Особенности логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: процесс коррекции стертой дизартрии у дошкольников.
Предмет исследования: коррекционно-логопедическая работа по развитию словообразовательных умений в процессе коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования состоит в определении оптимальных путей коррекционно-логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы стертой дизартрии в логопедии.
1.1 Методологические основы понятия «стертая дизартрия»
1.2 Проявления стертой дизартрии у детей дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Особенности речевых нарушений в структуре дефекта при стертой дизартрии.
2.1 Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
2.2 Особенности овладения лексикой старшими дошкольниками со стертой дизартрией
2.3 Особенности овладения слоговой структурой слова детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией
Выводы по 2 главе
Глава 3. Логопедическая работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
3..1 Организация и содержание формирующего эксперимента
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

тема адаптированная 2013.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Особенности логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы стертой дизартрии в логопедии.

1.1 Методологические основы понятия «стертая дизартрия»

1.2 Проявления стертой дизартрии  у детей дошкольного возраста

Выводы по 1 главе

Глава 2. Особенности речевых нарушений в структуре дефекта при стертой дизартрии.

2.1 Фонетико-фонематические нарушения  в структуре дефекта при стертой дизартрии

2.2 Особенности овладения лексикой  старшими дошкольниками со стертой  дизартрией

2.3 Особенности овладения слоговой  структурой слова детьми дошкольного  возраста со стертой дизартрией

Выводы по 2 главе

Глава 3. Логопедическая работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

3..1 Организация и содержание формирующего эксперимента

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Легкая степень дизартрии (стертая дизартрия) -- одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекционно-логопедической работы (И.Б.Карелина (30), Л.В.Лопатина (46), Р.И.Мартынова (48), Л.В.Мелехова (50), Л.Ф.Спирова (66), Е.Ф.Соботович (63), О.А.Токарева (72)).

Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей (Т.Б.Филичева, И.А.Чевелева (74), Г.В.Чиркина (77), Г.В.Гуровец (16), Р.Е.Левина (55), Л.В.Лопатина (45), Н.В.Серебрякова (64), Р.И.Мартынова (49), Л.В.Мелехова (50), Е.Ф.Соботович (63), и др.).

В литературе недостаточно изучены легкие проявления дизартрии. Нет единого терминологического подхода к обозначению этого речевого расстройства. В настоящее время существуют понятия «стертая дизартрия», «мягкая» дизартрия, «дизартрический компонент», «минимальный дизартрический синдром», «минимальные дизартрические расстройства», «легкая степень дизартрии». Накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при стертой дизартрии (Л.В.Лопатина (45), Р.И.Мартынова (49), Л.В.Мелехова (50), Э.К.Макарова, Е.Ф.Соботович (63), Т.В.Туманова и др.).

Однако остаются недостаточно изученными вопросы формирования словообразовательных умений у детей с указанным речевым расстройством, отсутствуют экспериментальные данные о характере и специфике нарушений словообразования при легкой степени дизартрии. Существующие методы коррекционно-логопедической работы недостаточно дифференцированы в зависимости от механизма и структуры дефекта при различных проявлениях стертой дизартрии. Остается нерешенной проблема разработки научно-обоснованной системы лингвистического материала, используемого для закрепления речевых умений, в том числе и словообразовательных у детей со стертой дизартрией.

Поэтому пересмотр подходов, лежащих в основе коррекционно-логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей со стертой дизартрией, необходимость повышения эффективности коррекционно-логопедической работы путем лингвистической обоснованности последовательности формирования данных умений, систематизации самого лингвистического материала в соответствии с характером и структурой дефекта является в настоящее время одной из актуальных задач логопедии.

Проблема исследования: недостаточная изученность особенностей логопедической работы по формированию и развитию словообразовательных умений у детей со стертой дизартрией.

Объект исследования: процесс коррекции стертой дизартрии у дошкольников.

Предмет исследования: коррекционно-логопедическая работа по развитию словообразовательных умений в процессе коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования состоит в определении оптимальных путей коррекционно-логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать теоретико-методологические  подходы к проблеме лексико-грамматических  нарушений у дошкольников со стертой дизартрией.

2. Систематизировать диагностический  материал (задания, упражнения) для  обследования и коррекции словообразовательных  умений у детей старшего дошкольного  возраста со стертой дизартрией.

3. Выявить особенности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

4. Апробировать в процессе экспериментально-логопедической  работы диагностический материал, направленный на развитие словообразовательных  умений у детей старшего дошкольного  возраста со стертой дизартрией.

Гипотеза исследования: развитие словообразовательных умений у старших дошкольников со стертой дизартрией будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- системного подхода к формированию речи.

- дифференцированного подхода к процессу коррекции стертой дизартрии.

- учета специальных упражнений и заданий, направленных на коррекцию лексико-грамматической стороны речи.

Методы исследования выбирались с учетом объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования:

- анализ теоретических источников;

- анализ медико-психолого-педагогической документации детей;

- наблюдение за речью детей;

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы стертой дизартрии в отечественной логопедии

1.1 Методологические основы понятия «стертая дизартрия»

Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А.Токаревой (72), которая характеризует проявления стертой дизартрии как легкие (стертые) проявления псевдобульбарной дизартрии, которые отличаются особой трудностью преодоления.

