Особенности работы социального педагога в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:09, доклад

Краткое описание

Большая проблема педагогов - межличностные отношения детей. Межличностные отношения - это важнейший компонент воспитательной системы школы. Задача социального педагога - знать психологическую атмосферу класса, держать под контролем детей, испытывающих трудности в общении. Это осуществляется через диагностику, через наблюдение, через беседы с классными руководителями и детьми. Важно, владея этой ситуацией, в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения этой проблемы. Итак, можно сказать: школа - это живой организм, в котором не существует автономно ни один орган.

Вложенные файлы: 1 файл

особенности работы социального педагога в школе.docx

— 25.71 Кб (Скачать файл)

Особенности работы социального педагога в школе

Голяненко Ю. Б.

Набережночелнинский институт социально педагогических технологий и ресурсов

Набережные Челны, Россия

Features of work of a social pedagogue at school

Golyanenko Yu. B.

Chelny Institute for social pedagogical technologies and resources

Naberezhnye Chelny, Russia

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Появление должности социального педагога образовательного учреждения в России было обусловлено значительными  изменениями в экономической, политической и социальной жизни страны, которые  углубили существующие и обозначили новые проблемы воспитания, развития и социального формирования подрастающего  поколения. Профессиональная деятельность социального педагога - это последовательная работа по социальному воспитанию детей  и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Объектом деятельности социального  педагога, прежде всего, является ребенок  в микросоциальном мире, а предметом - процесс социального воспитания в нем. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания  в обществе.

Главная задача социального педагога - помочь ребенку выразить себя, свои желания, свои эмоции, обрести себя как уникальную личность. Обрести личностную гармонию, которая одновременно является следствием и причиной нравственной свободы  человека, обеспечивает ему полноту  жизни и деятельности, постоянный творческий поиск.

Каким образом  решается эта задача? Все начинается с диагностики, с составления  социальных паспортов классов. На их основе составляется социальный паспорт  школы, который позволяет определить: образовательный статус родителей (а это необходимо для планирования работы с родителями), статус семьи (ведь подходы в воспитательной работе зависят и от процентного соотношения  полных и неполных семей). Совместно  с классными руководителями определяется, кто из детей заслуживает большего внимания. На детей “группы риска” ведется социальная карта (в нее входят: характеристика, акт обследования семьи учащегося, четвертные оценки учащегося; пропуски учащегося за каждый месяц с объяснением причин пропуска; данные о работе с обучающимся и семьей; результаты обязательно проводящихся социально-педагогической службой диагностик, анкетирования, тестирования; рекомендации по работе с подростком классному руководителю, учителям; социальная карта семьи учащегося; могут быть вложены докладные, объяснительные и др. документы, свидетельствующие о проводимой индивидуально-профилактической работе с учащимися).

Бытует  мнение: дети “группы риска” - это  “трудные дети”. Но это не совсем так. Особого внимания и заботы социального  педагога требуют дети, которые имеют  определенные социальные проблемы: слабое здоровье, проблемы в межличностном  общении, низкую успеваемость, трудные  социальные условия, сложные отношения  между членами семьи и т.д. Ведь при определенном стечении обстоятельств  эти проблемы могут обостриться и ребенок не всегда может справиться с ними. Вот тогда он становится “трудным”. Чтобы этого не произошло, социальный педагог ведет с этими детьми активную работу. Так для работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, подключают учителей-предметников, которые работают над развитием познавательной сферы, формируют учебную мотивацию, помогают ребенку справиться с трудностями и проблемами в обучении во внеурочной деятельности и определиться в интересах. Помочь ребенку найти себя, компенсировать социальное неблагополучие интересным делом, обрести новых друзей и единомышленников - это главный успех в работе социального педагога. Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, в которой он может развивать свои интересы и способности - может быть это тоже поможет ему выйти из “группы риска”. С некоторыми детьми проводится индивидуальная работа по развитию эмоциональной сферы, формированию культуры чувств, т.е. умению подавлять негативные эмоции положительными, моральными, этическими, интеллектуальными чувствами.

Большая проблема педагогов - межличностные  отношения детей. Межличностные  отношения - это важнейший компонент воспитательной системы школы. Задача социального педагога - знать психологическую атмосферу класса, держать под контролем детей, испытывающих трудности в общении. Это осуществляется через диагностику, через наблюдение, через беседы с классными руководителями и детьми. Важно, владея этой ситуацией, в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения этой проблемы. Итак, можно сказать: школа - это живой организм, в котором не существует автономно ни один орган. Поэтому социальная работа одно из важнейших направлений в работе образовательного учреждения.

