Основные положения Закона об образовании РФ, 2012

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:46, доклад

Краткое описание

По новому закону государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образованных стандартов (ФГОС). При этом платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета, отмечается в документе. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

Вложенные файлы: 1 файл

39.docx

— 24.65 Кб (Скачать файл)

39.основные положения  Закона об образовании РФ, 2012

1. Школьное образование  остается бесплатным

 По новому закону государство  обязано обеспечить каждого бесплатным  общим образованием в рамках  федеральных государственных образованных  стандартов (ФГОС). При этом платные  образовательные услуги не могут  заменять обучение, которое финансируется  из бюджета, отмечается в документе.  В противном случае образовательная  организация обязана вернуть  все деньги обучающемуся или его родителям.

2. Мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным как для государственных, так и для частных вузов

 Осенью 2012 года Минобрнауки впервые провело мониторинг высших учебных заведений. В нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По его итогам около 30 университетов и 262 филиала были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации. Министерство уже запустило очередное исследование, итоги которого будут переданы руководству ведомства не позднее 20 ноября.

 3. Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) будут действовать пять лет

 Раньше результаты ЕГЭ были  действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска.  Теперь у тех, кто не смог  поступить в университет сразу  после окончания школы, шансов  сделать это стало больше.

4. Изменяется порядок  поступления в вузы для льготников

 Новый закон устанавливает квоту в пределах 10% для поступления инвалидов в вуз. Остальные категории — дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств — будут бесплатно учиться на подготовительных отделениях вузов. Возможность такого обучения допускается только один раз, при этом дает преимущество при поступлении в университет.

5. Дошкольное образование  становится первым уровнем в  системе образования

«Дошколка» станет первым уровнем в системе непрерывного образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее. При этом дошкольный уровень не предусматривает итоговых экзаменов или других форм оценки детских знаний. Учить ребенка в детсаду будут бесплатно, но за присмотр родители, как и раньше, должны платить сами. Детям из малообеспеченных семей будут предоставлены льготы. Дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом будут по-прежнему освобождены от платы.

 6. Муниципалитеты обязаны предоставить ребенку место в первом классе

 По новому закону местный  орган управления образованием  закрепляет за каждым микрорайоном  школу и обеспечивает прием  туда детей, проживающих на  данной территории. Администрация  учебного заведения может отказать  принять ребенка в первый класс  только при отсутствии свободных мест. В этом случае управление образованием должно предоставить родителям информацию о вакантных местах в других школах микрорайона

. 7. Учитываются индивидуальные потребности учащихся

Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными  возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут  получить образование и в специальных  учреждениях. В документе уделено  внимание получению образования  одаренными детьми. Таким образом, закон  ориентирован на разные образовательные  потребности и устанавливает  индивидуальный подход к обучению каждого  ребенка. В частности, законодатель закрепляет право учащегося на индивидуальный учебный график и на выбор предметов  по курсу.

 8. Изменяется система профессионального образования

Теперь в систему высшего  образования входят бакалавриат, специалитет и магистратура, а также послевузовское профессиональное образование. Училища переходят в систему среднего профессионального образования в качестве первой ступени подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Согласно закону, среднее профобразование должно быть общедоступным.

 9. Учителя получают особый статус

Новый закон впервые законодательно закрепляет особый статус педагогического  работника. В том числе, учителя  получают право пройти дополнительное профобразование по профилю не реже, чем один раз в три года. По документу им предоставляется ежегодный  основной удлиненный оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, а также досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Педагогические работники, которые проживают в  сельской местности или поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ. Новый закон также  закрепляет норму, по которой расходы  на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных  организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в данном субъекте РФ.

10. Государственная аттестация  девятиклассников становится обязательной

Государственная итоговая аттестация (ГИА) для девятиклассников становится обязательной. Эксперименты по введению ГИА проводились в различных  регионах с 2002 года. Экзамен проходит в виде тестирования на специальных  бланках, похожих на бланки ЕГЭ. За организацию  и проведение аттестации девятиклассников отвечают региональные власти, которые  также проводят обработку результатов. Разработка контрольных измерительных  материалов происходит на федеральном  уровне.

Источник: http://www.eduhelp.info/page/10-osnovnyh-polozhenij-novogo-zakona-ob-obrazovanii-v-rf © Новости образования.

В настоящее время в  России идёт становление новой системы  образования, ориентированной на вхождение  в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенным изменением в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений. 
 
Происходит смена образовательных программ, предлагается новое содержание, новые подходы, иные отношения, иное право, иной педагогический менталитет. 
 
В содержании школьного образования: 

  •  
    Уравнивание гуманитарной и технократической составляющих (гуманизация образования);
  •  
    Увеличение роли духовного воспитания личности и становления нравственного облика Человека;
  •  
    Обогащение содержания образования новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией и творческого потенциала личности;
  •  
    Отведение значительной важной роли информационно-коммуникативным технологиям обучения;
  •  
    Замена внешней мотивации на внутреннюю нравственно-волевую саморегуляцию, перенос акцента на саморазвитие учащихся

 
Отношения учитель-ученик развиваются  в направлении гуманно-демократической  модели. Важнейшим фактором педагогического  процесса становится личностный подход к ребёнку, личностно-ориентированное  взаимодействие учителя с учащимся. 
 
