Особенности психофизиологического развития детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 04:05, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата-является анализ психофизиологического развития в младшем возрасте.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть психофизиологическое развитие в раннем детстве.
3. Проанализировать причины кризиса трёх лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ 4
1.1 Развитие ощущений и восприятия 4
1.2 Игра как фактор развития 7
1.3 Роль труда в развитии восприятия 8
1.4 Особенности детского восприятия 11
1.5 Развитие памяти 12
1.6 Развитие речи 14
1.6.1 Развитие понимание речи 18
1.6.2 Развитие собственной активной речи ребёнка 20
1.6.3 Развитие способности к выполнению речевых инструкций 25
1.7 Развитие мышления 29
1.8 Теория Гальперина: 5 этапов формирования умственных действий 34
1.9 Развитие представления и воображения 36
1.10 Развитие внимания 38
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 39
2.1 Развитие эмпатии 41
2.2 Формирование личности в раннем детстве 42
ГЛАВА IIIКРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности психофизиологического развития детей раннего возраста.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Кризис 3 лет — это граница между ранним и дошкольным возрастом, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда — со сверстниками).

Л.С. Выготский  описывает 7 характеристик кризиса 3 лет [7]:

1)негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;

2)упрямство— ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

3)строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;

4)своеволие — проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;

5) протест-бунт— ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;

6)симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;

7)деспотизм—ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.

Л.С. Выготский приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис 3 лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию, где взрослые «обсуждают детей», но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей так же хотелось пойти, как и раньше, до своего отказа, и оставшись одна, она горько плакала.

Поведение ребенка  определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Конечно, негативизм — кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Ребенок стремится  настоять на своих желаниях и недоволен  всем, что ему предлагают и делают другие. «Да ну!» — самая распространенная реакция в таких случаях.Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Интересная  характеристика кризиса 3 лет, которая  будет присуща всем последующим  переходным периодам, — обесценивание. Обесценивается в глазах ребенка то, что раньше было привычно, интересно и дорого, например, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п.Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма, личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития [4].

В раннем возрасте ребенок строит свое действие посредством уподобления действию-образцу взрослого. К трем годам, когда ребенок овладевает речью, ему открывается его действие как таковое, а не только как вплетенное в ситуацию совместной деятельности со взрослым. И возникают «личное действие» и «я сам».

Исследование  симптомов кризиса позволяет Т.В. Гуськовой ввести представление о поведенческом корреляте центрального новообразования кризиса трех лет — «гордости за достижение». В этом определении «сняты» те характеристики, которые дает, в частности, Д.Б. Эльконин (личное действие), однако они расширены и существенно обогащены фактическим материалом.

Итак из вышесказанного следует, что к трем годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момёнт ситуаций, у него возникают личное действие, система «я сам» (Д.Б. Эльконин), «гордость за достижение» (Т.В. Гуськова), «система Я» (Л.И. Божович).А.Н. Леонтьев, определявший личность как особое сверхчувственное качество, как иерархию мотивов, особое значение уделяет первым признакам кризиса трех лет — характерному «Я сам!».

К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей («мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, милиционера), как носитель образцов действий и социальных отношений (руководства и подчинения, заботы и агрессии). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценней' игры.в содержание своего собственного действия.

У детей начинают формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают  нуждаться в опеке со стороны  взрослых и стремиться сами сделать выбор. Ребёнок познаёт различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трёхлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребёнка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной работы выступал анализ психофизиолоческого развития в младшем возрасте. Были реализованы следующие задачи: 
1. Провести анализ литературы по данной тематике. 
2. Рассмотреть психофизиологическое развитие в раннем детстве. 
3.Рассмотрины и проанализированы причины кризиса трёх лет.

Подводя итоги и формулируя выводы, необходимо отметить, что в дошкольном возрасте происходит дальнейшее бурное развитие всех познавательных психических процессов. На первых этапах этого возрастного периода преобладает развитие психических процессов, связанных с приобретением индивидом чувственного опыта. К этой категории психических познавательных процессов относятся ощущение и восприятие. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов: произвольной памяти, речи, мышлении и др.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает как процесс развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне).

