности каждого ребенка.
Этой цели подчиняется вся воспитательная
система. Создание коллектива это не самоцель,
а лишь наиболее эффективный и действенный
путь формирования личности.
В процессе нравственного
воспитания широко применяются такие
методы как: упражнение и убеждение.
Упражнение - обеспечивает выработку
и закрепление необходимых навыков
и привычек, претворение навыков
и привычек на практике.
Убеждение - направлено на формирование
этических понятий, на разъяснение
нравственных принципов, на выработку
этических идеалов.
Выделяет три группы методов:
Методы формирования
сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
этическая беседа, увещевание, внушение,
диспут, доклад, пример);
Методы организации деятельности
и формирования опыта поведения
(упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации);
Методы стимулирования (соревнование,
поощрение, наказание).
В процессе нравственного
воспитания применяются и такие
вспомогательные методы как поощрение
и наказание. Они служат для одобрения
положительного и суждения отрицательных
поступков и действий. К методам
нравственного воспитания относится
так же личный пример, который оказывает
огромное влияние на сознание и поведение,
на формирование морального облика.
Содержание нравственного
воспитания.
Осмысливая сущность
нравственности личности, следует
иметь в виду, что в качестве
синонима этого понятия зачастую
употребляется термин мораль. Между
тем эти понятия необходимо различать.
Под моралью в этике обычно понимают систему
выработанных в обществе норм, правил
и требований, которые предъявляются к
личности в различных сферах жизни и деятельности.
Нравственность же человека трактуется
как совокупность его сознания, навыков
и привычек, связанных с соблюдением этих
норм, правил и требований. Указанные трактовки
весьма важны для педагогики. Формирование
нравственности, или нравственной воспитанности,
есть не что иное, как перевод моральных
норм, правил и требований в знания, навыки
и привычки поведения личности и их неуклонное
соблюдение.
Но что означают моральные
(нравственные) нормы, правила и требования
к поведению личности? Они есть
не что иное, как выражение определенных
отношений, предписываемых моралью
общества к поведению и деятельности
личности в различных сферах общественной
и личной жизни, а также в общении
и контактах с другими людьми.
Например, согласно морали каждый человек
должен добросовестно относиться к
труду, уважать людей труда, беречь
общенародное достояние и природу,
быть преданным родине, поддерживать
достоинство и честь других людей,
проявлять коллективизм, правдивость,
скромность и т.д. Как видим, все
эти нормы и правила определяют
те нравственные отношения, которые
человек проявляет к труду, родине,
другим людям и т.д.
Мораль общества охватывает
большое многообразие этих отношений.
Если их сгруппировать, можно четко
представить содержание воспитательной
работы по нравственному формированию
учащихся. В целом эта работа должна
включать в себя формирование следующих
моральных отношений:
- отношения к идеологии и политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
- отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
- отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
- отношения к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния; бережливость; охрана природы;
- отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;
- отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины.
Исходя из содержания нравственных
отношений, необходимо включать учащихся
в следующие виды деятельности: общественную,
патриотическую, учебную, трудовую, в
деятельность по сбережению материальных
ценностей и охране природы, общение
с другими людьми и т.д. В процессе
активного участия в разнообразной
деятельности при педагогически
правильной ее организации у учащихся
развивается понимание (осознание)
того, как ее необходимо выполнять,
формируются чувства совести
и ответственности, вырабатываются
навыки поведения и укрепляется
воля. Все это в совокупности и
характеризует те или иные нравственные
отношения (патриотизм, трудолюбие и
т.д.). Без хорошо организованной практической
деятельности и ее умелого педагогического
стимулирования нельзя эффективно формировать
нравственные отношения.
Нравственное воспитание
как процесс организации разнообразной
деятельности учащихся и формирования
у них нравственных качеств. Рассматривая
содержание нравственного воспитания,
мы отмечали, что должно быть направлено
на формирование у личности нравственных
отношений к родине, труду, общественному
достоянию, охране природы, к людям
и самой себе. Но моральное отношения
не возникают и не существуют сами
по себе. Они органически связанны
с деятельностью человека и обуславливаются
ею. Это очень важное положение. Из
него следует: чтобы формировать
у личности нравственные отношения,
необходимо включать ее в соответствующие
виды деятельности и использовать их
для выработки и воспитания этих
отношений. Исходя из содержания нравственных
отношений, необходимо включать учащихся
в следующие виды деятельности: общественную,
патриотическую, учебную, трудовую, в
деятельность по сбережению материальных
ценностей и охране природы, общения
с другими людьми и др. в процессе
активного участия в разнообразной
деятельности (при педагогически
правильной ее организации) у учащихся
развивается понимание (осознание)
того, как ее необходимо осуществлять,
формируется чувства совести
и ответственности, вырабатываются
навыки поведения и укрепляется
воля, что в своей совокупности
и характеризует те или иные нравственные
отношения. Без хорошо организованной
практической деятельности и его
умелого педагогического стимулирования
нельзя эффективно формировать нравственные
отношения.
Не менее существенным
является и другое положение. Те или
иные отношения закрепляются в сознании
и поведении личности, становятся привычными
и определяют устойчивость ее поведения
в любых изменяющихся условиях, они превращаются
в личностные качества. Вот почему процесс
нравственного воспитания должен быть
направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать
и совершенствовать нравственные качества
школьников. В частности, речь должна идти
о формировании таких качеств, как устойчивость
научного мировоззрения, патриотизм и
культура межнациональных отношений,
трудолюбие, бережное отношение к материальным
ценностям общества и личному имуществу,
коллективизм, сознательная дисциплина
и культура поведения.
Список используемой
литературы
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан // - С-Пб.: Питер, 2000.
- Каптерев П. Ф. Педагогический процесс [Текст] / П. Ф. Каптерев // Под ред. А.М.Арсеньева. - М., 1989.
- Основные аспекты целостности педагогического процесса [Электронный ресурс] / http://common-pedagogics.ru
- Педагогическая деятельность [Электронный ресурс] / http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Харламов И.Ф. Педагогика : Крат.курс : Учеб. пособие [Текст] / И.Ф. Харламов // -2-е изд.,стер.-Мн.:Выш.шк.,2004.-272с.
- Электронная библиотека [Электронный ресурс] / http://bibliofond.ru
- Электронная библиотека [Электронный ресурс] / http://www.bestreferat
- Электронная библиотека [Электронный ресурс] / http://www.coolreferat