Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:52, контрольная работа
Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время эта задача непростая, поскольку сфера практической социально- педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально-возможные ее применения.
1.Основные направления социально-педагогической деятельности
2.Социальная педагогика как метод обучения и воспитания
3.Характер взаимодействия между социальной педагогикой и социальной работой.
Оглавление
1.Основные направления
социально-педагогической
2.Социальная педагогика как метод обучения и воспитания
3.Характер взаимодействия между социальной педагогикой и социальной работой.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:
-деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, педагогической, психологической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;
-деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:
-непосредственную работу с ребенком;
-посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.
По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время эта задача непростая, поскольку сфера практической социально- педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально-возможные ее применения.
Теоретически можно
С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:
-социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;
-социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;
-социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;
-социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;
-социально-педагогическая деятельность в конфессиях.
Работа по социальной реабилитации
детей, имеющих отклонения от нормы,
должна быть содержательно ориентирована
на различные категории таких
детей, что дает основание выделить
несколько видов социально-
-социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;
-социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения;
-социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей;
-социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения.
Если рассматривать
1. Создание социальных условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагополучные условия жизни детей и их семей;
2. Создание благоприятных
социально- педагогических
3. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально – педагогической проблематике для детей и семей группы риска;
4. Социально – педагогическая профилактика и реабилитация дезадаптированных детей и подростков;
5. Работа с детьми-инвалидами;
6. Работа с одаренными детьми;
7. Организация спортивно-
8. Консультирование и специализированная помощь в профессиональном определении;
9. Работа по пропаганде здорового образа жизни;
10. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей;
11. Социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей;
12. Работа в классах психологической коррекции;
13. Предупреждение негативного
отношения взрослых к детям,
помощь в разрешении возникших
конфликтов между учителями и
учениками, родителями и
Таким образом, можно сделать обоснованный вывод, что в посреднической работе социального педагога наряду с важностью социальной помощи специалистов, особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда и в профилактической работе.
2.Социальная педагогика
как метод обучения и
Социальная педагогика –
сравнительно молодое направление
педагогики, задача которого – помочь
юному поколению в
При рассмотрении процессов воспитания и образования, их связи с практикой, можно убедиться, что современные методы социальной педагогики предлагают поменять позицию педагога с авторитарной и репродуктивной на демократическую и творческую.
Различие теоретико-
Задачи методики социально-педагогической работы заключаются, во-первых, в раскрытии основных направлений и принципов, форм и приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями населения, поселений, социальных групп; во-вторых, в обучении социальной воспитательной работе, искусстве оказывать социально-педагогическую поддержку людям, нуждающимся в социальной адаптации, педагогической коррекции, реабилитации.
Методы социально-
2) методы групповой социально-педагогической работы с различными группами населения;
3) методы индивидуальной социально-педагогической работы;
4) методы общепедагогического социального воздействия (социальная диагностика; профилактика различного рода отклонений в поведении; социальное воспитание; социально-педагогическая поддержка; активное обучение; педагогическая коррекция);
5) методы педагогической психотерапии,
6) методы социальной диагностики, направленные на ^конкретное изучение личности, семьи, общины (социальная история личности; социальная история семьи; социальная история общины; семейная паспортизация; наблюдение; беседа, интервьюирование; анализ случая, ситуации, межличностных отношений, социальных действий; анализ результатов деятельности подопечных; метод обобщения независимых характеристик; социокультурный мониторинг; библиографический метод; метод экспертных оценок);
7) методы социального воспитания, направленные на ответственное участие взрослых, всех социальных институтов района в воспитании детей, создание гуманной среды воспитания (социальная диагностика; социально-педагогическая работа в открытой среде; культурная активизация; самопомощь и взаимная поддержка; обучение и деятельность;
изучение, распространение опыта воспитания — народного, семейного, общинного);
8) методы социально-педагогической поддержки, направленные на оказание помощи человеку средствами воспитания, образования, социальной работы (эмоциональной (моральной) поддержки (повышенное внимание, дружеский совет, соучастие в конкретной ситуации, сопереживание, моральная опека, поддержка добрым словом, советом, заботливое отношение, сочувствие, индивидуальный патронаж, благодарность); воспитательной помощи; образовательной поддержки; социальной помощи — индивидуальный патронаж, уход, консультирование, социальное обследование);
9) методы активного обучения, направленные на вооружение необходимыми знаниями, умениями, навыками, .жизненно необходимыми для самостоятельного решения своей проблемы (самообучение и взаимообучение; обучение в деятельности; наставничество; проблемно-поисковые; наглядного обучения);
10) методы педагогической коррекции, направленные на
исправление дефектов характера, поведения ребенка.