В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп со стертой дизартрией всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов известно, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф.Фомичева (75), Ю.Ф.Гаркуша (13), Т.А.Ткаченко (68), но использовать рекомендации на группе со стертой дизартрией можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего недоразвития речи.

Опыт практической и исследовательской работы показывает, что очень часто сложно диагностировать стертую дизартрию, ее дифференциацию от других речевых расстройств, в частности - дислалии, в определении путей коррекции и объема необходимой логопедической помощи детям со стертой дизартрией. Учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в настоящее время назрела очень актуальная проблема - проблема оказания квалифицированной логопедической помощи детям со стертой дизартрией.

В практике часто встречаются дети, у которых недостатки произношения по своему внешнему проявлению напоминают дислалию, но имеют сложную и длительную динамику устранения.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

В работе О.Ю.Федосовой проводится сопоставление дислалии и стертой дизартрии (1).

При сложной функциональной дислалии:

* страдает артикуляция  только согласных звуков;

* четкое нарушение артикуляции определенных звуков в различных условиях их реализации;

* закрепление сформированных  звуков не вызывает затруднений;

* не отмечается нарушений  темпо-ритмической организации речи;

* изменения дыхания  не типичны;

* фонационные расстройства  не отмечаются;

* дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции  отсутствует.

При легкой степени псевдобульбарной дизартрии:

* возможно смазанное  неясное произношение гласных  звуков с легким носовым оттенком;

* изолированно звуки  могут быть сохранены, а в речевом потоке произносятся искаженно, неясно;

* процесс автоматизации  затруднен: поставленный звук может  не использоваться в речи;

* характерен ускоренный  или замедленный темп речи;

* дыхание поверхностное, отмечается речь на вдохе, укорочен  фонационный выдох;

* страдает координация  указанных процессов.

Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах.

Для раннего выявления этой формы дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы и причины возникновения, характеризующие это нарушение.

Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть:

-отклонения во внутриутробном  развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;

- инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп, и пр.) перенесенные  во время беременности

- асфиксия новорожденных;

- стремительные или  затяжные роды;

- длительный безводный  период;

- механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).

В результате действия различных причин происходят неярко выраженные мозговые нарушения. Неяркие, «стертые» нарушения со стороны черепно-мозговых нервов лежат в основе легких расстройств иннервации, т.е. нарушений функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс нормальной речи. Это и приводит к неточности произношения.

Симптоматика стертой дизартрии:

· Неречевая симптоматика: для неврологического статуса характерно наличие неврологической микросимптоматики (синдромы поражения центральной нервной системы: стертые парезы, изменения тонуса мышц, нерезко выраженные гиперкинезы в мимической лицевой мускулатуре, наличие патологических рефлексов и т. п.).

Основное поражение черепно-мозговых нервов связано, как правило, с подъязычным нервом, что проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед), пассивности кончика языка, напряженности спинки языка, слабости половины языка, беспокойстве языка в заданной позе, повышенном слюнотечении, недифференцированности движений кончика языка.

В ряде случаев при стертой дизартрии отмечают поражение глазодвигательных нервов, что проявляется в косоглазии, одностороннем птозе. При стертой дизартрии, как правило, не наблюдается тяжелых расстройств со стороны тройничного, блуждающего, языкоглоточного нервов, но во многих случаях у детей отмечают одностороннее сглаживание носогубных складок за счет асимметрии лицевых нервов. Может наблюдаться недостаточный тонус мышц мягкого неба и, как следствие, гнусавый оттенок голоса.

Рефлекторная сфера при стертой дизартрии может характеризоваться наличием патологических рефлексов.

Также у детей отмечают изменения со стороны вегетативной нервной системы (потливость ладоней, стоп и т. д.).

Речевая моторика характеризуется истощаемостью движений, их низким качеством (недостаточная точность, плавность, неполный объем). Наиболее ярко моторные недостатки проявляются при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, их правильной пространственно-временной организации.

Психический статус детей со стертой дизартрией имеет свои особенности, выраженные в недостаточности ряда психических процессов (слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции) и снижении познавательной активности в целом.

· Речевая симптоматика (1):

Нарушения звукопроизношения: отсутствие, замены, искажения звуков. Для таких детей характерно упрощение артикуляции, т. е. замена сложных звуков более простыми по артикуляционно-акустическим признакам. Среди искажений наиболее часто встречается боковое произнесение шипящих, свистящих, переднеязычных звуков, смягчение звуков

просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный

нарушение фонематического слуха (чаще носит вторичный характер, т. к. собственная "смазанная" речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля).

Стертая дизартрия чаще всего диагностируется после 5 лет. Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Ребенок с ранним церебральным (мозговым) поражением к 4-5 годам теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкое нарушение звукопроизношения и просодики. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2-3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3-4 годам фонетическая сторона речи (внятность речи) у дошкольников со стертой дизартрией остается несформированной.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста со стертой дизартрией включает коррекционно-логопедическую работу по устранению речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А.Каше (31), Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева (73), В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко) (34).

Информация о работе Особенности логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией