Особенности логопедического сопровождения детей с аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:52, реферат

Краткое описание

"Аутичность (от греческого - "сам") - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний". Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.
Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.
В статье рассматриваются особенности построения логопедической работы с аутичными детьми, роль логопеда в комплексном психолого-педагогическом сопровождении детей с аутизмом.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности логопедического сопровождения детей с аутизмом.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Особенности логопедического сопровождения детей с аутизмом

"Аутичность (от греческого - "сам") - обозначает крайние  формы нарушения контактов, уход  от реальности в мир собственных  переживаний". Такое определение  аутизма дано в психологическом  словаре. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется  особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

В статье рассматриваются особенности  построения логопедической работы с  аутичными детьми, роль логопеда в  комплексном психолого-педагогическом сопровождении детей с аутизмом.

Актуальной проблемой  отечественной коррекционной педагогики продолжает оставаться создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом. Аутизм и расстройства спектра аутизма являются одними из самых распространенных нарушений развития у детей. Вариативность аутистических проявлений в детском возрасте от легких до тяжелых форм создает особые трудности в построении системы клинико-психологической и психолого-педагогической помощи. Аутизм как первазивное расстройство психического развития представляет собой сложную многокомпонентную проблему для специалистов разного профиля: педагогов, психологов, врачей, генетиков, социальных работников.

Цель статьи: рассмотреть проявления нарушений речи при аутизме, выделив несформированность коммуникативной функции речи, как отражение специфики аутизма; исходя из особых образовательных потребностей аутичных детей, определить особенности логопедической работы с детьми данной категории в системе их психолого-педагогического сопровождения.

Несмотря на отсутствие однозначного объяснения этиопатогенеза этого расстройства, в клинико-психологической структуре нарушений при аутизме можно выделить ряд основных составляющих, которые необходимо учитывать при организации коррекционной работы: нарушения социального взаимодействия; нарушения взаимной коммуникации; ограниченность интересов и повторяемый репертуар поведения.

Одной из основных причин первичного обращения родителей аутичных детей  к специалистам являются нарушения  речевого развития. То есть, очень часто  именно логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития аутичного ребенка и скоординировать семью для дальнейших действий. В то же время, наряду с широким представлением в клинических исследованиях особенностей речевых проявлений аутизма, в научно-методической литературе недостаточно прописаны варианты оказания логопедической помощи детям данной категории.

Проявления речевых нарушений  при аутизме разнообразны по характеру, динамике и в большинстве случаев  отражают специфику аутизма, а именно: несформированность коммуникативного поведения. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок с аутизмом не использует речь как средство общения. В то же время, у него может развиваться экспрессивная речь, в которой наблюдаются эхолалии, искаженное интонирование, нарушения голоса, инверсия местоимений. Речевые проблемы проявляются в диапазоне от мутизма до нарушений коммуникативной функции формально сохранной речи с большим словарным запасом и развернутыми высказываниями.

В специальной литературе методы и приемы коррекции коммуникативных нарушений, чаще всего, описываются неполно, фрагментарно. Трудно найти полное описание системы психолого-педагогической коррекции с детально разработанными практическими рекомендациями. Часто внимание уделяется не столько формированию коммуникативных навыков, сколько развитию речи в целом.

Мы предполагаем, что создание и  внедрение в практическую деятельность алгоритма работы логопеда в процессе комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом позволит выявлять детей этой категории на более раннем этапе развития. Эффективность коррекционной работы повысится за счет изначального включения в индивидуальный коррекционный план целей по формированию коммуникативной функции речи детей с аутизмом. А это, в свою очередь, будет способствовать их образовательной и социальной инклюзии.

Ребенка с подозрением на расстройства спектра аутизма должны обследовать  детский психиатр, психолог, специальный  педагог и логопед. Часто логопед  оказывается первым в этой цепи, и он осуществляет первый шаг первичной диагностики – наблюдение за ребенком. Этот метод дает возможность составить первичные представления про объект наблюдения или проверять исходные положения, связанные с ним[1]. Поэтому методу наблюдения отводится определяющая роль в поиске критериев дифференциальной диагностики.

