Особенности организации детского самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:30, доклад

Краткое описание

Развитие детского и молодёжного самоуправления - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов (прежде всего, в лице школы, учреждений дополнительного образования), общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у детей и молодежи чувства ответственности за свою судьбу, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в коллективах.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности организации детского самоуправления.docx

— 22.11 Кб (Скачать файл)

Особенности организации детского самоуправления.

Развитие детского и молодёжного самоуправления - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов (прежде всего, в лице школы, учреждений дополнительного образования), общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у детей и молодежи чувства ответственности за свою судьбу, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в коллективах.

Самоуправление - это, по сути, сокращенное словосочетание «самостоятельное управление». Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления становится причиной и источником многочисленных, часто разноаспектных толкований и определений.

Принципы детского самоуправления. Функции детского самоуправления

Под принципами деятельности понимают те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления - содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления. Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами (В.Г. Афанасьев, М.К. Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко).

На основе разработок этих авторов можно сформулировать следующие социально-педагогические принципы школьного самоуправления с учетом важнейших оснований деятельности сразу трех субъектов школьной жизни (педагогов, учащихся и их родителей):

1) Принцип  равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации; 

2) Принцип  выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов; 

3) Принцип  обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления.

Н.И. Приходько объясняет это тем, что «выборы в органы самоуправления должны рассматриваться не как поощрение за хорошую успеваемость, а как конкретная реализация доверия и ответственности, как школа подготовки к общественному самоуправлению»;

4) Принцип  открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации; 

5) Принцип  демократичности. Предполагается вовлечение  в самоуправленческую деятельность  всех участников образовательного  процесса, при этом формы прямой  демократии должны иметь приоритетное  значение перед формами представительной  демократии. Деятельность органов  ученического самоуправления основывается  на коллективном, свободном обсуждении  и решении вопросов, коллегиальности, гласности, постоянном учете общественного  мнения; 

6) Принцип  законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;

7) Принцип  целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов; 

8) Принцип  представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления; 

9) Принцип  объединения. Орган ученического  самоуправления - это добровольное  объединение учащихся с целью  совместного решения вопросов  по повышению качества учебной  жизни. Объединение дает право принимать участие в управлении учебной жизнью города и использовать возможности органа для самореализации и развития;

10) Принцип  функционального самоопределения. В деятельности органа ученического  самоуправления могут принимать  участие не только его постоянные  члены. Участники деятельности органа ученического самоуправления добровольно определяют степень своего участия;

11) Принцип  гуманности. Органы ученического самоуправления строят свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка; 

12) Принцип  коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления и развития способностей каждого;

13) Принцип  свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность; 

14) Принцип  критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

15) Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;

16) Принцип  системного взаимодействия. Структуры  ученического самоуправления, независимо  от их уровня системной организации, наиболее эффективно функционируют  при максимальной консолидации  и взаимодействии.

17) Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С. Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной;

18) Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления;

19) Принцип  отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах;

20) Принцип  единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагает обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И. Рожков: «Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятельности»;

21) Принцип социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и подчиняются главной;

22) Еще один  важный принцип для деятельности  ученического самоуправления выделяет  Н.И. Приходько - принцип конкретизации  коллективных творческих дел, который  позволяет включать школьников  в различные виды деятельности, что позволяет побывать им  и организатором, и исполнителем  одновременно и избежать эгоистического  стремления к первенству ради  личного превосходства.

Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Для достижения данных принципов необходимо реализовать ряд конкретных задач:

  • Предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и сознание;
  • Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и государство;
  • Воспитывать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям;
  • Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, государству, беречь и охранять природу;
  • Особое внимание следует уделять формированию у учащихся демократической культуры; обучать навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности.

Условия и организация работы в школе по развитию детского самоуправления

Органы школьного самоуправления, сформированные учащимися, принято называть органами ученического самоуправления.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.

Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление функционировало на всех 4 уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно так же учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она признана решать, а так же сложившиеся традиции, материальные и кадровые возможности.

Кадровые условия - возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления, а так же активистов ученического самоуправления.

Социально-педагогические условия:

- Опора в  работе с учащимися на ведущие  принципы деятельности, теорию воспитательного  коллектива и педагогической  диагностики; учет психологических  и возрастных особенностей и  возможностей учащихся, их индивидуальных  качеств; направленность деятельности  на реализацию потребностей и  интересов учащихся в школе;

- Включение  в работу с органами ученического  самоуправления по возможности  большего числа педагогов;

- Формирование  положительного отношения родителей  к работе органов ученического  самоуправления и привлечение  их к участию в их деятельности.

- Использование  в работе органов ученического  самоуправления традиций, ритуалов, соревнований, игры, форм коллективного, группового и индивидуального поощрения общественной активности школьников;

- Позиция сотрудничества  педагогов и учащихся в совместной  деятельности.

Психологические условия:

- Сплоченность школьных и первичных коллективов учащихся.

- Благоприятный психологический климат в школе, преобладающее мажорное настроение в нем;

- Формирование  и развитие «этических ориентиров  школьников»: добросовестного творческого  отношения к труду и общественной работе, стремления проявить в низ свои способности, лучшие качества; развитие собственных волевых качеств, умение владеть своим настроением, быть выдержанным и терпеливым; доброта, тактичность, чуткость т отзывчивость в отношениях с окружающими; умение ценить общественное мнение, правильно относиться к справедливым замечаниям и критике со стороны учителей, товарищей, родителей;

- Предоставление  каждому учащемуся такой роли  в органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям  и интересам, дает возможность для самореализации;

- Сближение  формальной и неформальной структур  первичных и школьного коллективов  за счет расширения системы  поручений в соответствии с  интересами.

- Развитие делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия, уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления;

- Выработка  целей, ценностей, определение единых  норм и принципов совместной  деятельности и взаимоотношений  всех участников самоуправленческой  деятельности;

- Психологически  обоснованная позиция и заинтересованность  педагогов в развитии ученического  самоуправления;

- Желательно  моральное и материальное поощрение  педагогов, детей, активно участвующих  в самоуправлении. Об их вкладе  в общее дело коллектива должны  знать все участники образовательного процесса.

Программно-методические условия:

- Развитие  ученического самоуправления невозможно  без серьезного программно-методического  обеспечения этого вида деятельности  на всех уровнях;

- Цели и  задачи программно-методических  документов должны отражать общую  стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления;

- Программы  обучения навыкам организации  самоуправления должны содержать  разные уровни сложности и  позволять педагогу найти оптимальный  вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. «…ученическое самоуправление в школе может развиваться не только за счет расширения его границ, включения в самоуправленческую деятельность новых и новых участников, но и за счет усложнения его задач». 

Важность и необходимость создания эффективного школьного самоуправления для педагогов понятна. Но точка зрения взрослых наставников может не совпадать с точкой зрения детей и их родителей на проблему школьного самоуправления. Для этого необходимо выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

  • представительское направление - участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления;
  • разрешение конфликтов - посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности;
  • информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета;
  • шефское направление - организация шефства старших над младшими;
  • внешние связи - организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом;
  • организаторское направление - поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников;
  • правозащитное направление - защита прав учеников в школе.

Информация о работе Особенности организации детского самоуправления