Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 22:45, реферат
На данный период времени в нашей системе образования существует достаточное количество проблем, которые требуют срочного решения. Ведь качество нашего образования, к сожалению ,желает лучшего , если вспомнить систему образования в Советские время, то Россия была на 2 месте по самым читающим странам, а все потому что в те времена на развитие образования вкладывались огромные усилия, были более жесткие требования, которые за собой привлекли самое недостающее качество нынешних учеников- это ответственность
1. Введение 3
2. Определение образования, системы образования 4
3. Основные проблемы образования , системы образования и их классификация. 7
3.1 Проблемы исходящие от учеников 8
3.2 Проблемы исходящие от системы образования 9
3.3. Проблемы исходящие от учителя 11
4. Исследование (социологический опрос преподавателей) 12
5. Заключение 14
На данный период времени в нашей системе образования существует достаточное количество проблем, которые требуют срочного решения. Ведь качество нашего образования, к сожалению ,желает лучшего , если вспомнить систему образования в Советские время, то Россия была на 2 месте по самым читающим странам, а все потому что в те времена на развитие образования вкладывались огромные усилия, были более жесткие требования, которые за собой привлекли самое недостающее качество нынешних учеников- это ответственность. Детей с юношеских лет привлекали к образованию и рассматривали его как важную часть общественной жизни, двигателя прогресса.
Чтобы говорит о проблемах образования нужно разобраться что же такое образование.
Система образования — комплекс учреждений , стандартов , программ и характеристик используемых в процессе образования.
Современное образование — целенаправленный ,многогранный и многоступенчатый процесс обретения знаний и навыков , однако помимо процесса , образование — это еще и результат этого процесса. Вот такое причудливое
Образование как процесс реализует образовательную программу ( комплекс основных характеристик образования : организационно-педагогических условий и форм аттестации , в случаях ,в которых это предусмотрено Федеральным законом об образовании , рабочих программ учебных предметов , курсов , дисциплин , иных компонентов а также оценочных и методических материалов)
Не стоит забывать , что образование —
это многоступенчатый процесс , ведь еще Ян
Амос Коменский заявлял , что образование
нужно дробить на уровни соответствующие
возрасту. Его поддержали многие философы
того времени.
Образование в этой стране разделяется
на несколько основных этапов:
Общее образование - первый этап образования , который дает основные неспециальные и непрофессиональные знания. В свою очередь общее образование разделяется на несколько этапов :
Дошкольное образование — подача основ физического и интеллектуального развития обусловленного природой. Как и во время развития эмбриона человек и в жизни проходит преобразование от более биологического к более социальному.
Начальное общее образование — характеризуется подачей знаний об основах общения , этики , понимании окружающего мира. Также этот период ознаменован закладкой фундамента личности
Среднее общее образование — можно назвать самым интересным и проблемным периодом обучения ребенка именно для педагога. Если в начальном общем образовании закладывается фундамент личности , то в этот период образования происходит возведение стен , при этом стены возводятся не совсем равномерно. Интеллект может развиваться своевременно или даже опережать возраст , но при этом эмоциональное взросление может быть замедленным. Чаще всего бывает иначе : эмоциональное и интеллектуальное взросление проходит согласно биологическому возрасту , но физическое развитие возраст опережает и это обнажает множество социальных и педагогических проблем , которые нужно решать , как ни парадоксально. Также становление ребенка как личности , тоже преподносит целый букет педагогических проблем , которые не имеют и не могут иметь в принципе типового решения.
Среднее (полное) общее образование — ступень направленная на создание системы из всех знаний полученных на прошлом этапе. Более углубленное изучение информации. Несмотря на более взрослый контингент не менее интересный этап образования , как для педагога , так и для самого обучаемого. Предыдущие этапы направлены на становление личности , на подачу духовных и культурных ценностей . А этот этап нужен скорее для осознания себя как личности .
