Особенности нарушения моторной, эмоционально-волевой сферы и произвольного поведения у детей с алалией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:47, реферат

Краткое описание

Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Условнорефлекторная деятельность мозга в условиях недоразвития соответствует в какой-то мере деятельности в ранние периоды нормального формирования детской речи. Однако с возрастом расхождения все увеличиваются, так как при нормальном развитии речи один этап сменяется другим более плавно и быстрее, чем при алалии.

Вложенные файлы: 1 файл

Алалия.docx

— 56.17 Кб (Скачать файл)

Работа строится индивидуализирование в зависимости от речевых и личностных особенностей детей. Дифференцированные приемы работы делают коррекционное воздействие наиболее результативным.

Дети овладевают речевыми навыками неравномерно даже при относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Отмечен неравномерный темп усвоения речевого материала разными детьми. Авторы называют различные сроки  ликвидации алалии: одни считают, что  достаточно нескольких месяцев (Либманн, 1924), другие полагают, что работа должна вестись годами и прогноз неопределенный (М. В. Богданов-Березовский, 1909). По мнению В. К. Орфинской, Л. В. Мелеховой, вопрос о сроках начала работы и продолжительности ее должен решаться в каждом случае особо, исходя из характера и степени речевого недоразвития, из индивидуальных особенностей ребенка и других факторов. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3—4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.

Положительная динамика при  алалии выявляется при учете следующих  факторов: раннее распознавание недоразвития, своевременное предупреждение вторичных  отклонений, учет нормального онтогенеза, системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, дифференцированный подход к детям, формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу, единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности и др.

  Логоритмическое занятие с детьми с нарушением речи по теме "Дикие животные"

Работая с детьми с общим  недоразвитием речи, с клиническим  проявлением моторной алалии и дизартрии, педагоги группы  принимают во внимание, что у детей с нарушением речи   наблюдаются: отклонения в двигательной сфере, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, памяти, замедленность восприятия, снижение внимания к музыкальному звучанию.

Задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. И педагогический процесс для детей с нарушением речи, опирающийся на средства логоритмики, наиболее эффективен, актуален.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые  и музыкальные игры.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения. Предлагаемконспект логоритмического  занятия по  теме: «Дикие животные» в подготовительной логопедической группе.

Цель: выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью.

Задачи:

  • Обучающие:
    • научить детей  выражать свои чувства и распознавать чувства других  через мимику, жесты, движения;
    • научить навыкам словообразования слов;
    • научить эмоционально-чувственному восприятию.
  • Развивающие:
    • развивать фонематическое  восприятие, слуховое внимание, дыхание, зрительную память;
    • развивать  речевые и мимические движения, общую и тонкую моторику;
    • развивать  мелодико-интонационную  и темпо-ритмическую стороны речи.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у детей доброжелательное отношение к  животным;
    • укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.

Оборудование: барабаны, бубен, мяч, игрушки - медведь, заяц, лиса, ёжик, волк, белка.

Дети входят в  зал  под марш бодрого характера, образуют круг. Легкий бег. Смена движений ходьбы и бега.

Инструкции педагогов

Действия детей

Логопед:

В лес сегодня на прогулку 
Приглашаю вас пойти. 
Интересней приключенья 
Нам, ребята, не найти. 
Друг за дружкой становитесь, 
Крепко за руки беритесь. 
По дорожкам по тропинкам,  
По лесу гулять пойдем. 
И лесных зверей 
Обязательно найдем.  
Вот мы и пришли в лес.

 

Построение в пары. Перестроение из пар в линейку и наоборот. 
Образуют круг.

Какие звери живут в  лесу?

Покажите – 
как лисёнок высматривает мышку,  
голодного и злого волка, 
проворную белочку, 
свернувшегося в клубок ёжика.  
Ёжик проснулся и запыхтел. Дыхательное упражнение.

Смотрите, а вон на дереве сидит белочка. Перепрыгивает с  одного дерева на другое.

Белка с ветки в свой домишко 
Перетаскивала шишку 
Белка шишку уронила. 
Прямо в Мишку угодила. 
Застонал, заохал Мишка: 
– На носу вскочила шишка!

