Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 19:52, практическая работа
1. Понятие «обучение», сущность процесса обучения.
2. Принципы обучения, понятие, характеристика.
3. Методы и приемы обучения, понятие, характеристика.
Практическая часть
Тема: « Модели обучения»
Учебно - дисциплинарная модель |
Личностно – ориентированная модель |
-цель (вооружить детей знаниями, умениями, навыками, привить послушание, взаимоотношения - «делай как я»); - способы общения (наставление, разъяснение, запрет, угрозы, наказания, нотации, окрик); -тактика (диктат, опека); - задачи педагога (реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций); - методические указания (превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений) Центром педагогического процесса является фронтальная форма работы с детьми. Занятия строятся по типу школьного урока. К результатам действия учебно-дисциплинарной модели можно отнести следующее: - взаимное отчуждение взрослых и детей; - дети теряют инициативу; - возникает иллюзорная
уверенность взрослых в - за пределами контакта
с воспитателями поведение Активность самих детей подавляется в угоду внешнего порядка и дисциплины, игра ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослым. |
Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа «Не рядом, не над, а вместе»: - цель (содействовать становлению ребенка как личности) Это предполагает решение следующих задач: -развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования -формирование начал личности -развитие индивидуальности ребенка Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения (предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции); - тактика общения (сотрудничество); - позиция педагога (исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего полноценного развития как полноценного члена общества). Исключительное значение придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра становится основной формой организации детской жизни. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей. Их воображение и мышление не скованы страхом перед неудачей или насмешкой, что способствует развитию познавательных и творческих способностей детей. Личностно-ориентированная модель ни в коей мере не предполагает отмены систематического обучения детей, проведение планомерной педагогической работы. |
Тема: « Типы обучения»
Прямое обучение |
Проблемное обучение |
Опосредованное обучение |
Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний. |
Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность - это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребенка - к другому. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы. |
Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается. На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам - научи другого». Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать. |
Информация о работе Основы организации обучения дошкольников