Основные методы коррекционной работы с агрессивными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:23, реферат

Краткое описание

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось детям.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять современные корректирующие меры.

Содержание

Введение…………………………………………………………….....стр. 2-3
Теоретический аспект агрессии………………………………………стр. 3-4
Формирование детской агрессивности……………………………...стр. 4-8
Коррекционная работа с агрессивными детьми…………………...стр. 9-13
Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с
агрессивными детьми………………………………………………...стр. 13-20
Заключение…………………………………………………………….стр. 21
Список использованной литературы………………………………..стр. 22

Вложенные файлы: 1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)
  1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  2. Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
  4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

      Способы выражения гнева:

  1. Громко спеть любимую песню.
  2. Пометать дротики в мишень.
  3. Попрыгать на одной ноге.
  4. Использовать стаканчик для криков высказать все свои отрицательные эмоции.
  5. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
  6. Пускать мыльные пузыри.
  7. Устроить бой с боксёрской грушей.
  8. Пробежать по коридору школы, детского сада.
  9. Полить цветы.
  10. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
  11. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
  12. Погоняться за кошкой (собакой).
  13. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
  14. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).
  15. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).
  16. Постирать белье.
  17. Отжаться от пола максимальное количество раз.
  18. Сломать несколько игрушек.
  19. Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит».
  20. Стучать карандашом по парте.
  21. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
  22. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
  23. Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.

 
Агрессия  личности может проявляться в  виде:

  1. Физической агрессии – нападение: использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенной агрессии: злобные шутки, сплетни, а также взрыв ярости, ненаправленный и неупорядоченный.
  3. Склонности к раздражению: готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  4. Негативизма: оппозиционное поведение, направленное обычно против авторитета, руководства.
  5. Обиды, зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные и мнимые страдания.
  6. Подозрительности, недоверия и осторожность по отношению к людям, основанной на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
  7. Вербальной агрессии: выражение негативных чувств через крик, визг, словесные угрозы, проклятия, ругань.
  8. Чувства вины: убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает неправильно, наличие у него угрызений совести.

       На разных возрастных этапах проявление агрессивности у детей различно:

  • У детей 10-11 лет преобладает физическая агрессия.
  • У подростков 12-13 лет наиболее выражены реакции негативизма, т. е. оппозиционное поведение.
  • Для 14-15-летних подростков в первую очередь свойственна вербальная агрессия, т. е. ссоры, крик, визг, угрозы, ругательства.

       На силу агрессивных привычек влияет ряд факторов. С целью выбора правильной позиции надо их различать:

  1. Дети, которые часто сталкивались с гневом, враждебностью в свой адрес, сами реагируют агрессивно даже на небольшое раздражение.
  2. Частое достижение успеха путём агрессии приводит к сильным атакующим привычкам. Если подросток привык добиваться успеха в отношениях устранением какого-либо препятствия силовым способом или каким-то образом за это вознаграждаться, выбранный способ взаимоотношений становиться преобладающим. Причём тенденция к враждебности может не зависеть от ситуаций, провоцирующих на агрессию и не провоцирующих.
  3. Культурные и субкультурные нормы.

       Кроме того, рассматривая детскую агрессию, необходимо учитывать роль темперамента, то есть врожденные свойства человеческой личности, такие, как импульсивность, интенсивность поведенческих реакций, высокий уровень активности и независимости, могут оказать существенное влияние на развитие агрессивности ребёнка.

       Так, например, независимые дети особо ярко сопротивляются групповому давлению, стремясь к самовыражению. Занимаясь с агрессивным ребёнком, важно учитывать то, что его поведение нельзя однозначно считать «плохим».

       Агрессия выполняет защитную функцию в критической ситуации. Поскольку агрессивное поведение чаще наблюдается в критические возрастные периоды, его проявления свидетельствует о том, что ребенку стало сложнее переживать любую трудную ситуацию. Таким образом, периоды выраженной агрессивности случаются даже у здоровых, нормально воспитываемых детей.

