Особенности проявления и необходимость учёта социокультурного мира ребёнка, подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши. Таким образом, подростковая субкультура призвана выполнять функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....…...….3

1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка, подростка………………………………….………4

2. Особенности проявления и необходимость учёта социокультурного мира ребёнка, подростка…...…………………………………………………………………….……..11
Заключение………………………………………………………….…....................................17
Список литературы……………………………………………………………........................18

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.соц.пед.docx

— 47.73 Кб (Скачать файл)

Оглавление 
 
Введение………………………………………………………………………………………....…...….3 
 
1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка, подростка………………………………….………4 
 
2. Особенности проявления и необходимость учёта социокультурного мира ребёнка, подростка…...…………………………………………………………………….……..11 

Заключение………………………………………………………….…....................................17 

Список литературы……………………………………………………………........................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

Введение

Перспективы развития культуры определяются духовным потенциалом молодого поколения. Общество, озабоченное своим будущим, одной  из важнейших своих задач видит  формирование культуры личности ребенка.

Подростковый  возраст – самый трудный и  сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода  происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает  все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши. Таким  образом, подростковая субкультура  призвана выполнять функции выбора и нахождения собственных норм поведения  и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Социологический подход в исследовании современной  культуры потребовал рассмотрение данной проблемы в единстве с закономерностями социальной действительности российского  общества. При этом подростковая возрастная группа рассматривается как особая субкультура современного общества, в которой выделяются ценностные предпочтения, склонности, своеобразный характер социализации, идентификации  в системе современной культуры. Глубокие изменения, происходящие в  обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе  образования, воспитания и социально-культурной деятельности.

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд сложных социальных проблем: распад семей, рост количества неблагополучных семей, снижение рождаемости, рост численности беспризорных детей, преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, падение нравственности. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, социальных учреждений и широкой общественности.

 

 

1. Истоки формирования понимания важности детской 
 
субкультуры и социокультурного мира ребенка. 
 
Одним из традиционно устойчивых заблуждений, господствовавших в педагогике до середины XVIII в., было сравнение ребенка с маленьким взрослым. Хотя представители гуманистического направления указывали на ошибочность такого положения. Так, например, Иоанн Златоуст писал, что высшее искусство воспитания состоит в том, чтобы вначале спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. Чтобы понять ребенка, надо его знать. Это была действительно гениальная мысль. Впоследствии Руссо в романе Эмиль, или о воспитании  писал: Детства не знают: при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем дальше идут, тем больше заблуждаются. Самые мудрые из нас гонятся за тем, что людям важно, — знать, не принимая в расчет того, в состоянии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, кем он бывает, прежде чем стать взрослым. И далее советовал: Прежде всего хорошо изучите ваших воспитанников, ибо вы решительно их не знаете. Действительно, в конце XVIII в. ребенка рассматривали как взрослого человека, только маленького роста. Таковыми можно видеть их и на рисунках, и в скульптурах того времени. 
 
Я не сомневаюсь, — писал Пирогов в статье «Быть и казаться», — что у ребенка есть свой мир, отличный от нашего. Он живет в собственном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. И если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законов нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определенные законы мира детей.  
 
А мы, взрослые, нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, насильственно врываясь в него, переносим ребенка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему наши сведения, наши понятия, наши взгляды, приобретенные вековыми усилиями уже взрослого человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая, что ребенок нас понимает, а сами не хотим понимать, что он понимает нас по-своему. В работе с детьми важно не переносить ребенка из его сферы в нашу, а самим переселиться в их духовный мир. 
 
В XX в. известный польский педагог-гуманист Януш Корчак (1878—1942) также обращает внимание на то, что мы недостаточно знаем мир детей. Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно  попросит указания и совета.  
 
Качественное социальное изменение человека на каждом этапе его возрастного развития составляет основу и суть процесса социализации. Она обусловливает своеобразие восприятия им окружающей среды и ориентирует на адекватное поведение, действия и поступки. 
 
