Основные теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:05, реферат

Краткое описание

Личность - человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.1
Личность в психологии - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.
В философской энциклопедии, личность это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретоисторическими условиями жизни общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I. Личность, как научный предмет исследования ……………………….5
Глава II. Характеристика гуманистической теории личности ……..………….9
Глава III. Психоаналитическая теория личности ………….………………….12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы…………………………………………...…17

Вложенные файлы: 1 файл

теория личности.docx

— 36.75 Кб (Скачать файл)

     В развитии личности, согласно гуманистической  теории, значимым являются отношение  к человеку значимых людей, прежде всего  родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности10.

     Согласно  гуманистической теории Роджерса, существует два противоположных типа: "полноценнофункционирующая личность" и "неприспособленная личность".

     1. Признание того, что человек стремится  к самоактуализации, то есть, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих способностей и талантов. Самоактуализация человека невозможна без поэтапного удовлетворения потребностей от низших к высшим.

     Выделяются: физиологические потребности, потребности  в безопасности, потребности в  принадлежности и любви, потребности  в самоуважении, потребности в  самоактуализации.

     2. Признание приоритета творческой  стороны в человеке, которая присутствует  в каждом из нас от рождения.

     3. Концентрация внимания на особенностях  здорового человека. Изучение здоровых  людей в психологическом плане  для создания универсальной науки  психологии.

     4. Внимание к настоящему опыту.  Признание влияния прогнозов  на поведение человека.

     Природа человеческих затруднений связана  с фрустрацией базовых потребностей в детстве, а также потребностей в любви и самоуважении.

     Кроме того, возникновение дискомфорта, тревоги, невротических реакций связано  с рассогласованием между представлением человека о самом себе и текущими переживаниями. Как правило, такое  несоответствие вызвано условным принятием  со стороны близких в детские годы.

     Основной  подход терапии - клиентцентрированный подход. Клиент обладает способностью к самонаправленному изменению личности. Ввиду этого, применяются менее директивные методики отражения и пояснения. 11

     Достоинства гуманистической теории личности

     -  Ориентация на человека как на активного строителя собственного бытия, обладающего неограниченными способностями и возможностями.

     Недостатки:

     - Индетерминизм. Игнорирование естественной обусловленности человеческого бытия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Психоаналитическая  теория личности 

     Уже в начале века венский психиатр и  психолог З.Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую  огромное влияние не только на психологическую  науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире.

     Дискуссии, связанные с анализом и оценкой  фрейдовских идей, длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их. 12

     Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, «уходят в подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности.

     В сфере бессознательного инстинктивные  влечения объединяются в зависимости  от своего происхождения в различные  комплексы, которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно одной из задач психологии признается выявление бессознательных комплексов и содействие осознанию их, что  ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих  причин, например, относили эдипов комплекс.

     Суть  его в том, что в раннем детстве  у каждого ребенка, как предполагается, возникает драматическая ситуация, которая напоминает конфликт, составляющий основное содержание трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип»: по неведению кровосмесительная любовь сына к матери и убийство отца.

     По  Фрейду, эротическое влечение мальчика в возрасте четырех лет к матери и желание смерти отца (эдипов комплекс) сталкивается с другой силой - страхом перед ужасным наказанием за кровосмесительные сексуальные побуждения (катастрационный комплекс). Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений (потом к ним прибавилось «влечение смерти») встречало возражения у многих психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма (К. Хорни и др.), для которого характерно сочетание классического фрейдизма с определенными отступлениями от него. В понимании личности неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и отходят от биологизации человека13.

     На  первый план выдвигается зависимость  личности от среды. При этом личность выступает в качестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически  определяется.

     Среда проецирует на личность свои важнейшие  качества, они становятся формами  активности этой личности (например, поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества).

     К.Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с «чувством коренной тревоги» - беспокойством, объясняя егозпечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. «Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение. 14

     Психоанализу  характерна идея о признании бессознательного, как фактора детерминирующего поведение, часто противоположное осознаваемым целям.Признании того, что «вещи не являются такими, какими они кажутся», что человеческое поведение и сознание в высокой степени детерминированы бессознательными мотивами, которые могут пробуждать кажущиеся иррациональными чувства и поведение.

