Особенности методики проведение физкультурных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
подготовка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей из культурно-спортивной деятельности , обучение детей основным действиям и правилам восприятия, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения.

Содержание

Введение
Глава I
Анализ и обобщение научно-методической литературы
1.1 Анатомические особенности детей младшего дошкольного возраста...7стр
1.2 Физические особенности детей младшего дошкольного возраста…….9стр
1.3 Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….12стр
1.4 Развитие основных свойств, двигательного аппарата…………………16стр
1.5 Средства и методы занятий с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….18стр
1.6 Организация занятий с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….23стр
Вывод
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая тфк.docx

— 71.58 Кб (Скачать файл)

Гормонами роста являются соматотропный гормон (СТГ) гипофиза, гормоны щитовидной железы – тироксин и трийодтиронин, андрогены надпочечников и тестикул, а также инсулин. Действуют они в сочетании, но в различные периоды тем или иным из них принадлежит ведущая роль. У подростков наибольшее значение для роста тела в длину имеют андрогены надпочечников, а также гормоны щитовидной железы, которые вне зависимости от пола способствуют росту тела в длину. Роль андрогенов надпочечников и тестикул сказывается также на развитии вторичных половых признаков, наружных половых органов, сперматогенезе и мутации голоса ( Карпан. В. Л, 2006 ) .

 

 

1.2 Физиологические особенности

 

В детском возрасте органы кровообращения имеют ряд анатомических  особенностей, которые отражаются на функциональной способности сердца.

У новорожденного сердце относительно велико и составляет 0,8% от массы  тела. К 3 годам жизни масса сердца становится равной 0,5%, то есть начинает соответствовать сердцу взрослого. Детское сердце растет неравномерно: наиболее энергично в первые два  года жизни и в период созревания; до 2 лет наиболее интенсивно растут предсердия, с 10 лет — желудочки. Однако во все периоды детства  увеличение объема сердца отстает от роста тела. Сердце новорожденного ребенка имеет округлую форму, что  связано с недостаточным развитием  желудочков и сравнительно большими размерами предсердий. К 6 годам форма  сердца приближается к овальной, свойственной сердцу взрослого. Положение сердца зависит от возраста ребенка. У новорожденных и детей первых двух лет жизни из-за высокого стояния диафрагмы сердце расположено горизонтально, к 2—3 годам оно принимает косое положение. Толщина стенок правого и левого желудочков у новорожденных почти одинакова. В дальнейшем рост происходит неравномерно: из-за большей нагрузки толщина левого желудочка увеличивается более значительно, чем правого. У детей раннего возраста сосуды относительно широкие. Просвет вен приблизительно равен просвету артерий. Вены растут более интенсивно и к 15—16 годам становятся в 2 раза шире артерий. Аорта до 10 лет уже легочной артерии, постепенно их диаметры становятся одинаковыми, в период полового созревания аорта по ширине превосходит легочный ствол. Капилляры хорошо развиты. Их проницаемость значительно выше, чем у взрослых. Ширина и обилие капилляров предрасполагают к застою крови, что является одной из причин более частого развития у детей первого года жизни некоторых заболеваний, например пневмоний и остеомиелитов (Карпан. В. Л, 2006 ) .

Артериальный пульс у  детей более частый, чем у взрослых; это связано с более быстрой  сокращаемостью сердечной мышцы  ребенка, меньшим влиянием на сердечную  деятельность блуждающего нерва  и более высоким уровнем обмена веществ. Повышенные потребности тканей в крови удовлетворяются не за счет большего систолического (ударного) объема, а за счет более частых сердечных  сокращений. Наибольшая частота сердечных  сокращений (ЧСС) отмечается у новорожденных (120—140 в 1 мин). С возрастом она  постепенно уменьшается; к году ЧСС  составляет 110—120 в 1 мин, к 5 годам — 100, к 10 годам — 90, к 12—13 годам — 80—70 в 1 мин. Пульс в детском возрасте отличается большой лабильностью. Крик, плач, физическое напряжение, подъем температуры  вызывают его заметное учащение. Для  пульса детей характерна дыхательная  аритмия: на вдохе он учащается, на выдохе — уряжается ( Карпан. В. Л, 2006 ).