Как ребенок воспринимает явления, так он на них и реагирует. Со временем эта реакция приобретает все более и более осознанный характер. Социальное изменение ребенка закономерно. На каждом возрастном этапе ребенок представляет то особенное, что определяет своеобразие его социального формирования, определенную субкультуру, играющую особую роль в этом процессе. 
 
Термин субкультура (от лат. sub — под... — приставка и культура) определяет культуру какой-либо социальной или демографической группы. Например, детская субкультура, национальная субкультура, профессиональная субкультура и пр. 
 
Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что создано человеческим обществом для детей, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых. 
 
Понятие детская субкультура предполагает, что для каждого возраста характерна своя культура, обусловленная тем, что может усвоить на этот период ребенок и что может стать социальным содержанием его развития как личности: позволяющим ему понимать явления объективной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в данной социальной среде. В каждый возрастной период она отличается своим языком, содержанием, своеобразием восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, что существенно влияет на действия и поступки ребенка в социуме. 
 
Субкультура отражается в детских играх, фольклоре, художественном творчестве, традициях. В зависимости от пола, особенностей психического развития и социализации детей у них наблюдаются своеобразные проявления субкультуры, выражающиеся в тайных языках и шифрах, шалостях, детской магии и т.д., например в играх, считалках, загадках, дразнилках у дошкольников и младших школьников; фольклорном репертуаре и детских традициях у детей 8— 13 лет; стремлениях к последней моде (супер), к участию и организации неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков и пр. 
 
Термин социокультура означает, что каждый ребенок в зависимости от возраста, с одной стороны, представляет собой определенную детскую субкультуру, с другой — конкретный результат культурного становления детской личности, обусловленный средой, социумом, в котором он жил и формировался. Она также определяет то индивидуальное, что сформировалось из этого ребенка на данном возрастном этапе, в данной социальной среде — реализованную социокультурную реальность.  
 
Поэтому в конкретном ребенке детская субкультура проявляется в его внутреннем социокультурном мире и реальном бытие. 
 
Социокультурный мир ребенка представляет собой его социально-педагогическую характеристику, определяющую своеобразие восприятия им окружающей действительности (среды жизнедеятельности), реагирования на нее и проявления в ней в процессе социального изменения его личности в соответствии с возрастом. Он характеризует типичные реакции, отношения и поведение в конкретном социуме. 
 
Выделяют типичный и индивидуальный социокультурный мир ребенка. 
 
Типичный — это социокультурный мир, характерный для определенного возраста. Он подчеркивает естественное в восприятии и реакциях ребенка на данном возрастном этапе. Выделяется он с учетом знания закономерностей возрастного и социального развития и воспитания детей. С его помощью можно оценить своеобразие социального развития ребенка данного возраста, его соответствие или несоответствие в развитии, приобретение социального опыта как личности. Другими словами, через типичный социокультурный мир можно определить ход социализации ребенка, его соответствие возрасту и уровню социального развития и воспитания. 
 
Индивидуальный социокультурный мир свидетельствует об особенностях социального развития и воспитания данного конкретного ребенка, его индивидуальном своеобразии. С его помощью можно оценить уровень соответствия или несоответствия, опережения или отставания процесса социализации на данном этапе. Каждый ребенок исключительно индивидуален, и в то же время он типичен в зависимости от его возраста, уровня социального развития и воспитания.  
 
    Основными социально-педагогическими качественными характеристиками социокультуры ребенка являются: 
 
• восприятие окружающей среды и реакция на нее; 
 
• речь; 
 
• душевное состояние и переживания; 
 
• самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения; 
 
• поведение, действия и поступки. 
 
Восприятие окружающей среды и реакция на нее. Восприятие ребенком меняется с возрастом. Оно зависит от его развития, социализации и социального обогащения. Именно психическое развитие ребенка обусловливает его интеллектуальное и социальное изменение, что, в свою очередь, влияет на развитие его психики. Особенности психического развития на различных возрастных этапах изучаются возрастной психологией. 
 