Развитие произвольной памяти протекает на фоне феномена амнезии детства, который свидетельствует о том, что на рубеже 3-4 лет происходит переход от младенческой к взрослой организации памяти. Развивается наглядно-действенное мышление. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мухина, В.С. Возрастная психология.- М., 2002.
  2. Мухина, В.С. Детская психология. - М., 2000.
  3. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 1989.
  4. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология.- М., 2005.
  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности// Избр. Психол. Труды.- М., 1995.
  6. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.- М., 2004.
  7. Выготский, Л.С. Раннее детство. Кризис трех лет // Собр.соч.: В 6т.- М., 1984.
  8. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология// Конспект лекций.- Ростов н/Д., 2008.- 251с.
  9. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов.- М., 2000.
  10. Евтушенко, И.Н. Педагогика раннего возраста: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей .- Ч., 2010.- 304с.
  11. Психология развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.http://psychlib.ru/mgppu/Epr-001/EPr-001.htm
  12. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. –– 368 с.

http://www.pedlib.ru/Books/3/0024/3_0024-177.shtml

  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Редактор В.Колбановский; Е.Этингоф.- М. 1934.

http://psychlib.ru/mgppu/vmr-1934/vmr-001.htm

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Классификация элементов

Классификационные признаки

Тип

Тяжесть

Характер течения

Стадии

1.Функциональные нарушения  центральной   и   вегетативной  нервной системы (отклонения в  поведении        и        соматовегетативные

отклонения)

2.Снижение   резистентности (повторные острые заболевания и      соматовегетативные отклонения)

3.Смешанный (отклонения  в поведении,  повторные острые  заболевания и соматовегетатив-ные  отклонения

1.Легкая:

незначительные отклонения в поведении, отсутствие   острых   заболеваний   или редкие  (без  осложнений),  отсутствие соматовегетативных отклонений

2.Средней тяжести:

выраженные отклонения в поведении, но не требующие медикаментозной коррекции, частые острые заболевания без осложнений. Небольшие соматовегетативные отклонения

3.Тяжелая:

выраженные отклонения в поведении, требующие медикаментозной коррекции, консультации у психоневролога, частые острые заболевания с осложнениями, выраженные соматовегетативные отклонения                                     

1.Острое - до 32

дней

2.Подострое - 32-

120 дней

3.Рецидивирующее (в течение года отмечаются      периоды   улучшения, чередующиеся      с возобновлением .: прежней клинической симптоматики)

1.Стадия выраженных клинических проявлений (острый период)

2.Стадия обратного развития симптомов З.Стадия адаптирован-ности


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Показатели  нервно-психического развития детей  второго года жизни

ЛИНИЯ

ПОКАЗАТЕЛИ

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ

1 год  3 месяца

Сенсорное развитие (С)

Играя, различает 2 разных по величине предмета (например, 2 куба)

Перед ребенком выкладывается  малый куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2- 3 раза. Взрослый не помогает

Общие движения (О)

Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется)

Взрослый наблюдает  за ребенком во время игры - выполняет  ли он указанные действия

Игра

(И)

Умеет воспроизводить в  игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамидку и др.)

Перед ребенком усаживается  кукла, ставится тарелочка -предлагается покормить куклу. Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при этом малыш должен воспроизвести постройку «дома», «машины» (взрослый может показать). Нанизывает на стержень 4-5 колец. Ребенок должен выполнить все 3 действия

Речь

активная (РА)

Лепечет, использует облегченные слова (машина -«би-би», собака «ав-ав»)

Взрослый наблюдает  за ребенком во время игры, движений, выявляя, лепечет ли он или использует облегченные слова

Речь понимаемая (РП)

Значительно увеличивается запас понимаемых слов и словосочетаний

По просьбе  взрослого ребенок находит 3-4 игрушки, предметы обуви, одежды. Выполняет действия по словосочетаниям («покорми куклу», «положи спать»). По слову ориентируется в комнате («Где кроватка?», «Где мы моем ручки?» и т.п.). Выполняет задания

Навыки (Н)

Самостоятельно  ест густую пищу ложкой

Во время  кормления малыш должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи может съесть с помощью взрослого

1 год  6 месяцев

Сенсорное развитие (С)

Из предметов  разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику - кубик)

Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы: 3 кирпичика, 3 куба, 3 шарика, 3 призмы. Скатывает шарик с желобка и предлагает малышу найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом. Ребенок выполняет оба задания

Общие движения (О)

Движения более  координированные, перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу)

Предлагается, перешагивание через палку или  брусочки, лежащие на полу, приставным шагом. Взрослый может показать, как  это сделать

Игра (И)

Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни  действия (причесывает куклу, умывает и т.д.)

