Основы организации обучения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 19:52, практическая работа

Краткое описание

1. Понятие «обучение», сущность процесса обучения.
2. Принципы обучения, понятие, характеристика.
3. Методы и приемы обучения, понятие, характеристика.

Вложенные файлы: 1 файл

прак 1.docx

— 17.71 Кб (Скачать файл)

Практическая часть

Тема: « Модели обучения»

 

Учебно - дисциплинарная модель

Личностно – ориентированная модель

-цель (вооружить детей  знаниями, умениями, навыками, привить  послушание, взаимоотношения - «делай  как я»);

- способы общения (наставление, разъяснение, запрет, угрозы, наказания, нотации, окрик);

-тактика (диктат, опека);

- задачи педагога (реализовать  программу, удовлетворить требования  руководства и контролирующих  инстанций);

- методические указания (превращаются в этих условиях  в закон, не допускающий каких-либо  исключений)

Центром педагогического процесса является фронтальная форма работы с детьми. Занятия строятся по типу школьного урока. К результатам действия учебно-дисциплинарной модели можно отнести следующее:

- взаимное отчуждение  взрослых и детей;

- дети теряют инициативу;

- возникает иллюзорная  уверенность взрослых в эффективности  работы;

- за пределами контакта  с воспитателями поведение детей  резко меняется.

Активность самих детей подавляется в угоду внешнего порядка и дисциплины, игра ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослым.

Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа «Не рядом, не над, а вместе»:

- цель (содействовать становлению  ребенка как личности)

 Это предполагает решение  следующих задач:

-развитие доверия ребенка  к миру, чувства радости существования

-формирование начал личности

-развитие индивидуальности  ребенка

Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.

Способы общения (предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции); - тактика общения (сотрудничество); - позиция педагога (исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего полноценного развития как полноценного

члена общества).

Исключительное значение придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра становится основной формой организации детской жизни. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей. Их воображение и мышление не скованы страхом перед неудачей или насмешкой, что способствует развитию познавательных и творческих способностей детей.

Личностно-ориентированная модель ни в коей мере не предполагает отмены систематического обучения детей, проведение планомерной педагогической работы.


 

 

Тема: « Типы обучения»

Прямое обучение

Проблемное обучение

Опосредованное обучение

Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед  детьми (будем  учиться рисовать дерево;  составлять  рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность - это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребенка - к другому. Решение проблемной ситуации -  итог коллективной работы.

Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается. На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества.

При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам - научи другого». Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.


 

 


Информация о работе Основы организации обучения дошкольников