Речь. Дети имеют природную предрасположенность к овладению языком. В этом один из аспектов социальности человека. Характерно, отмечал известный отечественный психолог А.Р. Лурия (1902—1977), что близнецы способны формировать свой язык, позволяющий им общаться и понимать друг друга. Большое образовательное значение изучению родного языка придавал Ушинский, так как, усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. 
 
Речь по своей природе социальна: в ребенке заложена предрасположенность к овладению языком, но она развертывается в способность только при наличии социального фактора, своеобразие которого обусловливает соответствующую способность ребенка овладеть речью. 
 
Каждый язык является результатом многовековой духовной жизни конкретного народа, он представляет собой органическое сочетание народной мысли и чувства, вот почему в полной мере язык может быть усвоен лишь в той обстановке, среди того народа, где он выработался. Изучаемый же вне этой обстановки и потому усваиваемый поверхностно, он никогда не окажет надлежащего развивающего влияния. Знакомясь с первых дней с родным языком, ребенок изначально воспринимает духовную жизнь народа, соединяясь с ней. Именно поэтому Коменский и Ушинский рекомендовали начинать с овладения родным языком, а затем, после того как он хорошо усвоен и оказал свое благоприятное воздействие, приниматься за иностранный. Сам по себе иностранный язык, изучаемый ребенком в русской обстановке, отмечал Ушинский, никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какой оказал бы родной ему язык; никогда не проникнет так глубоко в его дух и тело, никогда не пустит таких глубоких, здоровых корней, обещающих богатое, обильное развитие его как личности. 
 
Языковая среда формирует социокультурный мир ребенка. Это можно наблюдать по языковому проявлению у детей. Существует выражение маленький старичок или маленький дед. Так называют ребенка, преимущественно воспитываемого пожилым человеком. Он перенимает очень многое: манеру поведения, язык, суждения и пр. Характерно, что учителя особенно младших классов легко узнают родителей своих воспитанников по манерам поведения, языку и другим проявлениям. 
 
Душевное состояние ребенка определяет его личную (субъективную) эмоциональную оценку своего внутреннего состояния и отношения к себе окружающих его людей. Эмоциональное реагирование ребенка отражает особенности его детской личности: реакцию на внутреннее комфортное состояние и дискомфорт, на отношение к себе окружающих, отношение к человеку, с которым он взаимодействует, оценку его действий и поступков, в какой степени они направлены на его безопасность и защиту, содействие ему и пр. По своей сути оно определяет социальное благополучие или неблагополучие ребенка и влияет на его реакцию, поведение и проявление. 
 
Душевные переживания ребенка — это его чувственное состояние в 
 
данной конкретной среде, отношение к близкому человеку, к добру и злу, правде и неправде; чувствительность к несправедливости. Они во многом формируют устойчивость, уравновешенность или раздражительность психики, капризность ребенка в отношениях и проявлениях. Душевные состояния и переживания детей тесно взаимосвязаны и характеризуют их своеобразие. 
 
Они естественным образом формируют такое явление, как детский страх, который является своего рода реакцией ребенка, отражающей его стремление к самосохранению. При определенных условиях страх может превратиться в патологию. Например, неожиданный, резкий и сильный звук, крик; длительное воздействие на психику ребенка факторов, существенно сказывающихся на чувстве его безопасности (частые рассказы о страшных историях, волшебных не по возрасту сказок; длительная, пугающая темнота и одиночество и пр.). 
 
Самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения ребенка. Образ жизни ребенка формирует в нем то индивидуальное, что определяет его Я, особенности самопроявления, отношения к явлениям окружающей его реальности, взаимодействия в типичных ситуациях среды жизнедеятельности. Все это находит выражение также в отношениях к самому себе, матери (отцу), бабушке (дедушке), старшим, младшим, к сверстникам и т.д. Эти отношения ребенка со временем могут меняться в зависимости от жизненных ситуаций, приобретаемого опыта социального поведения и самосовершенствования. Позиция Я личности также может со временем стать другой, но может и укрепляться вследствие жизненных обстоятельств. 
 
