Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 08:07, реферат
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.
Основные признаки речевого нарушения:
- несоответствие речи возрастным нормам;
-речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.
Особенности логопедической работы в коррекционной школе VIII вида
Боровкова Ирина Николаевна,
учитель-логопед Коррекционной школы VIII вида
г.Дивногорск Красноярского края
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.
Основные признаки речевого нарушения:
- несоответствие речи возрастным нормам;
-речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.
Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.
Обусловлено комплексом причин:
*Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)
*Функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)
*Психогенные причины воздействие эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника)
*Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).
От 60%-90% учащихся начальных классов коррекционных школ имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. Как учитель-логопед могу сказать, за последние пять лет в подготовительный и первый классы коррекционных школ VIII вида поступают 100% детей имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.
Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличие); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи);
Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).
Расстройства речи у детей проявляются
на фоне грубого нарушения
У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).
В связи с медленно развивающимися
дифференцировочными условными
связями в области речеслуховог
Многие дети начинают произносить отдельные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двухсложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качеств предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.
Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно- двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, что бы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.
Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых – крикливый, резкий.
При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.
Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.
При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы.
Логопедические занятия посещают учащиеся с подготовительного по 7 классы.
По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей и родителей.
С учащимися проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
Базисный учебный план для коррекционных школ VIII вида предусматривает проведение коррекционных логопедических занятий:
Длительность индивидуального занятия 20 минут, подгруппового занятия 30-40 минут.
Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности.
Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:
Рекомендуется в одно занятие включать не более пяти видов работы в начальных классах, 6-7 видов работы для учащихся старших классов.
Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.
Несформированность контроля, слабость
волевых процессов обуславливае
Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
С УЧАЩИМИСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА
(6-7 лет).
Цель: создание условий для общего речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
№ |
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ |
ЧАС |
ДАТА |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
|
Обследование речи учащихся, оформление результатов обследования и комплектование групп.
Вводное занятие.
«Осень. Признаки осени. Деревья.» «Огород. Овощи» «Сад. Фрукты» «Лес. Грибы» «Лес. Ягоды» «Игрушки» «Одежда» «Обувь»
«Посуда» «Мебель» «Дом. птицы и животные». «Зима. Зимняя одежда» «Зимние забавы. Новогодний праздник»
«Части тела. Звук и буква А.» «Транспорт. Звук и буква У.» «Транспорт. Правила ДД. Звук и буква О.» «Профессии. Продавец. Звук и буква И.» «Профессии. Почтальон. Звук и буква М.» «Календарь времена года. Звук и буква Н.»
«Дифференциация М-Н».
«Весна. Звук и буква С.» «Мамин праздник. Профессии наших мам. Звук и буква Ш.»
«Дифференциация С-Ш.»
«Комнатные цветы. Звук и буква Л.» «Дикие животные. Звук и буква Р.»
«Дифференциация Л-Р.»
«Перелетные птицы. Звук и буква З.» «Космос. Звук и буква Ж.» «Аквариумные рыбки. Дифференциация С-З.» «Насекомые. Дифференциация Ш-Ж.» «Продукты питания. Чтение слов и слогов. Автоматизация поставленных звуков».
Обследование речи учащихся, оформление результатов обследования. |
2 недели
1
4
4 4 4 2 2 4 4
4 4 4 4 4
4 4 4
4
4
4
2
4 4
2
4
4
2
4
4
2
2
4
2 недели |
|
Формирование положительной установки на участие в занятии. Активизация речевой деятельности учащихся. Развитие зрительного восприятия, внимания. Развитие крупной и мелкой моторики. Развитие артикуляционной моторики. Учить называть слова по предметным и сюжетным картинкам. Совершенствовать
Учить составлять простые предложения по картине, отвечать на вопросы логопеда.
Развивать фонематическое восприятие.
Развитие связной речи.
Развитие коммуникативных
Закрепление знаний пройденных букв, навыка чтения слогов и слов с ними.
Составление описательных, творческих рассказов по образцу и данному плану. Развитие выразительности речи, эмоции, воображения. |
Информация о работе Особенности логопедической работы в коррекционной школе VIII вида