Воспитатель раскладывает перед ребенком предметы: куклу и расческу, куклу и носовой платок и говорит: «Кукла не причесана», «У куклы грязный нос». Ребенок причесывает куклу и вытирает ей нос.

Речь активная

(РА)

В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы

Из мешочка  или коробочки показываются предметы (кукла, зайчик,, петушок, котенок) и спрашивается: «Кто там?» или «Кто это?» Ребенок называет предметы облегченно или правильно («ляля», «кукла»)

Речь понимаемая (РП)

Находит по слову  среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине

Перед ребенком раскладываются предметы в следующей  последовательности: собачка черная, кошка черная, собачка белая, кукла. Взрослый предлагает найти ту или иную собачку. Затем меняет их местами и спрашивает: «Где белая собачка?»

Навыки (Н)

Самостоятельно  ест жидкую пищу ложкой

Во время  кормления ребенок съедает 3/4 ложки  жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке)

1 год  9 месяцев

Сенсорное развитие (С)

Играя, различает  три разных по величине предмета (например, три куба)

Взрослый достает  кубы один за другим, ставит их вразнобой, после чего предлагает собрать. Ребенок собирает кубы соответственно величине (1 - 10 см; 2-7 см; 3-4 см)

Общие движения (О)

Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20 см

Он должен пройти по доске указанного размера без  помощи взрослого (может при помощи взрослого)

Игра (И)

Строит «ворота», «скамейку», «домик»

Взрослый предлагает малышу построить «ворота», при этом может один раз показать (ставит два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально)

Речь активная (РА)

Пользуется  двухсловными предложениями

Взрослый коротко  наблюдает, как ребенок во время игры и различных режимных моментов сопровождает свои действия двухсловным предложением. Например: «Кукла спать»

Речь понимаемая (РП

Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок

Предлагается  рассмотреть одну за другой 4 картинки с изображением знакомых сюжетов. Например: мальчик поит лошадку, дети умываются. Спрашивают: «Кто на картинке?», «Что делает?» Ребенок может ответить одним словом

Навыки (Н)

Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого

Во время раздевания он снимает ботинки (развязанные), туфли, (расстегнутые), носки. Взрослый может немного помочь

2 года

Сенсорное развитие (С)

По предлагаемому  образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета

Перед малышом  раскладываются варежки (носочки) трех цветов в следующем порядке: красная, синяя, зеленая, синяя, красная, зеленая, синяя. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета

Общие движения (О)

Перешагивает  препятствия, чередуя шаг

На расстоянии 20 см на полу раскладываются 2-4 брусочка, через которые он перешагивает чередующимся шагом. Взрослый может показать, как это сделать

Игра (И)

В игре воспроизводит  ряд логически связанных действий. Например, куклу купает и вытирает

Раскладываются  игрушки: кукла-голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. Говорят: «Кукла грязная». Ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый ничего не показывает

Речь

активная (РА)

Пользуется 2-3-словными предложениями при общении со взрослыми

Во время игры, режимных процессов ребенок должен обращаться к взрослому с речью (3-словными предложениями)

Речь понимаемая (РП)

Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ему по опыту (данный показатель проверяется в семье)

Взрослый коротко  рассказывает о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После чего задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает словом или коротким предложением

Навыки (Н)

Умеет частично надевать одежду с небольшой помощью взрослого

Вовремя одевания взрослый смотрит, может ли малыш сам надевать шапку, ботинки, носки. При этом можно немного помочь

2 года 6 месяцев

Сенсорное развитие (С)

Подбирает по образцу  разнообразные предметы четырёх цветов (красный, синий, желтый, зеленый)

Материал: 4-цветные  карты (12x9 см), 8 цветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы (знакомые): красные карандаши, красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты разного цвета, показывает предметы, чередуя их. Спрашивает, на какую карту положить предмет. Ребенок подбирает по два предмета каждого цвета