Поведение, действия, поступки. Это проявление собственно социокультурного мира ребенка. С возрастом они меняются, что-то переходит в привычки и становится характерной особенностью, что-то преодолевается (изживается). Данный факт исключительно важен в социальном формировании личности. Он диктует необходимость умения видеть своеобразие проявлений ребенка, понимать их субкультурный характер перспективы изменения, прогнозировать динамику и определять пути целесообразного педагогического влияния. Исключительно важно не забегать вперед (не требовать от ребенка того, что ему по возрасту, по уровню развития трудно понять) и не задерживаться (сохраняя в нем детские черты и тормозя социальное формирование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  проявления и необходимость учета

социокультурного  мира ребенка, подростка

Ребенок в развитии может  опережать сверстников, что находит  от-

ражение в его социокультурном мире. Сдерживать это развитие не

следует, стимулируя его  проявление с учетом индивидуальной пред-

расположенности. Важно позаботиться о среде, где бы он мог реали-

зовать себя, свою культуру. Он может и отставать в развитии. В этом

случае необходимо ускорить его формирование. Такая деятельность

исключительно индивидуальна и зависит от причин задержки лич-

ностного, средового и (или) воспитательного характера. В каждом

случае требуется свой подход к социокультурному развитию и воспи-

танию ребенка. К основным факторам, существенно влияющим на со-

циокультурный мир ребенка, относятся:

• ≪возрастная≫ (усвоенная) культура;

• родители, воспитатели, старшие, сверстники;

• среда жизнедеятельности, с которой непосредственно взаимо-

действует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр.;

• целенаправленная деятельность по стимулированию формиро-

вания и развития социокультурного мира ребенка;

• личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах

его интеллектуально-творческой деятельности.

≪Возрастная≫ (усвоенная) культура ребенка является результатом

воздействия детской субкультуры, традиции которой передаются из

поколения в поколение, среды, в которой жил и развивался ребенок,

и его воспитания..

Для каждого возраста имеет  место своеобразие в формировании и

проявлении субкультуры. Например, для подросткового возраста аме-

риканский психолог Г.Э. Эриксон выделил типичные конфликты в

формировании самосознания, характеризующие соответствующую

субкультуру, как результат  социального формирования личности:

1) временная перспектива  или расплывчатое чувство времени;

2) уверенность в себе  или застенчивость;

3) экспериментирование с  различными ролями или фиксация

одной роли;

4) ученичество или паралич  трудовой деятельности;

5) сексуальная поляризация  или бисексуальная ориентация;

6) отношения лидер/последователь  или неопределенность авто-

ритета;

7) идеологическая убежденность  или размытость системы цен-

ностей.

Родители, воспитатели, старшие, сверстники — это носители и

трансформаторы культуры, во взаимоотношениях с которыми проис-

ходит становление и развитие социокультурного мира ребенка. Взаи-

модействие ребенка с ребенком является важнейшим фактором (ис-

точником) для подражания и стимулирования его социального

развития. Матео Вежио (1406—1458), итальянский гуманист, писал,

что дети больше всего воспитываются  примерами, надо предохранить

их от дурных товарищей  и дурного общества. Народная мудрость гла-

сит: ≪с кем поведешься, от того и наберешься≫.

Общение, взаимоотношения  ребенка с другими людьми являются

естественной формой его  самопроявления. Начальное взаимодейст-

вие — ≪ребенок — родитель≫. Именно здесь в большей мере наблюда-

ется взаимосвязь культуры взрослого человека с социокультурным

миром ребенка. При этом в  отношениях с матерью создаются  наибо-

лее благоприятные условия  для социального развития, усвоения куль-

туры. Она выступает главным  защитником, опорой, удовлетворяет  все

потребности ребенка, что  и определяет его связь с ней  как с источни-

ком социокультуры. С возрастом он начинает выстраивать отношения

и с другими людьми, которые  вызывают его социальный интерес.