Бронхи у детей к  рождению сформированы. Слизистая оболочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая  движется со скоростью 0,25-1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что  эластичные и мышечные волокна развиты  слабо. Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21-го порядка. С возрастом количество ветвей и их распределение остаются постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на первом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является продолжением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются инородные тела (Карпан. В. Л, 2006 ) .

После рождения ребенка в  бронхах формируется цилиндрический эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до полного его закрытия). Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует слабому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может привести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою очередь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов. С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхо - легочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста ( Маханева. М.Д, 1980) .

Легкие у детей, как  и у взрослых, делятся на доли, доли на сегменты. Легкие имеют дольчатое  строение, сегменты в легких отделены друг от друга узкими бороздами и  перегородками из соединительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрослого  человека. Альвеолы начинают развиваться  с 4-6-недельного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, параллельно нарастает дыхательная поверхность легких (Карпан. В. Л, 2006 ) .

В развитии легких можно  выделить следующие периоды:

1) от рождения до 2 лет,  когда происходит интенсивный  рост альвеол;

2) от 2 до 5 лет, когда интенсивно  развивается эластическая ткань,  формируются бронхи с перибронхиальными включениями легочной ткани;

3) от 5 до 7 лет окончательно  формируются функциональные способности  легких;

4) от 7 до 12 лет, когда происходит  дальнейшее увеличение массы  легких за счет созревания легочной ткани.

Особенностью легких у  детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это  компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более  поверхностное у него дыхание. Частота  дыхания у новорожденного равна 60, у подростка – уже 16–18 дыхательных  движений в 1 минуту. Завершается развитие легких к 20 годам (Карпан. В. Л, 2006 ) .

Наиболее важным и характерным  показателем развития различных  периодов детского возраста является становление центральной нервной  системы. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической  и психомоторной деятельности. При  этом особенно выраженные изменения  происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно  и объективно дифференцировать эти  небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах. Так, появление  первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных  слогов) - в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при  этом на предметы, о которых спрашивают, - 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки - в 11 мес. и т.д (Маханева. М.Д, 1980) .

С возрастом постепенно (первые простые осмысленные слова в 11 мес) развивается разговорная речь; к 3 годам речевой запас достигает 1200 - 1500 слов, ребенок начинает понимать смысл речи о событиях, не связанных с его личным опытом, говорит сложными фразами (Баркин. А.И, 2006).

Характерным показателем  возрастной динамики ребенка первого  года жизни является исчезновение у  него специфических рефлексов, так  называемых рефлексов обратного  развития (примитивных, физиологических  рефлексов новорожденных). Они обусловлены  деятельностью преимущественно  таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга и по мере созревания последней подвергаются обратному развитию. Каждый из рефлексов (Робинсона, Моро, Магнуса - Клейна, поисковый, ладонно-ротовой, "заходящего солнца", "кукольных глаз", хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, уже практически идентичный взрослому. В дошкольном возрасте происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям. Многие дети начинают читать и писать, легко овладевают элементами иностранного языка(Маханева. М.Д, 1980).

 

 

 

 

1.3 Психологические особенности 

 

Ребенок 3 лет по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале  или порицанию взрослого. Постепенно он выходит за пределы семейного  круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Ребенок с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в игре жизненный опыт, выполняет в игре действия взрослых и берет на себя определенную роль: мамы, доктор(Маханева. М.Д, 1980).

 

    Сюжетно-ролевая  игра предполагает наличие партнеров.  Ребенок  учится общаться со  сверстниками. Для детей 3-4 лет  характерна игра рядом, т.е.  дети играют в одиночку, но  приглядываясь к действиям других. Вместе  с тем, они охотно  участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются  в небольшие группки по2-3 человека.  При возникновении конфликтов  в игре (в основном это ссоры  из-за игрушек) дети еще не пытаются согласовать свои желания, а прибегают к различным видам давления на партнера – воздействуют на него физически (дерутся, толкают, отнимают игрушку) , словесно (Отдай!, Уходи!) или обращаются с жалобой к воспитателю (из благих побуждений – чтобы уточнить усвоенные правила или не из самых благих – показать какой он хороший и правильный).

В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы  дошкольника.

