Особенности лепки в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.
В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
I. Теоретическая часть……………………………………………………………….………4
1.1 Особенности лепки в детском саду……………………………………………………..4
1.2 Материалы и оборудование для лепки……………………………………………….....7
1.3 Организация и методика занятий………………………………………………………10
II. Практическая часть……………………………………………………………………....16
2.1 Конспект предметной лепки «Ежики»………………………………………………16
2.2 Конспект сюжетной лепки «Пограничник с собакой»………………………………18
2.3 Конспект декоративной лепки по мотивам дымковских игрушек………………...19
Заключение…………………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

специфика лепки как вида изобразительной деятельности.doc

— 6.11 Мб (Скачать файл)

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2—3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно, влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.

Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, выполняют декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобом и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание  декоративных   птиц  с   расписными   крыльями   и   хвостами.

Декоративная лепка позволяет  учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз  в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются орнаментом, включающим различные декоративные элементы: геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).

Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.

Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, различным приемам лепки, а главное — красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой — печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. В качестве таких печаток используют гвозди, винты со шляпками разной формы. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа на пластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластинки. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Практическая часть. Конспекты по различным видам лепки

2.1 Конспект   предметной  лепки «Ежики»

Цель: развивать у детей интерес к лепке;

у детей 3 лет совершенствовать умение скатывать глину круговыми движениями, учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать стеку для изображения колючек;

детей 4 лет учить лепке ежа по представлению, добиваться выразительной передачи образа.

Материал: еж — скульптура малых форм или игрушка, глина, доски.

Ход   занятия: 

Игровая мотивация

Воспитатель рассказывает:      9

«Однажды мама-зайчиха заказала ежику новое платье для Запа. Пришел срок, и они пошли на примерку.

Стучали в дверь ежикова дома, стучали — никто не открывает. Потом слышат, ежик слабым голосом говорит:

— Толкните дверь, она не заперта.

Вошли в дом — ежик лежит в  постели, болеет. В комнате

не прибрано. Еда не приготовлена. Даже воды больному подать некому —  нет у ежика ни жены, ни детей.

— Ах ты, беда какая! — говорит мама-зайчиха. — Что же вы нас не позвали, мы бы давно пришли вам помочь — и лекарство бы принесли, и еду приготовили.

— А как я позову? — отвечает ежик. — Я же болею. Я даже дверь  вам не смог открыть.

— Приходите к нам жить, —  говорит мама-зайчиха. — Одному нельзя — скучно и помочь некому.

— Спасибо вам большое за приглашение, — сказал ежик. — Плохо жить одному. Только у вас ведь своя семья, заячья. Вот если бы у меня дети были, я  бы их научил шить платьица и шубки. А на ночь рассказывал бы сказки. Подарки бы им дарил — на день рождения и просто так. Очень жалко стало зайцам ежика. У них-то самих семья большая и дружная».

Постановка  игровой и учебных задач

Воспитатель спрашивает, не хотят  ли дети вылепить из глины много  ежат, чтобы у лесного портного тоже была своя большая и дружная семья. Получив согласие, предлагает научить их лепить ежат.

Руководство выполнением задания и последующей игрой

Показ способа лепки осуществляется после того, как дети вместе с воспитателем рассмотрят ежа-игрушку или ежа — скульптуру малых форм. В процессе восприятия педагог обращает внимание детей на форму тела, маленькую мордочку, короткие лапки. Детям 4 лет показывает, как изменяется положение тела ежа и его колючек, когда он что-то ищет, рассматривает и т.п.

Дети 4 лет (1-2 ребенка) могут напомнить  младшим последовательность и приемы лепки, объяснить, как процарапать стекой колючки.

Когда дети закончат лепку, воспитатель  делает вид, что берет телефонную трубку и с кем-то разговаривает. Сообщает, что звонит еж, который очень волнуется и спрашивает, на самом ли деле у него теперь будет много умных, красивых и послушных детей. Узнав от детей (хоровой ответ), что это правда, он выражает желание немедленно приехать и забрать ежат в свой лесной домик.

Воспитатель организует приезд ежа (игрушка) на большой грузовой автомашине. Еж благодарит детей и спрашивает совета, какие имена дать ежатам. Затем говорит, что, к сожалению, у него в домике нет ни кроваток, ни скамеек, ни тарелок, и просит детей сделать из строительного материала все необходимое для его семьи.

Когда дети начинают терять интерес  к игре, воспитатель берет ежа  и начинает беседовать с ними. Еж здоровается с ребенком, спрашивает, как его зовут, сколько ему  лет. Советуется, чем ему лучше  всего кормить своих детей, где можно взять еду. Интересуется, во что можно поиграть с ежатами. Просит назвать самые интересные сказки и самые красивые стихи. В конце беседы еж спрашивает, что ребенок построил для его сына (дочки). Затем благодарит и приглашает прийти  к нему в лес в гости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Конспект   сюжетной лепки «Пограничник с собакой»

Программное содержание. Учить детей в лепке создавать композицию из двух предметов, объединенных одним содержанием, изображать эти предметы в определенном состоянии; передавать характерные особенности формы; устанавливать фигуры на подставке.

Оборудование. Глина, поворотный круг, стеки.

Методика проведения занятия. За день до занятия воспитатель предупреждает детей о том, что они будут лепить пограничника с собакой, и предлагает им подумать, в каком положении может быть пограничник и его собака, когда они находятся на посту. Во время занятия педагог спрашивает детей об этом и просит самостоятельно решить композицию и разместить фигурки на подставке. В ходе лепки воспитатель следит, как работают дети, и помогает им наводящими вопросами передать особенности в строении фигуры человека и животного.

Примечание. За несколько дней до занятия прочитать детям рассказ о пограничниках, рассмотреть иллюстрации, скульптуру малой формы «Пограничник с собакой», уточнить, какими выразительными средствами пользовался скульптор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Конспект    декоративной  лепки по мотивам дымковских  игрушек

 

Программное содержание: Продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек, подмечать и отражать в работе отличительные особенности петуха и курочки: у петуха - гребешок-корона и богатое оперение, у курочки - маленький хвост, небольшой гребешок. Закреплять умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями путем налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста. Развивать желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на настоящие.

Материал: глина. вода, тряпочки, дымковские игрушки - образцы.

Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц.

Ход занятия: Раздается цокот копыт и звон колокольчиков.

- Дети, кто-то прискакал к нам  на лошади! Давайте посмотрим!  Да это птичница из села Дымково! Посмотрите, какая она красивая, нарядная,

( Воспитатель вносит подставку  с дымковскими игрушками: птичницей,  петухом и курицей) 

- Дети, с кем приехала птичница?

- С петухом и с курицей. 

- Правильно, вот таких петухов  и курочек мы сегодня с вами будем лепить, а птичница в конце занятия скажет нам, как удались наши игрушки. Дети, мы с вами уже лепили петуха и курочку, давайте вспомним, что интересного, особенного есть у дымковских игрушек?

- Они красивые, у них хвосты  изогнутые, пышные, крылья волнистые.

- Верно. У дымковских птиц  богатое оперение, волнообразное,  как меха у гармошки. Но внешний  вид курицы и петуха отличается. Какие отличия вы заметили?

- У петуха хвост большой, волнистый,  а у курицы - маленький. У курицы  еще гребешок вверх вытянут, а у петушка шапочкой.

- Да, хвост у петуха богаче, больше  волнообразных крыльев, а гребешок, как корона. Сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой  кусочек глины, раскатываю, а затем  немного сплющиваю ( сопровождает  показом ), пластину делю пополам, чтобы получились два боковых крыла. Затем прикрепляю крыло к туловищу птицы, тщательно примазываю и только потом прищипываю края так, чтобы получилось волнообразно. А кто расскажет, как лепить корону-гребешок?

 

- Сначала надо слепить пластину, затем прилепить к голове, соединить и прищипнуть края.

- Правильно, с чего начнете  работу?

- С деления глины на большой  кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.

- Как будем лепить птицу? 

- Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается голова с шеей и хвост, а затем прикрепляются гребешок и крылья.

- Для чего, ребята, нужна вода  и тряпочки?

- Чтобы загладить поверхности  игрушки, сделать ее гладкой,  ровной.

- Молодцы, ребята. Я вижу, что  вы готовы лепить дымковских  птиц. Приступайте к работе.

(Воспитатель проверяет, правильно  ли дети пользуются приемами  лепки, подсказывает, помогает советом,  ведет индивидуальную работу).

После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель  с детьми и с птичницей рассматривают петушков и курочек, отмечают наиболее удачные

- У Тани петушок красивый, вытянул  шею, раскрыл клюв, хочет запеть  от радости. Крылья у него  волнистые, хорошо прикреплены  и отглажены, вид у петушка  важный.

- Петя сделал курочку-хохлатку, он постарался аккуратно загладить тряпочкой поверхность, такой курочкой всем хочется поиграть.

В конце занятия птичница благодарит детей за хорошие работы, прощается  с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Говоря  о лепке в детском  саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Создание ребенком даже самых простых  скульптур – творческий процесс.

Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик – кольцом, баранкой. Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребенок сознает  различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением  и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук  и глазомер, формируются конструктивные способности.

Если этот вид деятельности правильно  поставлен, то лепка может стать  любимым занятием детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Иванова Т.Е. Занятие по лепке в детском саду. – М.: ТИ Сфера, 2010. – 96с.
  2. Косминская В. Б.  и др.  Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977. – 105с.
  3. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Педагогика, 1984. – 190с.
  4. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1997. – 208с.
  5. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1986.— 144 ил.
  6. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1994. – 112с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Приемы лепки                                          Рис.2 Колючки у ежика можно изобразить с                                    помощью стеки

Информация о работе Особенности лепки в детском саду