Происходит интеграция и индивидуализация программ обучения и воспитания. 
 
Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микросоциума и макросоциума. 
 
Обострение социально-политических отношений в обществе приводит к многообразию представлений о человеке и обществе, к столкновению классовых, групповых и личных интересов. Школа должна помочь молодежи сориентироваться в реальном соотношении борющихся сил. 
 
Новые социально-экономические условия выдвинули перед системой образования цель - формирование личности, способной к решению возникающих проблем к самореализации. Технологией, адаптивной этой цели, является «технология саморазвития личности А. Ухтомского – Г.К. Селевко».  
 
В технологии используются современные достижения педагогических и психологических наук. Согласно данной технологии реализуется определённая модель выпускника.

. Образование в современной России

Социологи понимают под обучением  относительно постоянное изменение  в человеческом поведении или  способностях, являющееся следствием опыта. Поскольку обучение столь  важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения - того, что социологи называют образованием. Образование - один из аспектов многостороннего  процесса социализации, с помощью  которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для  эффективного участия в жизни  общества. Оно представляет собой  процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие - ученика, исполняя соответствующие  этим статусам роли.

Первые школы появились  несколько тысячелетий тому назад  для подготовки небольшого числа  избранных для ограниченного  круга руководящей и профессиональной деятельности. Однако в XIX в. бесплатные средние школы стали основным средством, с помощью которого члены общества получали элементарные знания по чтению, письму и арифметике. Это давало им навыки, необходимые для работы на предприятиях и в бюрократических организациях. Школы имеют существенное функциональное значение для выживания и сохранения современных обществ.

Отечественное образование  имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX в. Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в Космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

Во многих примитивных  и аграрных обществах школы отсутствуют. Социализация молодежи осуществляется в них тем же «естественным» путем, каким родители обучают детей  ходить или говорить.

Взрослые люди в современных  обществах не могут позволить  себе воспитывать детей по собственному подобию. Очень часто навыки родителей  устаревают, и они сталкиваются с  тем, что профессия, которой они  обучались, больше не нужна. Знания и  умения, необходимые в современной  жизни, нельзя получить автоматически  и «естественно». Для этого требуется  специальная образовательная структура, которая будет прививать молодым  людям образ мыслей, мироощущения и модели поведения, диктуемые быстро меняющимся урбанизованном и ориентированном на технические достижения обществом.

Образование представляет собой  социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов  можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована  и по иным принципам, она включает ряд звеньев:

o систему дошкольного воспитания и образования,

o общеобразовательную школу,

o профессионально-техническое образование,

o среднее профессиональное образование,

o высшее образование,

o послевузовское образование,

o систему переподготовки специалистов.

2. Начальное профессиональное образование (ПТУ, училища):

· падение объемов производства в отраслях производственной сферы  в два и более раза, сокращение прямых заказов на подготовку рабочих  и финансовой помощи со стороны крупных  и средних предприятий;

· нарастание технологического разрыва по сравнению с развитыми  капиталистическими странами в различных  отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и  связи;

· недостаточное государственное  финансирование начального профтехобразования и контроля за процессом его реструктуризации;

· резкое сокращение выпуска  рабочих в учреждениях начального профессионального образования;

· низкая и несвоевременная  оплата труда, старение преподавательского состава, уход высококвалифицированных  преподавателей в сферу малого бизнеса;

· слабая материально-техническая  база учебных заведений профтехобразования, особенно в депрессивных отраслях (радиоэлектроника, металлообработка, легкая промышленность и др.).

3. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи):

· недостаточное государственное  финансирование из бюджета и контроль за процессом реструктуризации среднего профессионального образования (либеральная реформа);

· рост платного обучения по гуманитарно-экономическим специальностям, что приводит к потере отраслевой направленности учебных заведений  СПО;

· старение материально-технической  базы учебных заведений, недостаточная  компьютеризация и информатизация образования, особенно в депрессивных отраслях народного хозяйства.

4. Высшее профессиональное образование (университеты, академии, институты):

1. увеличение технологического  разрыва с экономически развитыми  странами и снижение конкурентоспособности  отечественного высшего образования;

2. недостаточное государственное  финансирование вузов в размере  30-60% от планового бюджета, что  вынуждает развивать платное  образование по непрофильным  специальностям для вузов;

3. слабая материально-техническая  база, особенно в передовых и  наукоемких отраслях;

4. разрастающаяся коррупция  и взяточничество в госвузах из-за сокращения бюджетного и увеличения коммерческого приема студентов;

5. сокращение потребности  народного хозяйства в специалистах 1-го уровня квалификации (техников) из-за общего кризиса в отраслях  материального производства и  рост потребности в специалистах 2-го уровня (бакалаврах и специалистах) со стороны рыночных структур (банки, страховые компании, малые  предприятия);

6. возрастающая конкуренция  госвузов по приему студентов на специальности экономического и юридического профиля, лицензирование этих специальностей в технических госвузах, что приводит к утрате отраслевой специализации и превращению технических и педагогических вузов в псевдоуниверситеты;

7. усложненная бюрократизированная  система лицензирования, аттестации  и аккредитации вузов каждые 5 лет по линии МО РФ, что вызывает отвлечение значительных средств и сил руководства вузов;

Информация о работе Основные положения Закона об образовании РФ, 2012