Особенности преподавания информатики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время не только педагогов, но и школьников не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3


1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ………………………………………………4

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ………………………………10

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………….15

4. СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………….20

5. ИНАВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНВАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ……………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….29

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке  информатики с делением класса на две группы в кабинете информатики  школы в рамках одного урока.

При выборе школой формы  обучения информатике с использованием компьютерного кабинета (10-15 мест учащихся и рабочее место учителя) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя начальной школы и учителя информатики блоками по 15 минут. Бескомпьютерная часть урока информатики проводится учителем начальной школы в классе сначала для 1 группы в течение 15 минут, а затем для 2 группы. Компьютерная часть урока проводится учителем информатики сначала для 2-й группы в течение 15 минут, а затем соответственно для 1-й группы [10].

Занятия информатикой с  использованием компьютерного кабинета у младших школьников, возможно, проводить по расписанию любым уроком (1,2,3 или 4-м).

При использовании школьного  кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.

Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой  схеме: одно рабочее место учителя  и 10-12 ученических рабочих мест, а  также может использоваться 1 сервер для поддержки локальной школьной сети. Дополнительное оборудование: один принтер, выход в Интернет, локальная сеть, сканер, медиа-проектор [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сохранение  здоровья учащихся на уроках информатики в начальной школе

Современная действительность свидетельствует об ухудшении здоровья школьников. Одна из основных причин ухудшения здоровья учащихся, по мнению Л.Т. Гараевой, А.Л. Димовой, Л.Т. Долодаренко, заключается в отсутствии целенаправленной здоровьесберегающей деятельности на уроках и отсутствии у школьников мотивации к сохранению здоровья.

 Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику.  Работа за компьютером приводит к ухудшению зрению и гиподинамии. Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия. 

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

Во всех компьютеризированных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером - одна из самых  напряженных и утомительных. В  некоторых странах работа оператора  ЭВМ внесена в список 40 работ, наиболее вредных для здоровья. Наибольшая частота функциональных изменений в организме отмечается со стороны органов зрения, дыхания, костно-мышечной и нервно-психической систем. Отечественные и зарубежные исследования утверждают, что более 90% работающих за мониторами жалуются на утомляемость, боли в области затылка, шеи, слезотечение, жжение или боли в области глаз.

          Поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать еще, задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера. Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке ученика за компьютером, а также при проведении занятий по информатике, вообще.

          Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей [9]:

  1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)
  2. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
  3. Рациональная организация труда учителя и учеников.
  4. Создание комфортного психологического климата.
  5. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
  6. Чередование различных видов деятельности на уроке.
  7. Использование аудиовизуальных средств обучения.

Учеба – тяжелый, универсальный  труд, который должен быть организован  в оптимальном режиме сочетания  умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.

Отличительной особенностью уроков информатики является то, что кроме учебника, ручки и тетради при изучении этой дисциплины используется компьютер, который является как предметом изучения, так и средством обучения.

Т.к. компьютер используется часто на уроках информатики, то возникает  необходимость в минимизации  его негативного воздействия  на обучающихся в процессе изучения информатики. Для этого необходимо

[13] :

1) убрать системный  блок с рабочего стола;

2) принимать правильную  рабочую позу;

3) глаза от монитора  должны быть не менее 50 см;

4) не касаться руками  монитора;

5) не трогать провода  на рабочем компьютере;

6) убрать посторонние  предметы с рабочего стола..

Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером [11]?

В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.

Второй аспект: психологическое  состояние ребёнка и его физическое состояние (подразумевая усталость ребёнка на данный момент времени)

Часто, во время работы с учащимися, нужно использовать игровой, соревновательный момент и тогда, деятельность ученика, обретает хотя бы временную, но значимость. Ведь, вместо банального составления алгоритма, организовав урочные соревнования или олимпиадные задания, активность ребенка возрастет и ни о каком переутомлении не может быть и речи.

Такие формы работы с  учащимися помогают избежать однообразия  на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для  сохранения здоровья учащихся и эффективной  работы на уроке обязательно необходимо проводить динамические паузы, физминутки, минутки релаксации.

Физкультминутки - это  неотъемлемая часть здоровьесберегающих  технологий. В системе использую  физические упражнения, которые в  разное время получала на курсах или  находила в литературе.

          Например [12]:

На вдохе - ноги везде вместе, руки вверх и сильно прижимаем их к ушам, а затем на выдохе - резко опускаем руки вниз и др.

В начальной школе  на уроках информатики очень часто  в ходе физминуток используются разнообразные игры, такие как «Симметрия» . Эти упражнения содержат слова «вверх», «вниз», «влево», «вправо», «правая рука», «левая рука» и т.п. При изучении темы «Координатная сетка» ученикам предлагается игра «Найди по адресу»: учитель просит встать ученика, который, например, сидит на втором ряду за третьей партой, или на третьем ряду за четвертой партой и др.

Очень интересным для  ребят бывает такой способ проведения отдыха, когда ребенок выходит к доске, и, имитируя робота, выполняет несколько несложных движений (как бы задает программу), а задача учеников повторить их. Получается забавно, ведь не каждому удается все запомнить. В итоге, даже выполняя физические упражнения, эмоциональность урока повышается.

Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или  за компьютером  рекомендуется учащимся в течение всего урока, при  первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.

На уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, которые необходимо включать в физкультминутку при работе за компьютером, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения [12]:

  1. вертикальные движения глаз “вверх – вниз”;
  2. горизонтальные “вправо – влево”;
  3. вращение глазами по часовой стрелке и против;
  4. закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

Зарядка для глаз обязательно  имеет свое место перед и после  окончания работы за компьютером, причем она проводиться, не всегда стандартно: предлагается ребятам не только инструкции по снятию утомления глаз, но и стереограммы. Они, как известно, рекомендованы людям, много работающим за компьютером. С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз. Дети обожают определять изображение, спрятанное на рисунке. На уроке начинает присутствовать элемент соперничества, в котором зарядка для глаз не воспринимается как серьезный этап урока. В интернете количество стереограмм не ограничено, да и программ для их создания предостаточно [12].

Перед контрольной работой или зачетом предлагается ребятам на перемене (на доске или листке бумаги) рисовать, писать формулы, чертить схемы и т.д. Это позволяет заметно снять внутреннее напряжение перед контрольной работой.

Особенно важно применение компьютеров после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью можно использовать игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельных разных предлагаемых элементов.

Например, на уроке учащимся предлагается выполнить задание на скорость.

При закреплении изучаемого материала можно использовать всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал [11].

Например, для переключения видов деятельности можно использовать игры типа «Домино», «Собери картинку».

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать  зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Также предлагаю учащимся представлять стереометрические или виртуальные модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.

Стоит отметить и такой  вид гимнастики, как гимнастика для  рук.

Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Следовательно, возникает  необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, игры-минутки повторения и отдыха (Игра с «мячом» (мысленно представляем мяч), Игра в слова и др.). 

Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке.

Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка [9].

Второй прием – возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения [9].

Третий прием – “возбуждение умственного аппетита” к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются “очень трудные”, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех [9].

Четвертый прием – совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах” [9].

Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей  технологии процесс обучения будет более интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес детей к предмету.

Информация о работе Особенности преподавания информатики в начальной школе