     Объяснение  продолжающимся влиянием специфики  обращения со значимыми другими  в очень раннем детстве на характер переживаний взрослого человека. С этой точки зрения, ранний жизненный  опыт приводит к формированию устойчивых внутренних миров, которые эмоционально заряжают конструкции внешних миров  и их эмоциональное переживание. Внутренние миры создаются в очень  раннем детстве и представляют сконструированные  основания прохождения жизни  – психической реальности.

     Констатация в качестве основного регулятора психической жизни индивида психологической  защиты, направленной на преодоление  внутреннего беспокойства. Практически  для всех школ психоанализа характерно признание того, сто сознание и  наши внутренние версии мира – установленные  в детстве – систематически изменяются с целью избегания беспокойства. Психологическая защита направлена на создание внутренних версий мира, уменьшающих  беспокойство и делающих жизнь более  терпимой. Так как психологическая  защита часто проявляется бессознательно именно с действием ее механизмов и связаны многие наши иррациональные поступки и представления.

     Природа человеческих затруднений связана  с разрешением основного конфликта  между Я и Сверх-Я, то есть требованиями личности и требованиями социума, который порождает тревогу. Что бы справиться с тревогой человек включает психологические защиты. Однако такое включение приводит порой к неполному развитию личности. Человек являет собой не то что он есть на самом деле. А то, каким он должен быть для окружающих (как правило те жесткие образцы поведения, которые закладывались в раннем детстве). 15

     Основной  метод: анализ свободных ассоциаций, который используется при анализе  ошибок, очиток, оговорок, описок, случайных  или симптоматических действий, анализе  сновидений клиента, самоанализ, анализ трансфера, интерпретация сопротивления, эмоциональное переучивание.

     Цель - довести вытесненный, аффективнозаряженный материал бессознательного на свет сознания, с целью включения его энергии в жизненно важную деятельность. Что возможно по-мнению З.Фрейда при эмоциональном отреагировании (катарсисе

     Достоинства психоаналитической теории личности:

     - Исследование сферы бессознательного, использование клинических методов, нетрадиционные инсайты, методы терапевтической практики, изучение реальных переживаний и проблем клиента.

     Недостатки:

     - Высокий субъективизм, метафоричность, низкая валидность, ориентированность на прошлое в ущерб настоящему и будущему в развитии субъекта.

 

      Заключение 

     Какие бы критические соображения не высказывались  по поводу охарактеризованных здесь  психологических теорий личности, творческий вклад их создателей и разработчиков  невозможно переоценить.

     В результате построения психоаналитических и других теорий личности психология обогатилась огромным числом понятий, продуктивных исследовательских методик  и тестов.

     Им  она обязана обращением к области  бессознательного, возможностями осуществления  широкомасштабной психотерапевтической практики, усилением связей между  психологией и психиатрией и  другими значительными продвижениями, обновившими облик современной  психологии.

     В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые  к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания.

 

      Список используемой литературы:

  1. Большая Советская Энциклопедия Т4., М.:-1980
  2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. 3-2 том: - М; 1983
  3. Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ. – СП б: Изд-во «Речь», 2003.
  4. Петрошевский А. В., Ярошевский М.Т. Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. –2-е изд.-М.: - Издательский центр «Академия», 2000. –512с.
  5. Плаже Ж. Избранные психологические труды. - М.%, 1994
  6. Психология личности: Под. Ред. Ю.Б. Гиппеннрейтер. – М :, 1985
  7. Райгородский Д.Я. Психология личности: Том 1,2. Хрестоматия. Изд.
  8. второе, доп-ное.- Самара: Изд-кий дом, БАХРАХ; 1999-484 с., 512с.
  9. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: КСП+, 1997
  10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СП б.: Питер Пресс, 1997
  11. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. – Мн.: Бестпринт, 2000.
  12. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985.

Информация о работе Основные теории личности