Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:09, доклад
Большая проблема педагогов - межличностные отношения детей. Межличностные отношения - это важнейший компонент воспитательной системы школы. Задача социального педагога - знать психологическую атмосферу класса, держать под контролем детей, испытывающих трудности в общении. Это осуществляется через диагностику, через наблюдение, через беседы с классными руководителями и детьми. Важно, владея этой ситуацией, в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения этой проблемы. Итак, можно сказать: школа - это живой организм, в котором не существует автономно ни один орган.
Особенности работы социального педагога в школе
Голяненко Ю. Б.
Набережночелнинский институт социально педагогических технологий и ресурсов
Набережные Челны, Россия
Features of work of a social pedagogue at school
Golyanenko Yu. B.
Chelny Institute for social pedagogical technologies and resources
Naberezhnye Chelny, Russia
Введение
Появление должности социального педагога образовательного учреждения в России было обусловлено значительными изменениями в экономической, политической и социальной жизни страны, которые углубили существующие и обозначили новые проблемы воспитания, развития и социального формирования подрастающего поколения. Профессиональная деятельность социального педагога - это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Объектом деятельности социального педагога, прежде всего, является ребенок в микросоциальном мире, а предметом - процесс социального воспитания в нем. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе.
Главная задача социального педагога - помочь ребенку выразить себя, свои желания, свои эмоции, обрести себя как уникальную личность. Обрести личностную гармонию, которая одновременно является следствием и причиной нравственной свободы человека, обеспечивает ему полноту жизни и деятельности, постоянный творческий поиск.
Каким образом решается эта задача? Все начинается с диагностики, с составления социальных паспортов классов. На их основе составляется социальный паспорт школы, который позволяет определить: образовательный статус родителей (а это необходимо для планирования работы с родителями), статус семьи (ведь подходы в воспитательной работе зависят и от процентного соотношения полных и неполных семей). Совместно с классными руководителями определяется, кто из детей заслуживает большего внимания. На детей “группы риска” ведется социальная карта (в нее входят: характеристика, акт обследования семьи учащегося, четвертные оценки учащегося; пропуски учащегося за каждый месяц с объяснением причин пропуска; данные о работе с обучающимся и семьей; результаты обязательно проводящихся социально-педагогической службой диагностик, анкетирования, тестирования; рекомендации по работе с подростком классному руководителю, учителям; социальная карта семьи учащегося; могут быть вложены докладные, объяснительные и др. документы, свидетельствующие о проводимой индивидуально-профилактической работе с учащимися).
Бытует мнение: дети “группы риска” - это “трудные дети”. Но это не совсем так. Особого внимания и заботы социального педагога требуют дети, которые имеют определенные социальные проблемы: слабое здоровье, проблемы в межличностном общении, низкую успеваемость, трудные социальные условия, сложные отношения между членами семьи и т.д. Ведь при определенном стечении обстоятельств эти проблемы могут обостриться и ребенок не всегда может справиться с ними. Вот тогда он становится “трудным”. Чтобы этого не произошло, социальный педагог ведет с этими детьми активную работу. Так для работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, подключают учителей-предметников, которые работают над развитием познавательной сферы, формируют учебную мотивацию, помогают ребенку справиться с трудностями и проблемами в обучении во внеурочной деятельности и определиться в интересах. Помочь ребенку найти себя, компенсировать социальное неблагополучие интересным делом, обрести новых друзей и единомышленников - это главный успех в работе социального педагога. Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, в которой он может развивать свои интересы и способности - может быть это тоже поможет ему выйти из “группы риска”. С некоторыми детьми проводится индивидуальная работа по развитию эмоциональной сферы, формированию культуры чувств, т.е. умению подавлять негативные эмоции положительными, моральными, этическими, интеллектуальными чувствами.
Большая проблема педагогов - межличностные отношения детей. Межличностные отношения - это важнейший компонент воспитательной системы школы. Задача социального педагога - знать психологическую атмосферу класса, держать под контролем детей, испытывающих трудности в общении. Это осуществляется через диагностику, через наблюдение, через беседы с классными руководителями и детьми. Важно, владея этой ситуацией, в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения этой проблемы. Итак, можно сказать: школа - это живой организм, в котором не существует автономно ни один орган. Поэтому социальная работа одно из важнейших направлений в работе образовательного учреждения.
Структура профессиональной деятельности
Любая деятельность
имеет свою структуру, которая обуславливает
взаимосвязь и
Любая деятельность
осуществляется в направлении от
субъекта к объекту, хотя объект является
главным, определяющим содержанием
деятельности. Объектом деятельности
социального педагога является социально-педагогический
процесс как целенаправленная последовательность
действий, обеспечивающая оптимальное
достижение цели (Л.Н.Маркина, В.А.Никитин).
Очевидно, что ведущим субъектом
социально-педагогической деятельности
является социальный педагог, но без
активного участия самого ребенка
в социально-педагогическом процессе,
эффективное социально-
Направления деятельности социального педагога
Цель деятельности социального педагога:
· создание
благоприятных условий для
· оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
· Защита
ребенка в его жизненном
· по согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.
Направления деятельности |
Содержание |
|
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов |
- проведение социальной |
|
Социально-педагогическая защита прав ребенка |
- выявление и поддержка |
|
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося |
- раннее выявление |
|
Социально-педагогическое консультирование |
- организация и проведение |
|
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация |
- раннее выявление и |
|
Содействие созданию педагогически
ориентированной среды для |
сосредоточение внимания педагогов
школы на проблемах и потребностях
учащихся, учителей, родителей при
планировании и организации учебно- |
|
Поддержка социальной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности) |
- забота о больных, инвалидах
и бедных; - благотворительные мероприятия
для сверстников и пожилых
людей; - работа в службах социальной
защиты; - благоустройство города, микрорайона,
двора; охрана природы и |
|
Организационно-методическая деятельность |
- анализ и обобщение опыта |
|
Функции деятельности социального педагога
Социальный
педагог выполняет большой
1. Образовательно-воспитательная,
т.е. обеспечение
2. Диагностическая,
т.е. постановка "социального диагноза",
для чего проводится изучение
личностных особенностей и
3. Организаторская,
т.е. организация общественно-
4. Прогностическая
и экспертная, т.е. участие в
программировании, прогнозировании,
проектировании процесса
5. Организационно-
6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.
Социальный
педагог востребован в
Заключение
Социальный педагог – это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно в сфере, окружающей личность – общаться с семьей, трудиться на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т. д.
Вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в социальной среде.
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФБГОУ ВПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИМ. З.Т.ШАРАФУТДИНОВА
Особенности работы социального педагога в школе
Выполнила:
Студентка факультета
Педагогики и психологии
Группы №013, курса 4
Голяненко Ю.
Руководитель:
Гараева Л. Х.
Набережные Челны, 2013
Информация о работе Особенности работы социального педагога в школе