Данные методы в свою очередь подразделяются на общедидактического влияния и специально педагогические методы. К методам общедидактического влияния относятся: коррекция страха, застенчивости, бродяжничества, навязчивых мыслей и действий, самокоррекция т. д. К специальным педагогическим методам относятся: коррекция тиков, скорос-пелости, истерического и нервного характера, недостатков поведения единственного ребенка; к методам коррекции через труд — трудовая, речевая, игровая, музыкальная и семейная терапия.
Существуют и другие, не менее эффективные методы, к которым часто прибегают социальные педагоги. Например, широкоиспользуемые методы — метод убеждения и метод упражнения. «Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с клиентами, у которых по каким-то причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.» [4;19]
Приобщение к нормам жизни, принятыми в данном обществе, морали, нравственности, труду, создание ясных и точных представлений о них, которые в итоге формируют убеждения личности, четкие жизненные позиции, сообразующиеся с общепринятыми нормами поведения и образом жизни в том или ином социуме. Убеждение — это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю клиента. Убеждение только тогда эффективно, когда проходит через его внутреннюю сферу.
Убеждения – это твердая уверенность личности в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним стержнем, на котором базируются нравственные поступки и помыслы индивида. Убеждение выступает формой регуляции отношений личности и общества. Воспитательная сила убеждения обуславливается тем, как внутренне его воспринимает человек. Чтобы метод убеждения достиг своей цели, необходимо учитывать психологические особенности индивида, уровень его воспитанности, интересы, темперамент и личный опыт. Убеждать можно словом, действием, примером.
Метод упражнения связан с
формированием у человека определенных
нравственных умений и привычек. Воспитание
привычек требует многократных действий
и многократных повторений. Под нравственными
упражнениями понимают многократное
повторение человеком действий
и поступков в целях
В качестве особого направления выделяются методы работы в молодых семьях и в семьях, имеющих проблемы в семейном воспитании, требующих в силу особенностей своей жизнедеятельности социальной поддержки, помощи, реабилитации, прежде всего это студенческие семьи, семьи мигрантов и беженцев, семьи, имеющие детей-инвалидов и престарелых родителей.
3.Характер взаимодействия между социальной педагогикой и социальной работой.
Одним из центральных вопросов социальной педагогики является вопрос о ее соотношении с нормами и методами социальной работы. Одни исследователи фактически отождествляют эти понятия, считая социальную педагогику одним из направлений социальной работы, другие, наоборот, считают их разновидностью социокультурной и социально-педагогической деятельности, относя социальную педагогику к первому виду деятельности, а социальную работу — ко второму. Отношение к культуре является основным водоразделом социальной педагогикой и социальной работой. Социо-культурная практика — важнейшее содержание социальной педагогики. Социальная работа — особый вид деятельности-объектом которого являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи. Человек рассматривается здесь как бы объект культуры, как некое биосоциальное существо, причем акцент делается на субстанциональных, материальных, а не на бытовых условиях его существования. В качестве основных направлений социальной работы выступают:
-медико-социальные основы здоровья;
-физическая культура как общественное явление;
-семья как объект социальной работы;
- социальная работа в сфере занятости;
Информация о работе Основные направления социально-педагогической деятельности