Основы коррекционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:06, доклад

Краткое описание

Коррекционная педагогика (от лат. correctio – исправление) – это многоотраслевая наука, изучающая детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных школ и дошкольных учреждений, пунктов коррекционно-педагогической помощи.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы коррекционного обучения.docx

— 18.21 Кб (Скачать файл)

Коррекционная педагогика (от лат. correctio – исправление) – это многоотраслевая наука, изучающая детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных школ и дошкольных учреждений, пунктов коррекционно-педагогической помощи.

Объект коррекционной педагогики – личность ребенка, имеющего отклонения в сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонения в поведении, затрудняющие школьную адаптацию и адекватную социализацию.

Предмет коррекционной педагогики – теория и практика специального образования, включающая в себя изучение особенностей развития и образования ребенка с ОПФР, особенностей становления его как личности, использования этого знания для нахождения наилучших средств, условий, путей, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, отклонений в поведении, образовании такого ребенка в целях его социальной адаптации и интеграции в общество.

  К числу целей коррекционной педагогики относятся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; адаптация и реабилитация социальная и личностная. Достижение данных целей возможно только тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и воспитания, образования в целом, т.е. налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка. Для достижения указанных целей коррекционная педагогика решает следующие задачи:

  • определяет природу и сущность физических и психических недостатков и отклонений, выявляет причины и условия их появления;
  • изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
  • выявляет ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии, этиологию психофизического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности лиц с ОПФР;
  • в соответствии со структурой нарушения определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного лица с ОПФР;
  • разрабатывает методы, приемы, средства и технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность;
  • определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ОПФР;
  • определяет цели, задачи и направления деятельности, специальных коррекционно-развивающих учреждений;
  • создает необходимую учебно-методическую базу в подготовке педагогов к коррекционно-педагогической работе с лицами с ОПФР.

Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика (от греч. surdus – глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика (от греч. tiphlos – слепой) – вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика (от греч. olygos – малый, phren – ум) – вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью); логопедия (от греч. logos – слово, paideia – воспитание, обучение) – вопросы изучения и исправления недостатков речи.

Коррекционная педагогика связана с общей педагогикой, философией, социальной педагогикой, социальной психологией, социологией.

Коррекционная педагогика использует научный арсенал общей педагогики: цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса. Коррекционная педагогика вносит существенные поправки в соответствии с природой и характером отклонений в развитии детей, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия.

Коррекционная педагогика тесно взаимодействует с философией: повседневное педагогическое воздействие на психические или физические дефекты приводит к появлению философской закономерности перехода количества в качество, т.е. отклонение уменьшается или компенсируется за счет активизации деятельности здоровых или имеющих незначительную патологию органов.

Предметом социальной педагогики является исследование воспитательных сил общества и способа их актуализации. С социальной психологией связь в том, что она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы. У социологии коррекционная педагогика заимствует закономерности становления, функционирования и развития общества.

Также коррекционная педагогика связана с рядом медицинских дисциплин. Каждое отклонение, каждый дефект в развитии обусловлен физическими и психическими причинами. Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования и развития лиц с ОПФР, ей необходимы данные их клинического исследования, которые можно получить из невропатологии (изучает органические и функциональные болезни нервной системы), патологической анатомии (отклонения в строении организма), патофизиологии (закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (законы наследственности и наследственных заболеваний), психопатологии (болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдо- и тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (заболевания уха, носа, горла) и офтальмологии (заболевания органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).

Разработка фундаментальных методических основ образования и социализации детей с ОПФР осуществляется с опорой на общую и специальную (тифло-, сурдо-, олигофрено-, лого-) психологию, изучающую психологические особенности детей данных категорий. И, конечно же, коррекционная педагогика тесно связана с педагогической психологией, т.к. без знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания детей с ОПФР.

В рамках коррекционной педагогики разрабатываются вопросы специальной дидактики (от лат. didaktikos – поучающий).

Специальная дидактика изучает проблемы теоретико-прикладных основ коррекционного обучения, выявляет закономерности, которым оно подчиняется, определяет педагогические основы содержания образования, исследует сущность принципов обучения, способы активизации учебно-познавательного процесса. Другими словами, основной задачей специальной дидактики является такая обработка подаваемого учащимся материала, в результате которой он становится доступным, доходчивым, легким для усвоения, но не теряет при этом логики предмета.

 

 


Информация о работе Основы коррекционного обучения