Общие движения (О)

Приставным  шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики) на расстоянии 20 см

Материал: три  кубика. Взрослый раскладывает на полу три кубика на расстоянии 20 см друг от друга и предлагает ребенку перешагивать. Ребенок приставным шагом должен перешагивать через три кубика

Игра (И)

В игре действует  взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет). Выполняет 2-3 действия

Материал: разные сюжетные игрушки для игры в «доктора, парикмахера». Воспитатель предлагает игрушки в неподсказывающей ситуации. Ребенок выполняет 2-3 связанных между собой действия

Речь

активная (РА)

Строит предложение  из трех и более слов

Взрослый непринужденно  беседует с ребенком на любую близкую ему тему. В речи малыш употребляет хотя бы один раз предложение из более чем трех слов

Навыки (Н)

Самостоятельно  одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки

Во время  одевания после сна или при  сборе на прогулку ребенок самостоятельно надевает рубашку, штаны, шапку, пальто

3 года

Сенсорное развитие (С)

Называет   4   основных цвета

Материал: 8 цветных  предметов по 2 каждого цвета, но разной формы. Например: красный мяч, красный флажок и т.д.

Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает, какого они цвета. Ребенок называет каждый цвет хотя бы один раз

Общие движения (О)

Переступает         через препятствия высотой 10-15 см чередующимся шагом

Материал: кубики или другие предметы (высотой 10-15 см). Взрослый расставляет предметы и предлагает ребенку перешагнуть через препятствия

Игра (И)

В игре исполняет  роль. Например, играя с куклой, говорит «мама», «доктор»

Материал: разнообразные  сюжетные игрушки. Взрослый наблюдает  за игрой ребенка, исполняющего сюжетную роль, которую он сопровождает словом

Речь

активная (РА)

Употребляет сложные  предложения

Взрослый наблюдает  за ребенком во время деятельности или беседы с ним. Тот хотя бы раз  в своей речи употребляет сложное предложение

Навыки (Н)

Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки

Во время  одевания после сна или при  сборе на прогулку малыш самостоятельно одевается и с помощью взрослого  застегивает пуговицы и завязывает шнурки




 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Качественно-количественная оценка психического развития детей  первого, второго и третьего года жизни

Группы нервно-психического развития

I

II

III

IV

V

1.  Дети с  опережением в развитии: на 2 эпикризных срока - высокое развитие на 1 эпикризный срок ускоренное развитие

 

2. Дети с  опережением в развитии:дисгармоничное развитие

Часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть выше на 2 эпикризных срока

 

 

 

3. Дети с  нормальнымразвитием

Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок

 

 

 

 

 

1. Дети с равномерной задержкой:

I степень: задержка 1-2 показателей;

II степень: задержка 2-3 показателей;

III степень: задержка 5-7 показателей;

 

 

 

2. Дети с  атипичным негармоничным развитием

Часть показателей выше, часть - ниже на 1 эпикризный срок

Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока

 

 

 

 

1. Дети с  равномерной задержкой:

I степень: задержка 1-2 показателей;

II степень: задержка 2-3 показателей;

III степень: задержка 5-7 показателей;

 

2. Дети с  атипичным дисгармоничным развитием

Часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть ниже на 2 эпикризных срока

Дети с задержкой  в развитии на 3 эпикризных срока

 

 

 

 

1. Дети с  равномерной задержкой:

I степень: задержка 1-2 показателей;

II степень: задержка 2-3 показателей;

III степень: задержка 5-7 показателей;

 

2. Дети с  атипичным дисгармоничным развитием

Часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть ниже на 2 эпикризных срока, часть ниже на 3 эпикризных срока

Дети с задержкой  в развитии на 4 эпикризных срока

 

 

 

 

1. Дети с  равномерной задержкой:

I степень: задержка 1-2 показателей;

II степень: задержка 2-3 показателей;

III степень: задержка 5-7 показателей;

 

2. Дети с  атипичным дисгармоничным развитием

Часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть ниже на 2 эпикризных срока, часть ниже на 3 эпикризных срока, часть ниже на 4 эпикризных срока

Информация о работе Особенности психофизиологического развития детей раннего возраста