Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:30, доклад
Развитие детского и молодёжного самоуправления - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов (прежде всего, в лице школы, учреждений дополнительного образования), общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у детей и молодежи чувства ответственности за свою судьбу, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в коллективах.
Особенности организации детского самоуправления.
Развитие детского и молодёжного самоуправления - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов (прежде всего, в лице школы, учреждений дополнительного образования), общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у детей и молодежи чувства ответственности за свою судьбу, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в коллективах.
Самоуправление - это, по сути, сокращенное словосочетание «самостоятельное управление». Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления становится причиной и источником многочисленных, часто разноаспектных толкований и определений.
Принципы детского самоуправления. Функции детского самоуправления
Под принципами деятельности понимают те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления - содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления. Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами (В.Г. Афанасьев, М.К. Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко).
На основе разработок этих авторов можно сформулировать следующие социально-педагогические принципы школьного самоуправления с учетом важнейших оснований деятельности сразу трех субъектов школьной жизни (педагогов, учащихся и их родителей):
1) Принцип равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;
2) Принцип выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;
3) Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления.
Н.И. Приходько объясняет это тем, что «выборы в органы самоуправления должны рассматриваться не как поощрение за хорошую успеваемость, а как конкретная реализация доверия и ответственности, как школа подготовки к общественному самоуправлению»;
4) Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;
5) Принцип
демократичности. Предполагается вовлечение
в самоуправленческую
6) Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;
7) Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;
8) Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления;
9) Принцип объединения. Орган ученического самоуправления - это добровольное объединение учащихся с целью совместного решения вопросов по повышению качества учебной жизни. Объединение дает право принимать участие в управлении учебной жизнью города и использовать возможности органа для самореализации и развития;
10) Принцип
функционального
11) Принцип гуманности. Органы ученического самоуправления строят свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка;
12) Принцип
коллегиальности и
13) Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;
14) Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;
15) Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;
16) Принцип
системного взаимодействия. Структуры
ученического самоуправления, независимо
от их уровня системной
17) Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С. Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной;
18) Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления;
19) Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах;
20) Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагает обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И. Рожков: «Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятельности»;
21) Принцип социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и подчиняются главной;
22) Еще один
важный принцип для
Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.
Для достижения данных принципов необходимо реализовать ряд конкретных задач:
Условия и организация работы в школе по развитию детского самоуправления
Органы школьного самоуправления, сформированные учащимися, принято называть органами ученического самоуправления.
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.
Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление функционировало на всех 4 уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно так же учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она признана решать, а так же сложившиеся традиции, материальные и кадровые возможности.
Кадровые условия - возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления, а так же активистов ученического самоуправления.
Социально-педагогические условия:
- Опора в работе с учащимися на ведущие принципы деятельности, теорию воспитательного коллектива и педагогической диагностики; учет психологических и возрастных особенностей и возможностей учащихся, их индивидуальных качеств; направленность деятельности на реализацию потребностей и интересов учащихся в школе;
- Включение
в работу с органами
- Формирование
положительного отношения
- Использование в работе органов ученического самоуправления традиций, ритуалов, соревнований, игры, форм коллективного, группового и индивидуального поощрения общественной активности школьников;
- Позиция сотрудничества
педагогов и учащихся в
Психологические условия:
- Сплоченность школьных и
- Благоприятный психологический климат в школе, преобладающее мажорное настроение в нем;
- Формирование
и развитие «этических
- Предоставление
каждому учащемуся такой роли
в органах ученического
- Сближение
формальной и неформальной
- Развитие делового
- Выработка
целей, ценностей, определение единых
норм и принципов совместной
деятельности и
- Психологически
обоснованная позиция и
- Желательно
моральное и материальное
Программно-методические условия:
- Развитие
ученического самоуправления
- Цели и
задачи программно-
- Программы
обучения навыкам организации
самоуправления должны
Важность и необходимость создания эффективного школьного самоуправления для педагогов понятна. Но точка зрения взрослых наставников может не совпадать с точкой зрения детей и их родителей на проблему школьного самоуправления. Для этого необходимо выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:
Информация о работе Особенности организации детского самоуправления