Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:39, контрольная работа
Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши. Таким образом, подростковая субкультура призвана выполнять функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.
Введение………………………………………………………………………………………....…...….3
1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка, подростка………………………………….………4
2. Особенности проявления и необходимость учёта социокультурного мира ребёнка, подростка…...…………………………………………………………………….……..11
Заключение………………………………………………………….…....................................17
Список литературы……………………………………………………………........................18
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Истоки формирования понимания важности
детской субкультуры и социокультурного
мира ребенка, подростка………………………………….………4
2. Особенности проявления и необходимость
учёта социокультурного мира ребёнка,
подростка…...……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Перспективы развития культуры определяются духовным потенциалом молодого поколения. Общество, озабоченное своим будущим, одной из важнейших своих задач видит формирование культуры личности ребенка.
Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши. Таким образом, подростковая субкультура призвана выполнять функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.
Социологический
подход в исследовании современной
культуры потребовал рассмотрение данной
проблемы в единстве с закономерностями
социальной действительности российского
общества. При этом подростковая возрастная
группа рассматривается как особая
субкультура современного общества,
в которой выделяются ценностные
предпочтения, склонности, своеобразный
характер социализации, идентификации
в системе современной
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд сложных социальных проблем: распад семей, рост количества неблагополучных семей, снижение рождаемости, рост численности беспризорных детей, преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, падение нравственности. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, социальных учреждений и широкой общественности.
1. Истоки формирования понимания важности
детской
субкультуры и социокультурного мира
ребенка.
Одним из традиционно устойчивых заблуждений,
господствовавших в педагогике до середины
XVIII в., было сравнение ребенка с маленьким
взрослым. Хотя представители гуманистического
направления указывали на ошибочность
такого положения. Так, например, Иоанн
Златоуст писал, что высшее искусство
воспитания состоит в том, чтобы вначале
спуститься до понимания воспитываемого,
а потом уже возвышать его. Чтобы понять
ребенка, надо его знать. Это была действительно
гениальная мысль. Впоследствии Руссо
в романе Эмиль, или о воспитании писал:
Детства не знают: при тех ложных понятиях,
которые имеются о нем, чем дальше идут,
тем больше заблуждаются. Самые мудрые
из нас гонятся за тем, что людям важно,
— знать, не принимая в расчет того, в состоянии
ли дети научиться этому. Они постоянно
ищут в ребенке взрослого, не думая о том,
кем он бывает, прежде чем стать взрослым.
И далее советовал: Прежде всего хорошо
изучите ваших воспитанников, ибо вы решительно
их не знаете. Действительно, в конце XVIII
в. ребенка рассматривали как взрослого
человека, только маленького роста. Таковыми
можно видеть их и на рисунках, и в скульптурах
того времени.
Я не сомневаюсь, — писал Пирогов в статье
«Быть и казаться», — что у ребенка есть
свой мир, отличный от нашего. Он живет
в собственном мире, созданном его духом,
и действует, следуя законам этого мира.
И если дети не имеют ни силы, ни способов
нарушать законов нашей жизни, то и мы
не имеем права безнаказанно и произвольно
ниспровергать столь же определенные
законы мира детей.
А мы, взрослые, нарушаем беспрестанно
гармонию детского мира. Мы, насильственно
врываясь в него, переносим ребенка на
каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим
внушить ему наши сведения, наши понятия,
наши взгляды, приобретенные вековыми
усилиями уже взрослого человека. Мы от
души восхищаемся нашими успехами, полагая,
что ребенок нас понимает, а сами не хотим
понимать, что он понимает нас по-своему.
В работе с детьми важно не переносить
ребенка из его сферы в нашу, а самим переселиться
в их духовный мир.
В XX в. известный польский педагог-гуманист
Януш Корчак (1878—1942) также обращает внимание
на то, что мы недостаточно знаем мир детей.
Ребенок — иностранец, он не понимает
языка, не знает направления улиц, не знает
законов и обычаев. Порой предпочитает
осмотреться сам; трудно попросит указания
и совета.
Качественное социальное изменение человека
на каждом этапе его возрастного развития
составляет основу и суть процесса социализации.
Она обусловливает своеобразие восприятия
им окружающей среды и ориентирует на
адекватное поведение, действия и поступки.
