Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:33, реферат
Память - способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
Память - способность
к запечатлению, сохранению и
последующему воспроизведению (
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
Подбирая литературу,
которая может дать ответы
на интересующие вас вопросы,
вы должны найти наиболее
Группы слов можно запоминать, создавая в сознании соответствующие сцены. Чем они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания названия ресторана "Под липами" представьте себе, как вы сидите под этими деревьями с их неповторимым ароматом. Если требуется запомнить название "Вулкан" ил "Молния", нужно пытаться запомнить слово как образ, а не как группу из нескольких букв. Чтобы, запомнить перечень предметов, представьте себе знакомую улицу и расставьте все предметы перед подъездами в порядке их расположения. После этого мысленно пройдитесь по улице. Вам будет легко восстановить в памяти весь перечень. Запоминая группу букв или слогов, полезно связывать их в слова с определенным смыслом. Мозг человека лучше запоминает то, что имеет смысл. Чтобы запомнить фамилию нового знакомого, нужно связать ее с какой - либо характерной его чертой. Например: фамилию Розов с розовым цветом его лица и т.п.
3. Основные принципы запоминания новой информации.
Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот некоторые примеры:
Альберт Эйнштейн - один из величайших физиков. Смысловое значение здесь состоит в том, что он создал теорию относительности.
Ассоциативные
связи, даже когда они
Структурные
связи также помогают
Метод ассоциации.
Методом ассоциации
умело пользовался римский
Существует
простейший способ создания
Запоминание лиц.
Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие.
Чтобы запомнить
лицо, необходимо внимательно его
рассмотреть, обращая внимание
на форму, отличительные
Запоминание имен.
Первое условие
для запоминания имени - оно
должно быть произнесено
Общие условия успешного запоминания.
1. Когда материал интересен для запоминающего.
2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.
3. Когда у
запоминающего сформирована
4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.
5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.
6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).
7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.
8. Когда процесс заучивания,
разделенный на отрезки по 45-60
минут, прерывается паузами
Советы по развитию памяти (прежде всего механической).
1. "Не подряд". Научное
название здесь такое: "закон
распределения повторений во
времени". Суть: число повторений,
необходимых для полного
2. Необходимо систематически
чередовать пассивное
3. По возможности чаще
применять мнемотехнические (то
есть не связанные с
4. Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти.
Известно, что эмоционально
окрашенные события, прежде
Информацию для запоминания
лучше подавать на фоне
Необходимо стремиться,
чтобы в запоминании и
Совмещать запоминание лучше в сочетании с другим механическим занятием (ходьба, вязание и т.п.).
Если ввести
себя в состояние самогипноза
с помощью аутотренинга или
медитации с мысленным
Запоминание и воспроизведение в гипнозе происходит более быстро и качественно.
Сон после обучения (запоминания) уменьшает забывание примерно в 2 раза.
Список использованной литературы:
ЛУРИЯ А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд.МГУ,1968г.
ФАЙГЕНБЕРГ И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М 1974г.
ЛЁЗЕР Ф. Тренировка памяти (пер. с нем.). М, Мир, 1979г.
ВАРТАНЯН Г.А. и др. Организация и модуляция процессов памяти. Л. Медицина, 1981г.
ИВАНОВ-МУРОМСКИЙ К.А. Мозг и память. Киев, Наука, 1987г.
ВАРТИНЯН Г.А, ПИРОГОВ А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 1988г.
Несколько упражнений по Ф. Лёзеру.
Тренировка
запоминания логически не
Ниже приведены
20 названий (каждое под соответствующим
порядковым номером), которые следует
запомнить. Для запоминания
1. Украинец 11. Масло
2. Экономка 12. Бумага
3. Каша 13. Сладости
4. Татуировка 14. Логика
5. Нейрон 15. Социализм
6. Любовь 16. Глагол
7. Ножницы 17. Прорыв
8. Совесть 18. Дезертир
9. Словарь 19. Свеча
10. Глина 20. Вишня
Эффективность запоминания вычисляется по формуле:
Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100 , получаем % эффективного запоминания.
Запоминание чисел.
За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. После этого написать все, что вы запомнили.
1. 43 11. 37
2. 57 12. 38
3. 12 13. 86
4. 33 14. 56
5. 81 15. 47
6. 72 16. 6
7. 15 17. 78
8. 44 18. 61
9. 96 19. 83
10. 7 20. 73
Эффективность запоминания в % вычисляется по формуле:
Количество правильно названных чисел делится на 20 и умножается на 100.
Запоминание лиц с именами и фамилиями.
Запомнить
предлагается несколько
Запоминание
логически связанного
Предлагается запомнить 10 основных положений подчеркнутых в нижеследующем тексте (они приведены в определенном порядке). Испытуемый должен прочесть текст и через 1 минуту воспроизвести содержание основных положений и порядок предложений.
"Роботы, которым
доступны определенные
Эффективность запоминания в % выражается формулой:
Число правильно воспроизведенных основных положений разделить на 10 и умножить на 100.
Средняя продуктивность запоминания.
Средняя продуктивность запоминания вычисляется по результатам проведенных упражнений. Сумма результатов проведенных упражнений делится на их число (в данном случае 4).
Например: упр. № 1........%
упр. № 2........%
упр. № 3........%
упр. № 4........%
Сумма этих % делится на 4
В результате
ряда исследований установлено,
При систематической
тренировке, если даже программа
составлена самим
Тренировка концентрации внимания.
Для тренировки
концентрации внимания
Лёзер рекомендует с целью тренировки, делать описание какой-либо картины, постоянно его детализируя. Упражнение можно повторить в условиях действия отвлекающих факторов (шум и пр.)
3. Основные принципы запоминания новой информации.
Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот некоторые примеры:
Альберт Эйнштейн - один
из величайших физиков.
Информация о работе Основные принципы запоминания новой информации