Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:21, контрольная работа
Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека . Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие межличностного взаимодействия в психолого-педагогической науке…………………………………………………………..4
2. Формы межличностного взаимодействия……………………….8
Заключение………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………..16
Английский ученый Виктор Тэрнер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как «систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией»13. Ритуальные действия важны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие — это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство поддержания стабильности, прочности, преемственности социальных связей, механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.
Человечество выработало на протяжении своей истории огромное количество разнообразных ритуалов: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, включая праздники и похороны. К ритуалам относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр.
Ритуал - это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя людям почувствовать себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в признании хотя бы на минимальном уровне.
В следующем виде взаимодействий - операциях - трансакция осуществляется с позиций «Взрослый-Взрослый». С операциями мы встречаемся ежедневно: это прежде всего взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих.
Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей - вот те операции, которые заполняют жизнь людей.
Соревнование - форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт; при этом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока команды, но тем не менее человеку присуще желание добиться лучших результатов, чем другие члены команды. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет этой установке других определять, что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, постольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества и становясь значимым его членом.
В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, мысленно беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем - такое специфическое взаимодействие называют уходом. Уход - довольно обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди с проблемами в области межличностных потребностей. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология - психоз.
Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий - времяпрепровождение, обеспечивающих хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, «поглаживания» между взаимодействующими людьми. Времяпрепровождение - фиксированная форма трансакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании. Самое распространенное времяпрепровождение с позиции Родитель-Родитель: обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы: дети, женщины, мужчины, власть, телевидение и пр., или времяпрепровождение на тему «Вещи» (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и пр.), «Кто вчера выиграл» (футбольные и другие спортивные результаты) - это мужское времяпрепровождение; «Кухня», «Магазин», «Платье», «Дети», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она...» - преимущественно женское времяпрепровождение. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.
Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии - аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство (то есть мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие), связаны с ощущением счастья.
Заключение
Наше общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед.
Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально - педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования14.
Современная философия образования, провозглашение приоритета личности учащегося в образовательном процессе ведут к творческой работе учителей во взаимодействии с учащимися.
Список использованной литературы:
Основная литература (с грифом) |
|
|
|
Дополнительная:
1.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов — Аспект Пресс, 2008. — 363 с.
2.Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.
3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоций. Хрестоматия – Спб: Питер, 2006.
5. Иванников В.А. Мотивационная сфера личности. – М: АСОУ, 2008
6. Изард К. Психология эмоций.- Питер, 2009.- 464 стр.
7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2007.
8. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2006. – 544 с.
9. Маслоу А. Мотивация и личность - Спб: Питер, 2006.
10.Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд — Спб.: Питер, 2007. — 794 с.
11.Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы — СПб: СПбГУП, 2010. — 533 с.
12. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М., 2008. – 640 с.
13. Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. –М.: Школа-пресс, 2008. – 512 с.
14. Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 2007.
15. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2006.- 336 с.
16. Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2006. – 585 с.
17. Самыгин С. И., Столяренко В.Е., Столяренко Л. Д., Психология и педагогика.- Феникс, 2009.
18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., Школа-Пресс., 2008.
19. Кравченко А., Психология и педагогика. - Инфра.- М., 2008.- 400 с.
20. Столяренко А.М., Психология и педагогика.- Юнити-дана.- 2010-544 с.
1 Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. –М.: Школа-пресс, 2008. – 512 с
2 Реан, А.А. Психология и педагогика : учебное пособие / А.А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. - СПб. : ПИТЕР, 2007. - 432 с. - (Учебное пособие). Гриф МО
3 Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2006. – 585 с.
4 Столяренко, А.М. Психология и педагогика : учебное пособие / А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 527 с. Гриф МО
5 Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2006. – 585 с.
6 Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2006. – 585 с.
7 Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2006.- 336 с.
8 Кавдангалиева, М.И. Педагогика и психология : электронное учебное пособие для дистанц. обучения [электронный ресурс] / Кавдангалиева, М.И. - электрон. текстов. дан. - СПб. : Изд-во АУиЭ, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), 12 см. - Систем. требования : IBM – совместимый РС ; 64 Мб RAM, ОС Windows 9х, 2000, NT, ХР. - Загл. с этикетки диска.
9 Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2006. – 585 с.
10 Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.
11 Реан, А.А. Психология и педагогика : учебное пособие / А.А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. - СПб. : ПИТЕР, 2007. - 432 с. - (Учебное пособие). Гриф МО
12 Кавдангалиева, М.И. Педагогика и психология : электронное учебное пособие для дистанц. обучения [электронный ресурс] / Кавдангалиева, М.И. - электрон. текстов. дан. - СПб. : Изд-во АУиЭ, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), 12 см. - Систем. требования : IBM – совместимый РС ; 64 Мб RAM, ОС Windows 9х, 2000, NT, ХР. - Загл. с этикетки диска.
13 Столяренко, А.М. Психология и педагогика : учебное пособие / А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 527 с. Гриф МО
14 Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М., 2008. – 640 с.
Информация о работе Основные формы межличностного взаимодействия