Дети бросают мяч по кругу, вспоминая животных.

Дети изображают мимикой  характерные черты животных.

Дети складывают пальцы в  щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох. Дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично  работая мышцами живота.

Движение глаз влево-вправо., вверх-вниз.

Дети выражают мимикой  смену настроений в стихотворении. Проговаривают последнюю строчку  с разной интонацией. (Саша, Нина, Марина)

А как называются детеныши у медведя, лисы, волка и т. д. 
Покажем, как они ходят лесные звери.

Игра с мячом. Дети перекидывают мяч и называют детенышей. 
На низкую музыку дети идут как «мишки», на средние звуки бегут как «лисички», на высокие звуки прыгают как «зайки»

Какие у нас замечательные  зайки. 
Зайка взял свой барабан 
И ударил: трам-там-там!

А как зайки стучат на барабанах?

Педагог проговаривает ритм та-ТА-та, ТА-та-та и т.д. (длительность меняется)

Дети воспроизводят его: стучат по сиденью стульчиков, хлопают  и топают одновременно. 

Зайчата так развеселились, что разбудили медвежат. 
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так! 
Медвежата мёд искали, дружно кустик раскачали. Вот так! 
Вперевалочку ходили и из речки воду пили. Вот так! 
А потом они плясали, выше лапы поднимали. Вот так! 
Посмотрите, какие на столике стоят игрушки.  
А теперь закройте глазки. Какой игрушки не стало?

Дети выполняют движения  
Переступают с ноги на ногу, вертят головой в разные стороны. 
Идут вперевалочку, раскачиваются. 
Идут вперевалочку, делают вид, что пьют воду. 
Пляшут, высоко поднимая колени. 
Дети называют, какую игрушку убрали.

Музыкант:

Слушание  музыки.

«Зайчик дразнит медвежонка»  пьеса Д. Кабалевского. Беседа о музыкальном произведении. 
Какими звуками музыка изображает медвежонка? Зайчика? 
Какой характер и  настроение у этой пьесы?

Пение

«Про зайца». Музыка Н. Берестовой, слова Н. Рубцова. 
«Медведь». Музыка Г. Портнова, слова В. Сусловой. 
Проговаривание текста песен по две и  четыре строчки. Уточнение артикуляции трудных звуков.

Мальчик-с-пальчик, где ты был? 
– Долго по лесу бродил!  
Встретил я медведя, волка, зайку, ежика в иголках. 
Встретил белочку, синичку,  
Встретил лося и лисичку. 
Всем подарки подарил, волк меня благодарил.

Четыре раза сгибать большой  палец левой руки. 
Четыре раза сгибать большой палец правой руки. 
Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами. 
Четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются.

Логопед: А как вы думаете, как благодарил волк?

Разговор Лисы и Зайца.  
«Зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?»- «В лесу. 
За-са-за-са, ты не съешь меня Лиса?»

Волк воет: «У-у-у-у-у-у» (Тихо, громко, с разной интонацией)

Проговаривают с вопросительной и утвердительной интонацией.

Игра «Лиса  и зайцы»

Дети сидят на стульях  по кругу («зайцы»). Вне круга ставиться  стульчик (дом лисы). Дети закрывают  глаза, логопед обходит круг и  тот до кого он дотронется становиться  «лисой». Далее дети три раза говорят  сначала тихо, а потом громко: 
Дети «зайцы» под музыку прыгают по залу, с концом музыки прячутся, а «лиса» их ловит.

 

«Хитрая лиса, где ты покажись, 
хитрая лиса, поиграй с нами, покружись». 
«Лиса» – «Я здесь, я здесь, я вас ищу, догоню; не отпущу».


Под марш спокойного характера дети уходят из зала.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» Творческий центр Сфера Москва 2005
  2. Рычкова Н.А.    «Логопедическая ритмика», «ГНОМ и Д», 2000
  3. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей», Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
  4. Журнал «Музыкальный руководитель» №3 2007
  5. Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2006

Информация о работе Особенности нарушения моторной, эмоционально-волевой сферы и произвольного поведения у детей с алалией