Как ребенок воспринимает явления, так
он на них и реагирует. Со временем эта
реакция приобретает все более и более
осознанный характер. Социальное изменение
ребенка закономерно. На каждом возрастном
этапе ребенок представляет то особенное,
что определяет своеобразие его социального
формирования, определенную субкультуру,
играющую особую роль в этом процессе.
Термин субкультура
(от лат. sub — под... — приставка и культура)
определяет культуру какой-либо социальной
или демографической группы. Например,
детская субкультура, национальная субкультура,
профессиональная субкультура и пр.
Детская субкультура в широком смысле
представляет все то, что создано человеческим
обществом для детей, в более узком — смысловое
пространство ценностей, установок, способов
деятельности и форм общения, осуществляемых
в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической
социальной ситуации развития. В общечеловеческой
культуре детская субкультура занимает
подчиненное место и вместе с тем обладает
относительной автономией, поскольку
в любом обществе дети имеют свой собственный
язык, различные формы взаимодействия,
свои моральные регуляторы поведения,
весьма устойчивые для каждого возрастного
уровня и развивающиеся в значительной
степени независимо от взрослых.
Понятие детская субкультура предполагает,
что для каждого возраста характерна своя
культура, обусловленная тем, что может
усвоить на этот период ребенок и что может
стать социальным содержанием его развития
как личности: позволяющим ему понимать
явления объективной действительности,
реагировать на них и адекватно проявлять
себя в данной социальной среде. В каждый
возрастной период она отличается своим
языком, содержанием, своеобразием восприятия
явлений окружающей среды, мышления и
поведения, что существенно влияет на
действия и поступки ребенка в социуме.
Субкультура отражается в детских играх,
фольклоре, художественном творчестве,
традициях. В зависимости от пола, особенностей
психического развития и социализации
детей у них наблюдаются своеобразные
проявления субкультуры, выражающиеся
в тайных языках и шифрах, шалостях, детской
магии и т.д., например в играх, считалках,
загадках, дразнилках у дошкольников и
младших школьников; фольклорном репертуаре
и детских традициях у детей 8— 13 лет; стремлениях
к последней моде (супер), к участию и организации
неформальных групп, принятию разнообразных
правил поведения и общения у подростков
и пр.
Термин социокультура
означает, что каждый ребенок в зависимости
от возраста, с одной стороны, представляет
собой определенную детскую субкультуру,
с другой — конкретный результат культурного
становления детской личности, обусловленный
средой, социумом, в котором он жил и формировался.
Она также определяет то индивидуальное,
что сформировалось из этого ребенка на
данном возрастном этапе, в данной социальной
среде — реализованную социокультурную
реальность.
Поэтому в конкретном ребенке детская
субкультура проявляется в его внутреннем
социокультурном мире и реальном бытие.
Социокультурный
мир ребенка представляет
собой его социально-педагогическую характеристику,
определяющую своеобразие восприятия
им окружающей действительности (среды
жизнедеятельности), реагирования на нее
и проявления в ней в процессе социального
изменения его личности в соответствии
с возрастом. Он характеризует типичные
реакции, отношения и поведение в конкретном
социуме.
Выделяют типичный и индивидуальный социокультурный
мир ребенка.
Типичный — это
социокультурный мир, характерный для
определенного возраста. Он подчеркивает
естественное в восприятии и реакциях
ребенка на данном возрастном этапе. Выделяется
он с учетом знания закономерностей возрастного
и социального развития и воспитания детей.
С его помощью можно оценить своеобразие
социального развития ребенка данного
возраста, его соответствие или несоответствие
в развитии, приобретение социального
опыта как личности. Другими словами, через
типичный социокультурный мир можно определить
ход социализации ребенка, его соответствие
возрасту и уровню социального развития
и воспитания.
Индивидуальный социокультурный
мир свидетельствует
об особенностях социального развития
и воспитания данного конкретного ребенка,
его индивидуальном своеобразии. С его
помощью можно оценить уровень соответствия
или несоответствия, опережения или отставания
процесса социализации на данном этапе.
Каждый ребенок исключительно индивидуален,
и в то же время он типичен в зависимости
от его возраста, уровня социального развития
и воспитания.
Основными социально-педагогическими
качественными характеристиками социокультуры
ребенка являются:
• восприятие окружающей среды и реакция
на нее;
• речь;
• душевное состояние и переживания;
• самопроявление (проявление Я личности),
отношения и взаимоотношения;
• поведение, действия и поступки.
Восприятие окружающей
среды и реакция на нее. Восприятие
ребенком меняется с возрастом. Оно зависит
от его развития, социализации и социального
обогащения. Именно психическое развитие
ребенка обусловливает его интеллектуальное
и социальное изменение, что, в свою очередь,
влияет на развитие его психики. Особенности
психического развития на различных возрастных
этапах изучаются возрастной психологией.
Речь. Дети имеют природную
предрасположенность к овладению языком.
В этом один из аспектов социальности
человека. Характерно, отмечал известный
отечественный психолог А.Р. Лурия (1902—1977),
что близнецы способны формировать свой
язык, позволяющий им общаться и понимать
друг друга. Большое образовательное значение
изучению родного языка придавал Ушинский,
так как, усваивая родной язык, ребенок
усваивает не одни только слова, их сложения
и видоизменения, но бесконечное множество
понятий, воззрений на предметы, множество
мыслей, чувств, художественных образов,
логику и философию языка, и усваивает
легко и скоро, в два-три года, столько,
что и половины того не может усвоить в
20 лет прилежного и методического учения.
Речь по своей природе социальна: в ребенке
заложена предрасположенность к овладению
языком, но она развертывается в способность
только при наличии социального фактора,
своеобразие которого обусловливает соответствующую
способность ребенка овладеть речью.
Каждый язык является результатом многовековой
духовной жизни конкретного народа, он
представляет собой органическое сочетание
народной мысли и чувства, вот почему в
полной мере язык может быть усвоен лишь
в той обстановке, среди того народа, где
он выработался. Изучаемый же вне этой
обстановки и потому усваиваемый поверхностно,
он никогда не окажет надлежащего развивающего
влияния. Знакомясь с первых дней с родным
языком, ребенок изначально воспринимает
духовную жизнь народа, соединяясь с ней.
Именно поэтому Коменский и Ушинский рекомендовали
начинать с овладения родным языком, а
затем, после того как он хорошо усвоен
и оказал свое благоприятное воздействие,
приниматься за иностранный. Сам по себе
иностранный язык, изучаемый ребенком
в русской обстановке, отмечал Ушинский,
никогда не окажет такого сильного влияния
на его духовное развитие, какой оказал
бы родной ему язык; никогда не проникнет
так глубоко в его дух и тело, никогда не
пустит таких глубоких, здоровых корней,
обещающих богатое, обильное развитие
его как личности.
Языковая среда формирует социокультурный
мир ребенка. Это можно наблюдать по языковому
проявлению у детей. Существует выражение
маленький старичок или маленький дед.
Так называют ребенка, преимущественно
воспитываемого пожилым человеком. Он
перенимает очень многое: манеру поведения,
язык, суждения и пр. Характерно, что учителя
особенно младших классов легко узнают
родителей своих воспитанников по манерам
поведения, языку и другим проявлениям.
Душевное состояние ребенка определяет
его личную (субъективную) эмоциональную
оценку своего внутреннего состояния
и отношения к себе окружающих его людей.
Эмоциональное реагирование ребенка отражает
особенности его детской личности: реакцию
на внутреннее комфортное состояние и
дискомфорт, на отношение к себе окружающих,
отношение к человеку, с которым он взаимодействует,
оценку его действий и поступков, в какой
степени они направлены на его безопасность
и защиту, содействие ему и пр. По своей
сути оно определяет социальное благополучие
или неблагополучие ребенка и влияет на
его реакцию, поведение и проявление.
Душевные переживания
ребенка — это его чувственное
состояние в
данной конкретной среде, отношение к
близкому человеку, к добру и злу, правде
и неправде; чувствительность к несправедливости.
Они во многом формируют устойчивость,
уравновешенность или раздражительность
психики, капризность ребенка в отношениях
и проявлениях. Душевные состояния и переживания
детей тесно взаимосвязаны и характеризуют
их своеобразие.
Они естественным образом формируют такое
явление, как детский страх, который является
своего рода реакцией ребенка, отражающей
его стремление к самосохранению. При
определенных условиях страх может превратиться
в патологию. Например, неожиданный, резкий
и сильный звук, крик; длительное воздействие
на психику ребенка факторов, существенно
сказывающихся на чувстве его безопасности
(частые рассказы о страшных историях,
волшебных не по возрасту сказок; длительная,
пугающая темнота и одиночество и пр.).
Самопроявление (проявление
Я личности), отношения и взаимоотношения
ребенка. Образ жизни
ребенка формирует в нем то индивидуальное,
что определяет его Я, особенности самопроявления, отношения к
явлениям окружающей его реальности, взаимодействия
в типичных ситуациях среды жизнедеятельности.
Все это находит выражение также в отношениях
к самому себе, матери (отцу), бабушке (дедушке),
старшим, младшим, к сверстникам и т.д.
Эти отношения ребенка со временем могут
меняться в зависимости от жизненных ситуаций,
приобретаемого опыта социального поведения
и самосовершенствования. Позиция Я личности
также может со временем стать другой,
но может и укрепляться вследствие жизненных
обстоятельств.
Поведение, действия,
поступки. Это проявление
собственно социокультурного мира ребенка.
С возрастом они меняются, что-то переходит
в привычки и становится характерной особенностью,
что-то преодолевается (изживается). Данный
факт исключительно важен в социальном
формировании личности. Он диктует необходимость
умения видеть своеобразие проявлений
ребенка, понимать их субкультурный характер
перспективы изменения, прогнозировать
динамику и определять пути целесообразного
педагогического влияния. Исключительно
важно не забегать вперед (не требовать
от ребенка того, что ему по возрасту, по
уровню развития трудно понять) и не задерживаться
(сохраняя в нем детские черты и тормозя
социальное формирование).
2. Особенности
проявления и необходимость
социокультурного мира ребенка, подростка
Ребенок в развитии может опережать сверстников, что находит от-
ражение в его социокультурном мире. Сдерживать это развитие не
следует, стимулируя его проявление с учетом индивидуальной пред-
расположенности. Важно позаботиться о среде, где бы он мог реали-
зовать себя, свою культуру. Он может и отставать в развитии. В этом
случае необходимо ускорить его формирование. Такая деятельность
исключительно индивидуальна и зависит от причин задержки лич-
ностного, средового и (или) воспитательного характера. В каждом
случае требуется свой подход к социокультурному развитию и воспи-
танию ребенка. К основным факторам, существенно влияющим на со-
циокультурный мир ребенка, относятся:
• ≪возрастная≫ (усвоенная) культура;
• родители, воспитатели, старшие, сверстники;
• среда жизнедеятельности,
с которой непосредственно
действует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр.;
• целенаправленная деятельность по стимулированию формиро-
вания и развития социокультурного мира ребенка;
• личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах
его интеллектуально-творческой деятельности.
≪Возрастная≫ (усвоенная) культура ребенка является результатом
воздействия детской субкультуры, традиции которой передаются из
поколения в поколение, среды, в которой жил и развивался ребенок,
и его воспитания..
Для каждого возраста имеет
место своеобразие в
проявлении субкультуры. Например, для подросткового возраста аме-
риканский психолог Г.Э. Эриксон выделил типичные конфликты в
формировании самосознания,
характеризующие
субкультуру, как результат социального формирования личности:
1) временная перспектива
или расплывчатое чувство
2) уверенность в себе или застенчивость;
3) экспериментирование с различными ролями или фиксация
одной роли;
4) ученичество или паралич трудовой деятельности;
5) сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;
6) отношения лидер/последователь или неопределенность авто-
ритета;
7) идеологическая убежденность или размытость системы цен-
ностей.
Родители, воспитатели, старшие, сверстники — это носители и
трансформаторы культуры, во взаимоотношениях с которыми проис-
ходит становление и развитие социокультурного мира ребенка. Взаи-
модействие ребенка с ребенком является важнейшим фактором (ис-
точником) для подражания и стимулирования его социального
развития. Матео Вежио (1406—1458), итальянский гуманист, писал,
что дети больше всего воспитываются примерами, надо предохранить
их от дурных товарищей и дурного общества. Народная мудрость гла-
сит: ≪с кем поведешься, от того и наберешься≫.
