Основные положения гуманистической педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:57, реферат

Краткое описание

Темой своей работы мы выбрали гуманистическую педагогику. В связи с этим нам представлялось необходимым рассмотреть философскую концепцию гуманизма, проанализировать понятия гуманизма и гуманности, определить основные положения гуманистической педагогики.

Содержание

Введение
1. Гуманистическое мировоззрение как основа воспитания
2. Характеристика гуманистической педагогики
3. Гуманистическая педагогика в профессиональном образовании
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 22.23 Кб (Скачать файл)
   

РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ  ПЕДАГОГИКИ

Выполнил ___________________

Проверил ___________________

2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

1. Гуманистическое мировоззрение  как основа воспитания

2. Характеристика гуманистической  педагогики

3. Гуманистическая педагогика в  профессиональном образовании

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В основе современной Концепции  воспитания детей и учащейся молодёжи в Беларуси заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований Ш.А. Амонашвили, Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой и др.

Темой своей работы мы выбрали гуманистическую  педагогику. В связи с этим нам  представлялось необходимым рассмотреть  философскую концепцию гуманизма, проанализировать понятия гуманизма  и гуманности, определить основные положения гуманистической педагогики. Также одну из задач работы мы поставили  рассмотреть основные положение  гуманистической педагогики в их преломлении к профессиональному  образованию.

1. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ 

КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ

В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.

Как теоретическая концепция гуманизм признаёт право человека на свободу, счастье, беспрепятственное развитие и проявление своих способностей, творческого потенциала. Эти черты  выступают в гуманистической  концепции в качестве основных критериев  оценки в деятельности основных социальных институтов, целевых общественных установок  и направленности общественного  развития. В отношениях между членами  общества, гуманизм признаёт в качестве нормы принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности.

О содержании гуманизма говорят  различные исследования. В частности, Е.В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание. Гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности.

Понятие гуманности определяется как в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. По словам К.В. Гавриловец, гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности.

Одним из важнейших проявлений и  показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми, по мнению Н.Ю. Алексашиной, относятся:

- забота и взаимопонимание, т.е.  эмоциональная отзывчивость, сострадание,  способность разделять чувства  и мысли другого, его печаль  и радость;

- взаимоуважение, т.е. способность  принимать человека таким, какой  он есть, признавать его право  иметь собственные убеждения  и развиваться по собственному  пути;

- взаимодействие, т.е. способность  к сотрудничеству, взаимопомощь  и содействие, принципы ненасилия  в разрешении конфликтов

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ  ПЕДАГОГИКИ

Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х - начале 60-х годов в  США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют  данное направление в педагогике - это придание образовательному процессу личностно-ориентированно-го характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

Само понятие «гуманизации» является производным от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой обеспечивает деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.

Гуманизация воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это - социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.

Гуманизация воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл.

В процессе развития в рамках гуманистической  педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно  учитываться при реализации в процессе обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:

- в процессе обучения и воспитания  должна создаваться эмоционально  стимулирующая школьная среда;

- обязательное поощрение инициативы  учащихся в учебно-воспитательном  процессе;

- необходимым является установление  конструктивных межличностных отношений  в классе;

- для полноценной реализации  учебно-воспитательного процесса  является необходимым разработка  таких образовательных программ, которые будут максимально развивать  потенциал и творческие способности  учащихся;

- в процессе образования необходимым  является совместное обсуждение  учителем и учащимися проблем  познавательного процесса и способов  его оценки;

- одним из необходимых, хотя  зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.

Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные  формы учебной работы - от гибких и спонтанных на этапе самоопределения  учащихся, до достаточно жестких, которые  будут опираться на устойчивую мотивацию  и потребности детей.

3. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА  В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Профессиональное образования  обычно рассматривается как овладение  определёнными навыками по конкретной профессии и специальности. Однако, как показывает практика, в процессе профессионального образования обучаемый получает гораздо более широкой комплекс информации и навыков, а не только знания и квалификацию по конкретной профессии. При этом приобретение и знаний и квалификации является основной целью профессионального образования.

Характерной чертой профессионального  образования, отличающей его от допрофессиональных, общеобразовательных этапов обучения и воспитания, по мнению Г.Е. Зборовского, является ярко выраженная линия подготовки к профессиональной деятельности, оказывающая определяющее влияние на весь процесс образования [2, с. 225]. Однако при этом, сведение всего профессиональное образование лишь к подготовке человека к будущей трудовой деятельности является неоправданным суждением всех возможностей такого образования. Период, в течение которого человек учится, получает профессию, специальность и квалификацию, является важной частью его жизни, которая должна быть заполнена не только подготовкой к будущей трудовой деятельности.

Профессиональное образование, в  связи с этим, имеет не только социальную и экономическую направленность, но и глубоко личностную природу. Будучи направленным на группы людей, оно осваивается индивидуально. Как бы педагогический коллектив  или отдельные его представители  ни хотели передать знания и опыт, этот процесс может быть успешным лишь на основе личностного стремления к  цели, к получению образования  и профессии, а такое стремление невозможно себе представить без  опоры учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных  учреждениях на основные принципы гуманистической  педагогики.

Все основные принципы и положения  гуманистической педагогики должны найти своё отражение в процессе профессионального образования, обучения и подготовки квалифицированных  специалистов. Положения гуманистической  педагогики должны учитываться при  формулировании целей и задач  профессионального образования, в  процессе разработки его содержательного  компонента и поиска средств развития личности учащихся. Одним из необходимых  условия является разработка системы  управления профессиональным образованием на гуманистических началах, т.е. только при условии уважения к личности учащегося профессионального учебного заведения и внимании к развитии творческого компонента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного  процесса на основах гуманистической  педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая педагогика имеет  в своей основе гуманистическое  мировоззрение, которое признаёт своей  главной и незыблемой ценностью  человека как такового, ценность его  свободы, его выбора и возможностей его развития.

Педагогический процесс, построенный  на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и  учителя, в процессе которой учитель  старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все  условия для их личностного и  творческого развития.

В процессе профессионального образования  также является необходимым учёт основных положений гуманистической  педагогики, что должно определять не только построение учебно-воспитательного  процесса в учреждениях профессионального  образования, но и поставить в  его центр личность учащегося  и опираться на неё, как на отправную  точку всего процесса профессионального  образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе. - Мн.: Полымя, 2000. - 128 с.

2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. - 301 с.

3. Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников. - Мн.: Полымя, 2000. - 208 с.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. - 176 с.

5. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 96 с.

6. Сманцер А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность. - Мн.: «Бестпринт», 2001. - 308 с.

7. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.




Информация о работе Основные положения гуманистической педагогики