С целью выяснения картины  целостного развития ребенка логопед может воспользоваться диагностической картой, разработанной К.С.Лебединской и О.С.Никольской[2]. Она раскрывает состояние сформированности различных составляющих психики ребенка по показателям таких сфер: вегетативно-инстинктивная, аффективная, сфера влечений, сфера общения, восприятие, моторика, интеллектуальное развитие, речь, игра, навыки социального поведения, психосоматические корреляции.

Исследуя сферу общения, логопеду, как специалисту по ранней коммуникации, необходимо обратить внимание на визуальный контакт, особенности  комплекса оживления, узнавание близких, формирование привязанности к близким людям, реакцию на нового человека, контакт с детьми, отношение к физическому контакту, реакцию на словесные обращения, отсутствие отклика на имя, избирательность ответных реакций на речь, отсутствие адекватного жеста, поведение в одиночестве, отношение к окружающему, “отсутствие” дифференциации одушевленного и неодушевленного.

При подозрениях о нарушениях аутистического спектра у обследуемого ребенка логопеду не рекомендуется  делать диагностическое заключение и представлять родителям диагноз, как установленный факт. Логопед делает диагностическое предположение и мотивирует родителей к дальнейшему обследованию у детского психиатра.

Большинство логопедических методик остаются не приспособленными для диагностики уровня речевого развития детей с аутизмом, когда основное внимание следует уделить обследованию понимания речи и ее коммуникативного использования. Логопедическое обследование и коррекционная работа, построенная на методических основах прикладного поведенческого анализа, описаны С.С.Морозовой[3]. В первую очередь, в спонтанной ситуации обследуется состояние импрессивной речи. Изучается понимание ребенком высказываний, содержащих аффективно значимые для него слова. Затем проверяется понимание словесных инструкций: в контексте происходящего, вне контекста происходящего. Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на понимание названий предметов; действий; качеств предметов; понятий, выражающих пространственные отношения. Собственная речь обследуется одновременно с пониманием. Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются различные вокализации и звуки внегортанного происхождения. Обращается внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам,словам; выражение требований или отказа; фиксируются эхолалии; отмечаются собственные спонтанные высказывания ребенка.

Логопедическая работа по развитию понимания речи при раннем детском аутизме имеет свою специфику и отличается от тех приемов, которые используются в работе с детьми с сенсорной алалией или умственной отсталостью. У аутичного ребенка восприятие речи, соотнесение звука, слова с объектом, понимание смысла сказанного и происходящего вокруг может быть не нарушено. Это подтверждается возможностью редкого, но адекватного смыслового комментария ситуации; воспоминаниями людей с аутизмом о событиях многолетней давности; частой адекватной реакцией ребенка на эмоциональный комментарий его действий. Непроизвольные реакции ребенка свидетельствуют, что он способен понимать речь и происходящее вокруг в том случае, если это попало в зону его непроизвольного внимания. Предположительно, основная трудность аутичного ребенка лежит не в области понимания речи. А в сфере произвольности: произвольной организации своего внимания и поведения в соответствии с тем, что он слышит, произвольной организации собственной речевой реакции[4].

Логопед, участвующий в  психолого-педагогическом сопровождении  ребенка с аутизмом, должен научиться осуществлять эмоционально-смысловой комментарий как необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Эмоционально-смысловой комментарий должен быть привязан к опыту ребенка, вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляцию; фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные; прояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представление об устройстве предметов и сути явлений. Такой комментарий помогает передавать смысл ежедневных событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил; дает аутичному ребенку представление о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях, которые он обычно не может понять, воспринять непосредственно.

Постепенно строится система  по обучению навыкам коммуникации: формированию базовых коммуникативных  функций, социоэмоциональных и диалоговых навыков.

Таким образом, логопедическая работа с детьми с аутизмом в системе  психолого-педагогического сопровождения имеет определенные особенности:

психолого-педагогическое сопровождение  осуществляется междисциплинарной  командой специалистов (детским психиатром, психологом, специальным педагогом, логопедом), в которой логопед  оценивает особенности коммуникации и речевого развития, ведет коррекционную работу в этих направлениях;

она должна строиться с опорой на диагностическое обследование, определяющее картину целостного развития ребенка;

логопедическое обследование включает детальное обследование понимания речи и состояния коммуникативных навыков.

 


Информация о работе Особенности логопедического сопровождения детей с аутизмом