Специальное образование — Период образования направленный на получение специальных профессиональных знаний , которые гарантируют профессиональную компетентность обучаемого в его рабочей сфере. На этом этапе человек уже сформирован как личность ,по биологическим и психологическим меркам , а сейчас набирается опыта в социальной деятельности оттачивая навыки общения , взаимодействия. Наименее интересный период для педагога с точки зрения решения каких-либо нестандартных ситуаций, ведь обучаемый становится в положение ,в котором он получает большую часть знаний самостоятельно , а конфликты и социальные аспекты педагогом высшей школы не обрабатываются. Это можно назвать , как плюсом , ведь это воспитывает самостоятельность , так и минусом , ведь переход от школьного контроля к университетской свободе проходит достаточно резко и болезненно .
Многогранность образования особенно показательна в Древнегреческой модели образования. Там воспитывался идеальный образ человека, развивающего в себе : физическую силу , необходимую для здоровья и долголетия ; интеллект очевидно необходимый для жизни , а не существования. Не забывали так же и о духовной сфере , которая заключалась в воспитании морального образа гражданина , ответственного перед собой , понимающего суть и смысл своей жизни.
Проблемы образования можно классифицировать по источникам этих проблем. Перечислим основные источники проблем.
Проблемы исходящие от учеников — основная часть проблема в педагогическом процессе создается учениками , однако не стоит забывать , что решение проблем в в процессе обучения — есть главная задача и цель существования педагогики , как науки. Сюда же стоит отнести проблемы социального характера и проблемы с родителями
Проблемы исходящие от системы образования — огромная часть проблем современного педагога связанно с бюрократизацией и непродуманностью системы образования. Эта проблема с максимально простым решением — необходимо обсуждение типовых проблем , возникающих из-за системы образования . Проблемы этого класса возникают из-за того , что чиновники от образования проводя реформы достаточно далеки от школ и учреждений образования, а не видя проблему на месте нет возможности придумать разумное и адекватное решение.
Проблемы исходящие от педагога - педагогическая деятельность , хоть и не требует физических нагрузок в традиционном понимании на самом деле очень сильно выматывает , а при таком напряжении человек работает на пределе возможностей. И приходя домой педагог нуждается в отдыхе , но в нашем государстве так бывает не всегда , напряжение сказывается и проявляется в ослаблении здоровья и во многих других аспектах. Кроме того , проблемы могут быть спровоцированы недостатком опыта.
Разберем на примерах проблемы и их источники.
Человек развиваясь огромный путь на котором у него возникают проблемы разного характера. Учитель - человек , который дает знание и помогает решить возникающие на этом пути проблемы. При этом хочется отметить , что лучший подход — не решать проблемы учеников , а помогать ученикам в самостоятельном их решении .
В чем же состоят проблемы исходящие от учеников ? В их индивидуальности. Индивидуальность — прекрасное качество , которые ставит множество интересных задач, ведь приемы используемые для одной группы учеников ( или даже отдельно взятого ученика ) могут совершенно иначе работать для другой группы , даже если группы идентичны по возрасту (что даже в теории большая редкость).
Реальный пример из практики : В первом классе с литерой «А» педагог предлагает в качестве задачи суммирование количества апельсинов. Все проходит хорошо , ученики умеренно активны и прекрасно суммируют апельсины. В другом классе с литерой «Б» используется абсолютно тот же подход , но один из учеников(к примеру Коля) заявляет , что у него аллергия на апельсины . Педагог заменяет апельсины на яблоки , несколько человек заявляют , что у них аллергия на яблоки. Коля негодует и требует отказаться других учеников от своих аллергических заболеваний. Массовая детская драка — урок сорван.
Что иллюстрирует этот пример ? Этот пример иллюстрирует , что одни и те же методы могут не работать для схожих коллективов , будь в них хотя бы минимальные различия.
И таких проблем и примеров существует огромное количество . При этом даже попытка систематизировать их — большая сложность .
Немного проще дела обстоят с систематизацией проблем исходящих от системы образования
Проблемы материально-хозяйственного обеспечения — отходящая на второй план , но все еще актуальная проблема . Она заключается в ограниченном хозяйственном обеспечении школ и других образовательных учреждений . Нехватка учебников , методических пособий , малая возможность для практических и лабораторных работ. Вроде бы незначительная проблема , но на самом деле она вырастает в очень серьезную . Отсутствие практики ведет к утере интереса к предмету , а это уже рождает новые проблемы , которые приходится решать педагогу в процессе своей деятельности.