В игре, действуя с одним  предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях, может действовать  в воображаемой ситуации – попрыгать, как зайчик, идти, переваливаясь, как  мишка... Так развивается воображение. Воображение ребенка с самого начала  его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, «достраивание» целостной картины мира, получение новых впечатлений. Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок или рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор. Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Она проявляется, во-первых, через многократное проигрывание травмирующих ситуаций, во-вторых, ребенок создает воображаемую ситуацию, в которой он чувствует  себя сильным, смелым, всемогущим. Аффективное воображение достигает своего апогея к 4 годам.

Для детей этого возраста характерно смешение реального и  сказочного. Фантастические образы, возникающие  у малыша, эмоционально окрашены и  реальны для него. Это возраст  появления страхов. Так называемая, триада страхов: страх перед сказочными персонажами (Баба яга, Бармалей); усиливается страх темноты; появляется страх одиночества. Также боится крови, уколов, боли и врачей. В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками, игра предполагает наличие партнеров. Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи. Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает родной язык. Интенсивно нарастает активный словарь, в 3 года в речи ребенка присутствует 1200 – 1500 слов и более. Речь трехлеток однотипна. Все глаголы произносят в настоящем времени. Понятие о прошлом  и будущем еще ограниченно. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое, потом дополнение. Ребенку свойственна более простая форма устной речи – диалог. Это ответы на вопросы, которые подготавливают более сложную форму  связной речи – монолог. Обычно 3-летний ребенок может начать сказку, но не может ее продолжить. Следует помочь ему вопросами. Наиболее доступны для пересказа сказки «Репка», «Колобок»… В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность6 занимаясь каким-то делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматывание». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. с их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, пути их достижения, наконец, выполнят на словах действия, которые опускает в реальности ( Воротилкина. И. М, 2004). 

 

В младшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется  память. Но она носит непроизвольный, пассивный  характер: ребенок не ставит перед  собой цели что-то запомнить. Запоминание  происходит легко и естественно, т.к. в этом возрасте доминируют структуры  правого полушария мозга, которые  «отвечают» за зрительно-эмоциональную  память. Логические отделы левого полушария  еще слабо сформированы. Хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов. Прочно усваивается информация, которую ребенок видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.  Ученые выявили, что именно к 3 годам формируется долговременная память, т.е. ребенок осознает и помнит себя как личность. (Воротилкина. И. М, 2004).

 

 Мышление.

 В 3-4 года ребенок,  пусть несовершенно, пытается анализировать  то, что видит вокруг себя в  наглядно-действенном плане. Но  у части детей уже начинает  проявляться способность решать  задачи по представлению. Дети  могут сравнивать предметы по  цвету и форме, выделять отличия  по другим признакам. Могут  обобщать предметы по цвету  (это все красное), по форме  (это все круглое), величине (это  все маленькое). На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, посуда.

К четырем годам мышление становится наглядно-образным Основное направление развития образного  мышления – овладение способностью к замещению. Она является фундаментальной  особенностью человеческого ума. В  развитом виде обеспечивает возможность  спорить, осваивать и употреблять символы и знаки (Спок.Б,1990).

 

   Внимание.

 В 3-4 года внимание  еще непроизвольно и крайне  неустойчиво: ребенок 3 лет может  забыть, что он шел за мячом,  если перед ним прокатить машинку.  Интересную, новую картинку он  будет рассматривать в среднем  8 секунд. Даже самой увлекательной  игрой ребенок будет заниматься 10-15 минут. А многие дети не  могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте  это естественно. В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности ЦНС. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей. У ребенка 3-3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы взрослого. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений и т.д. В младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие. В этом возрасте на развитие восприятия большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет его от других предметов. Восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина) не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. При восприятии ребенок видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. В 3 года ребенок знает 6 основных цветов, знает названия круга, квадрата и треугольника. Ребенок уже достаточно хорошо воспринимает пространство квартиры, группы. Он знает, где находится спальня, туалет, где дети играют… Ребенок в 3-4 года справится с заданием положить книжку на стол, поставить сапожки под скамеечку, он не ошибется и поставит стул рядом со столом. Рисует круг без образца, квадрат, который получается с неровными краями. В 3 года рисует головонога, к 4-м годам – головонога с шестью частями тела (Спок.Б,1990).

Информация о работе Особенности методики проведение физкультурных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста