Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 18:05, статья
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.
В силу разных причин дети имеют неодинаковый темп психического развития, поэтому подходят к возрасту поступления в школу с разным багажом жизненного опыта и психических способностей. Между тем школа предъявляет ко всем ученикам объективные, примерно одинаковые требования, зафиксированные в программах обучения, учебниках, методиках преподавания и т. д.
Особенности психологической готовности к школе детей с задержкой психического развития
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.
В силу разных причин дети имеют неодинаковый темп психического развития, поэтому подходят к возрасту поступления в школу с разным багажом жизненного опыта и психических способностей. Между тем школа предъявляет ко всем ученикам объективные, примерно одинаковые требования, зафиксированные в программах обучения, учебниках, методиках преподавания и т. д. Если есть соответствие психических возможностей ребенка предъявляемым в обучении требованиям, то говорят о его психологической готовности к школе. Если же такого соответствия нет, то обучение в школе может стать затруднительным, неэффективным, требовать слишком большого напряжения от самого ребенка, его родителей, педагогов.
Так как психологическая
Дети с задержкой
Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Все эти особенности детей с задержкой психического развития приводят к тому, что оказываемая им в общеобразовательной школе индивидуальная помощь в большинстве случаев не ведет к преодолению отставания в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал и фактически выпадают из учебного процесса.
Анализ данных Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, Л.В. Яссман позволяет сделать вывод о том, что дети с задержкой психического развития к началу школьного обучения не достигают оптимального уровня интеллектуально-эмоционального развития. У всех старших дошкольников с задержкой психического развития не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы: слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей; в связи, с чем дети с задержкой психического развития с большим трудом овладевают письмом, чтением, математическими представлениями. Формирование большинства психических функций замедленно, изменено. Задержка психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка к его возрасту.
Дети с задержкой психического развития не готовы к началу школьного обучения по объёму знаний и навыков. Они испытывают трудности в обучении, которые усугубляются ослабленным состоянием нервной системы - у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспособность.
У.В. Ульенкова разработала
специальные диагностические
1-й уровень.
Ребенок принимает активное
2-й уровень.
Задания выполняются с помощью
взрослого, не сформированы
3-й уровень.
Значительное отставание от
4-й уровень. Психологически выражает еще более значительное отставание детей от оптимальных возрастных показателей. Содержание заданий недоступно.
5-й уровень.
Ребенок улавливает из
Психологическая готовность к школе является многокомпонентным образованием,которая включает множество аспектов: интеллектуальная, мотивационная, личностная, волевая, социально-психологическая, речевая готовность. От уровня их сформированности зависит успешность ребенка в учебной деятельности.
В нашем исследовании мы изучали уровень личностной и интеллектуальной готовности к школе 6-летних и 7-летних детей с задержкой психического развития.
Данное исследование мы проводили на базе: УО «Детский сад №64». Нами было обследовано 6 детей (мальчиков), имеющих диагноз - задержка психического развития.
В исследовании мы использовали 2 методики: методику исследования мотивов учения М.Р. Гинзбурга и методику определения школьной зрелости Я. Йирасека. Наше исследование проводилось только в индивидуальной форме. Перед началом индивидуального обследования устанавливался с ребенком эмоциональный контакт, создавалась доверительная, комфортная для ребенка атмосфера общения. Сначала с ребенком проводилась методика исследования мотивов учения М.Р. Гинзбурга, после чего проводилась методика определения школьной зрелости Я. Йирасека. Такой порядок проведения позволял ребенку сохранить положительный настрой при проведении всей программы обследования.
Данное исследование позволило нам выявить следующие особенности психологической готовности к школе у детей с задержкой психического развития: большинство испытуемых имеют низкий уровень мотивации к учению, причем ведущими мотивами к учению у этих детей являются игровой и мотив отметки. Учебный мотив же не присутствует ни у одного из испытуемых. Так же мы выявили, что дети с задержкой психического развития имеют средний и низкий уровень общей осведомленности. У многих из них не сформированы временные представления, не развиты такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, классификация.
В процессе обследования мы также отметили, что у данных детей снижен познавательный интерес, наблюдается низкая работоспособность и высокая отвлекаемость.
Список литературы
16. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развтия/У. В. Ульенкова. – М.,1990
21. Яссман, Л. В. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с ЗПР/Л. В. Яссман. – М.,1976
Ульенкова, У. В.К проблеме дифференцированной подготовки дошкольников к школе/У. В. Ульенкова // Дошкольное воспитание. – 1987. – №2.
Ульенкова, У. В. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей /У. В.Ульенкова//Дошкольное воспитание. – 1989. – №3.
6. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе/Н. И. Гуткина. – Питер,2004