Вторая проблема вызванная системой — отсутствие достойных кадров. Множество педагогов от природы работают сейчас далеко не профессии , а почему ? Боятся маленьких зарплат . А те кто решился сталкиваются с более глобальными проблемами, которые отталкивают . Учителей мало , а это значит , что свободную нагрузку переносят на уже нагруженных учителей . Перенагрузки , работа на пределе — тоже отпугивают людей из профессии и это вина системы.
Третья проблема — попытка стандартизации образовательного процесса. В современном мире существует тенденция построения конвейера и промышленного производства во всем , однако из примера ясно , что это не всегда удачная тактика для применения в процессе образования. Это проявляется в тотальной бюрократизции. Несметное количество бумажной волокиты приходит с новыми гос. Стандартами образования. Стандартизация — прекрасная идея , однако реализовать ее не хватит сил в этой стране.
Четвертая проблема — слабая рефлексия и неповоротливость системы. Система очень не отзывчива . Изменить что-то в интересах учеников — почти нереально , десятки заседаний , сотни людей решают один вопрос и не факт , что этот вопрос настолько важен.
Пример : Решение о введении однообразной формы в школах. Об этом решении говорили не один год . Решение не самое важное , но при этом его обсуждение затянулось на долгие годы. А почему все это ? Бюрократизация , неповоротливость.
Но в образовании проблемы исходят не только от среды , порой учителю проблемы создает сам учитель . Эти проблемы можно разделить на несколько групп.
Проблемы бытовые — Проблемы вызванные условиями быта учителя. Перенагрузка , плохи условия жизни , семейные проблемы , недостаток материальных возможностей. Многие учителя в 90-х годах остро столкнулись с этими проблемами. Невыплата зарплат — было нормальным явлением. Это аукалось ученикам в виде плохого качества подачи материала , порой учителя банально теряли мотивацию к обр. деятельности и бросали их работу.
Проблемы субъектное-объективные — проблемы исходящие от педагога , но изначально вызванные внешними факторами. Например недостаток мотивации или опыта , которые не были даны в нужном количестве во время их обучения.
Проблемы субъективные — вызванные качествами самого педагога. Например неразвитость каких-либо личных качеств. Или профессиональные деформации.
Пример : Педагог имеет очень сильные знания по своему предмету. Блещет эрудицией и в принципе гениален, но вот незадача он абсолютный ноль в общение с людьми. Не имеет коммуникабельности. Очень частое явление в современных школах. Педагоги зацикленные на своем предмете. Им абсолютно плевать на учеников . Порой попадаются кадры , которые получают психологическое удовлетворение от более высокого уровня знаний , нежели их ученики. Вот такие проблемы явно субъективны и их нужно лечить.
В процессе проведения исследования я решил использовать короткий социологические опрос, с развернутыми ответами опрашиваемых , среди учителей начальных классов. Аудитория исследований разнообразна по уровню опыта и возрасту.
Вопросы :
Каковы основные проблемы образования ?
Какие проблемы вы ощущаете на себе ?
Каковы возможные решения этих проблем ?
Анализ.
Вопрос 1.
4 человека
отметили , что основные проблемы
главные проблемы образования
— это плохое обеспечение и
недостаток качественных
1 человек ответил , что основной проблемой является — отсутствие мотивации к развитию и некачественная программа обучения.
Вопрос 2.
2 человека
ответили , что ощущают явные
проблемы с жильем и
3 человека ответили , что ощущают плохо составленную программу обучения и чрезмерная бюрократизация .
Вопрос 3.
3 ответили
, что необходима кардинальная
реформа с привлечением
2 человека отметили , что необходимо улучшить существующую систему.
Вывод исследования:
Согласно результатам исследования становится ясно , что большинство педагогов недовольны существующей образовательной системой и отмечают , что необходимы изменения , другие считают , что изменения не нужны , нужно лишь улучшить существующую систему.
В ходе реферата мы рассмотрели проблемы и причины возникновения отдельных видов проблем встающих на пути и педагога , так же мы попытались классифицировать их используя данные полученные в живом общении с практикующими педагогами.
Информация о работе Основные проблемы образования , системы образования и их классификация