Приоритетом чаще всего пользуются дети, сверстники. В детской

среде быстрее формируются  общие интересы, достигается взаимопо-

нимание, проявляются увлечения. В дальнейшем интерес ребенка ко

взрослым чаще всего снижается. Это объясняется многими причина-

ми, и прежде всего нарушением взаимопонимания — ≪конфликт по-

колений≫, формированием извечной проблемы ≪отцы и дети≫. Одно-

временно усиливается  интерес и стремление к взаимодействию со

сверстниками, включение  в сообщества, что характерно для подрост-

ков и юношества.

Среда жизнедеятельности, с  которой непосредственно взаимодей-

ствует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр. Человек развива-

ется в определенной средовой обстановке. Среда — это своего рода

фон, на котором формируется  личность. Каждый фактор среды имеет

свои социально-педагогические возможности — это семья; квартира,

убранство квартиры; место  расположения квартиры, дома, в котором

живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с которыми взаимо-

действует ребенок, окружающие его, представляющие своего рода

пример старшего или сверстника, и многое другое. Социальная педа-

гогика изучает факторы среды, влияющие на социальное формирова-

ние личности, и исследует возможности целесообразного использова-

ния их, профилактирования их негативного влияния.

Целенаправленная деятельность по стимулированию формирова-

ния и развития социокультурного мира ребенка. Она может иметь и

(или) стихийный характер. Родители, которые уповают на  то, что все

дети вырастают, вырастут и их, в большей степени предпочитают сти-

хийное воспитание. По данным специальных исследований, долж-

на иметь место и целенаправленность в воспитании. Например, для

стимулирования развития речи у детей родителям рекомендуется

(Г. Крайг):

• показывать и передвигать  привлекательные, ярко окрашенные

предметы;

• размещать интересующие малыша предметы поблизости от него,

чтобы их можно было стукнуть, пнуть, схватить, изучить получше;

• разговаривать с ребенком, называть его по имени;

• обеспечить ребенка достаточным  количеством предметов для

хватания и манипулирования  ими;

• начинать играть с детьми в такие игры, как ≪ку-ку≫, ≪найди

спрятанное≫;

• организовать безопасное место для исследовательско-ориенти-

ровочной деятельности и обеспечить малыша набором привлекатель-

ных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать и т.д.;

• проговаривать свои действия (≪Я кладу мяч за спину, попробуй

достать его≫);

•пытаться постепенно усложнять  игры ≪найди спрятанное≫;

•играть с куклами и  др.;

•имитировать действия ребенка  и стимулировать его к подража-

нию;

•объяснять происходящее (≪Мяч закатился под стол, потому что

ты ударил по нему≫);

•играть с ребенком во время  купания, используя различные пла-

вающие игрушки, в которые можно наливать воду, сжимать их и т.д.;

•ставить вопросы и  давать ребенку время найти ответ  самому;

•обеспечивать ребенка игрушками  для его символических игр.

Основной задачей социально-педагогической деятельности взрос-

лых по отношению к детям выступает обеспечение педагогически це-

лесообразного взаимодействия с ними и стимулирование развития их

активности, инициативы, самодеятельности.

Личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах

его интеллектуально-творческой деятельности. Источником разви-

тия ребенка выступает его природная активность. В зависимости от

возраста она может  проявляться в общении, деятельности, отноше-

ниях.

Особое место в формировании социокультурного мира ребенка

принадлежит игре, которая  является основной формой жизнедеятель-

ности. Детские игры представляют собой один из видов социальной

деятельности детского организма, средство развития ребенка как лич-

ности и способ его самовыражения. Сама по себе игра — это и цель, и

действие, и наслаждение. В социально-педагогическом плане, в дет-

ских играх интегративно заложены в доступной форме социальные

нормы и требования, национальный характер народа. Они отражают

многовековой опыт проявления и развития душевных и физических

сил ребенка, сформированный в той этнической среде, в которой  он

Информация о работе Особенности проявления и необходимость учёта социокультурного мира ребёнка, подростка