Общение, взаимоотношения ребенка с другими людьми являются
естественной формой его самопроявления. Начальное взаимодейст-
вие — ≪ребенок — родитель≫. Именно здесь в большей мере наблюда-
ется взаимосвязь культуры взрослого человека с социокультурным
миром ребенка. При этом в отношениях с матерью создаются наибо-
лее благоприятные условия для социального развития, усвоения куль-
туры. Она выступает главным защитником, опорой, удовлетворяет все
потребности ребенка, что и определяет его связь с ней как с источни-
ком социокультуры. С возрастом он начинает выстраивать отношения
и с другими людьми, которые вызывают его социальный интерес.
Приоритетом чаще всего пользуются дети, сверстники. В детской
среде быстрее формируются общие интересы, достигается взаимопо-
нимание, проявляются увлечения. В дальнейшем интерес ребенка ко
взрослым чаще всего снижается.
Это объясняется многими
ми, и прежде всего нарушением взаимопонимания — ≪конфликт по-
колений≫, формированием извечной проблемы ≪отцы и дети≫. Одно-
временно усиливается интерес и стремление к взаимодействию со
сверстниками, включение в сообщества, что характерно для подрост-
ков и юношества.
Среда жизнедеятельности, с
которой непосредственно
ствует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр. Человек развива-
ется в определенной средовой обстановке. Среда — это своего рода
фон, на котором формируется личность. Каждый фактор среды имеет
свои социально-педагогические возможности — это семья; квартира,
убранство квартиры; место расположения квартиры, дома, в котором
живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с которыми взаимо-
действует ребенок, окружающие его, представляющие своего рода
пример старшего или сверстника, и многое другое. Социальная педа-
гогика изучает факторы среды, влияющие на социальное формирова-
ние личности, и исследует возможности целесообразного использова-
ния их, профилактирования их негативного влияния.
Целенаправленная деятельность по стимулированию формирова-
ния и развития социокультурного мира ребенка. Она может иметь и
(или) стихийный характер. Родители, которые уповают на то, что все
дети вырастают, вырастут и их, в большей степени предпочитают сти-
хийное воспитание. По данным специальных исследований, долж-
на иметь место и целенаправленность в воспитании. Например, для
стимулирования развития
речи у детей родителям
(Г. Крайг):
• показывать и передвигать привлекательные, ярко окрашенные
предметы;
• размещать интересующие малыша предметы поблизости от него,
чтобы их можно было стукнуть, пнуть, схватить, изучить получше;
• разговаривать с ребенком, называть его по имени;
• обеспечить ребенка достаточным количеством предметов для
хватания и манипулирования ими;
• начинать играть с детьми в такие игры, как ≪ку-ку≫, ≪найди
спрятанное≫;
• организовать безопасное
место для исследовательско-
ровочной деятельности и обеспечить малыша набором привлекатель-
ных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать и т.д.;
• проговаривать свои действия (≪Я кладу мяч за спину, попробуй
достать его≫);
•пытаться постепенно усложнять игры ≪найди спрятанное≫;
•играть с куклами и др.;
•имитировать действия ребенка и стимулировать его к подража-
нию;
•объяснять происходящее (≪Мяч закатился под стол, потому что
ты ударил по нему≫);
•играть с ребенком во время купания, используя различные пла-
вающие игрушки, в которые можно наливать воду, сжимать их и т.д.;
•ставить вопросы и давать ребенку время найти ответ самому;
•обеспечивать ребенка игрушками для его символических игр.
Основной задачей социально-
лых по отношению к детям выступает обеспечение педагогически це-
лесообразного взаимодействия с ними и стимулирование развития их
активности, инициативы, самодеятельности.
Личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах
его интеллектуально-творческой деятельности. Источником разви-
тия ребенка выступает его природная активность. В зависимости от
возраста она может проявляться в общении, деятельности, отноше-
ниях.
Особое место в формировании социокультурного мира ребенка
принадлежит игре, которая является основной формой жизнедеятель-
ности. Детские игры представляют собой один из видов социальной
деятельности детского организма, средство развития ребенка как лич-
ности и способ его самовыражения. Сама по себе игра — это и цель, и
действие, и наслаждение. В социально-педагогическом плане, в дет-
ских играх интегративно заложены в доступной форме социальные
нормы и требования, национальный характер народа. Они отражают
многовековой опыт проявления и развития душевных и физических
сил ребенка, сформированный в той этнической среде, в которой он