Распространёнными методами работы с детской агрессией  считаются следующие:

  1. Игнорирование агрессивной тенденции, не фиксирование на ней внимания окружающих.
  2. Включение агрессивного действия в контекст полезной деятельности и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими, например, участие в спортивных состязаниях, трудное поручение в походе, «конкурс крикунов».
  3. Установление запрета на агрессивные действия ребенка, не разрешать проявлять агрессию. Например - отрядное правило: «У нас нельзя обзывать друг друга».
  4. Активное подключение психолога для специальной поведенческой коррекции в случае крайней агрессивности ребёнка разрушительного поведения.

Можно использовать следующие игры на снятие агрессии:

  1. Предложите ребятам нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому они питают агрессивные намерения или написать его имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросите всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину с мусором.
  2. Вожатый предлагает собрать фигуру из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом члене группы. Участники по очереди отдают на общее дело свои когти, зубы, шипы, жало, перепончатые крылья и т. п. Существо, получающееся в итоге, целиком состоит из угловатого, кусающего, карябающего. Затем, путем одновременного нажатия кнопок, осуществляется старт стула с сидящим на нем воплощением агрессивных поползновений группы в межзвездное пространство, где оно и канет навеки в пучину забвения. Можно придумать различные способы уничтожения этого чудовища.

 

Социальное  прогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми.

 

В дошкольный период детства  еще не поздно предпринять своевременные  меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов— научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определенные события.

Анализ поведения агрессивного ребёнка позволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые  результаты.  Все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику. Задачу эту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм, присущих дошкольным учреждениям. Традиционные воздействия - убеждения, объяснения, ссылка на положительные примеры, призыв не обижать других - малоэффективны. Не принесет успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка лишь на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счете, независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, методика эта ведет к разобщенности и отчужденности. Основная задача, которая падает на плечи педагога и психолога в работе с агрессивными детьми, - сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное - помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.

Социально-профилактическая работа с  агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

Профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Работа с агрессивным ребёнком будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только воспитатели, но и, самое главное, - родители.

Работа со взрослыми, составляющими ближайшее окружение  ребенка, должна строиться как в  плане ознакомления их с причинами детской агрессивности, психологическими особенностями агрессивных детей (самооценка и структура мотивационно-потребностной сферы), так и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а отдельные поступки), перестройки системы наказания и поощрения. Взрослые (воспитатели, родители, психолог) должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка - кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и терпения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В одних случаях, следует поощрять ребенка, в других — ограждать от агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не переносит ли он свою ярость с виновного на невинного.

 Агрессивность  ребёнка достаточно неоднородна.  С одной стороны, она может  служить способами самозащиты, отстаивания  своих прав, удовлетворения желаний  и достижения цели. Выраженная  в приемлемой форме агрессия играет важную роль в  способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха.

С другой стороны, агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести  вред, сформировать нежелательные черты  характера — либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося постоять за себя. И то и другое негативно сказывается на наших чувствах, а в крайних случаях может привести к деструкции, разрушению непосредственного окружения, включая людей, которых мы любим, нанести непоправимое зло нам самим.

Первый тип  агрессивности, безусловно, желателен, необходим для выживания и  достижения успеха. Второй тип, несмотря на ряд отрицательных качеств, временами  может быть тоже необходим для  адаптации и выживания. Наша задача - научить родителей, уважающих своего ребенка, разбираться в психологических особенностях детского поведения: поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении цели, концентрировать энергию ребёнка для получения желаемого результата; или напротив избавиться от ненужной враждебности к другим, к себе, к обществу. Эта помощь необходима, для того, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы они себя уважали, уважали других, могли нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими и получали истинное удовольствие от жизни.

Конкретно же для  личности эмоциональное самочувствие зависит от того, каким целям служит агрессивность. Одно дело, когда она  направлена на источник боли и дистресса. Для этого враждебность, ненависть и ярость, по сути, предназначены. Как ни трудно с этим согласиться, следует признать, что некоторый уровень агрессивности необходим.

Информация о работе Основные методы коррекционной работы с агрессивными детьми