Структура профессиональной деятельности

Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает  взаимосвязь и взаимообусловленность  элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель). Схематично указанные компоненты могут быть представлены следующим образом:

Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержанием  деятельности. Объектом деятельности социального педагога является социально-педагогический процесс как целенаправленная последовательность действий, обеспечивающая оптимальное  достижение цели (Л.Н.Маркина, В.А.Никитин). Очевидно, что ведущим субъектом  социально-педагогической деятельности является социальный педагог, но без  активного участия самого ребенка  в социально-педагогическом процессе, эффективное социально-педагогическое взаимодействие - не возможно. Целью  деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений  в семье, школе, ближайшем окружении  и других социумах. Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью  которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности социального педагога обуславливает и многообразие ее средств.

Направления деятельности социального  педагога

Цель  деятельности социального педагога:

· создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

· оказание ребенку комплексной помощи в  саморазвитии и самореализации в  процессе восприятия мира и адаптации  в нем;

· Защита ребенка в его жизненном пространстве.

· по согласованию с администрацией, ввиду имеющихся  проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать  свою деятельность в необходимых  направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемые ниже таблицы  отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.

 

Направления деятельности

Содержание

 

Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

- проведение социальной паспортизации  классов, учебного учреждения, микрорайона; - изучение и анализ культурно-бытовых  отношений в семьях учащихся; - изучение и анализ морально-психологического  фона учебного учреждения с  целью выявления его воздействия  на личность ученика и разработка  мер по его оптимизации; - определение  центров социально-культурного влияния  на учащихся в микрорайоне  школы с целью изучения их  воспитательного потенциала и  организации взаимодействия; - социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

 

Социально-педагогическая защита прав ребенка

- выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке,  попечительстве; - защита прав и  интересов учащихся (обращение особого  внимания на оказавшихся в  трудной жизненной ситуации) в  различных инстанциях (педсовет, Совет  по профилактике правонарушений  и преступлений, Комиссия по делам  несовершеннолетних, суд, прокуратура  и т. д.); - защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

 

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося

- раннее выявление неблагополучных  семей; - создание банка данных  по неполным семьям, семьям, имеющим  детей с особенностями психофизического  развития, опекунским семьям, семьям  с приемными детьми и т. д.; - пропаганда здорового образа  жизни в семье как необходимого  условия успешной социализации  детей и подростков; - психолого-педагогическое  просвещение с целью создания  оптимальных условий для взаимопонимания  в семье; - духовно-ценностное просвещение; - содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; - организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.

 

Социально-педагогическое консультирование

- организация и проведение индивидуальных  консультаций для учащихся, оказавшихся  в трудных жизненных ситуациях; - консультирование и специализированная  помощь учащимся в профессиональном  определении; - консультирование родителей,  педагогов, классных руководителей  по разрешению социально-педагогических  проблем и др.

 

Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация

- раннее выявление и предупреждение  фактов отклоняющегося поведения  учащихся; - обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее -ИДН)); - организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»; - способствование пропаганде здорового образа жизни; - повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; - организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.).

 

Содействие созданию педагогически  ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка

сосредоточение внимания педагогов  школы на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при  планировании и организации учебно-воспитательного  процесса, социально-педагогической деятельности; - развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и  родителями

 

Поддержка социальной деятельности детей  и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности)

- забота о больных, инвалидах  и бедных; - благотворительные мероприятия  для сверстников и пожилых  людей; - работа в службах социальной  защиты; - благоустройство города, микрорайона,  двора; охрана природы и памятников  культуры; - проведение игр и творческих  занятий с младшими школьниками; - другое, все, что способствует  личностному и профессиональному  самоопределению подростка, приобщает  его к общечеловеческим ценностям.

 

Организационно-методическая деятельность

- анализ и обобщение опыта социально-педагогической  деятельности; - участие в методических  секциях, семинарах, практикумах,  конференциях различного уровня  по социально-педагогическим проблемам, - накопление банка данных по  методикам работы на основе  изучения методической литературы, специальных изданий по социальной  педагогике, достижений науки и  практики, а также результатов  проведенных социально-педагогических  исследований.

 
     

Функции деятельности социального  педагога

Социальный  педагог выполняет большой объем  работы. Его клиентами являются как  ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие  функции:

1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного  педагогического влияния на поведение  и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры  и спорта, средства массовой информации.

2. Диагностическая,  т.е. постановка "социального диагноза", для чего проводится изучение  личностных особенностей и социально-бытовых  условий жизни детей, семьи,  социального окружения; выявление  позитивных и негативных влияний  и различного рода проблем.

3. Организаторская,  т.е. организация общественно-ценной  деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении  задач социально-педагогической  помощи, поддержки воспитания и  развития реализации планов и  программ.

4. Прогностическая  и экспертная, т.е. участие в  программировании, прогнозировании,  проектировании процесса социального  развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

Социальный  педагог востребован в различных  сферах образовательной, воспитательной, социальной деятельности – это полиция(33%), школы(25%), детские дома(18%), приюты(12%), детские сады(8%) и другие социальные учреждения(4%).

 

Заключение

Социальный  педагог – это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно в сфере, окружающей личность – общаться с семьей, трудиться на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т. д.

Вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и  здоровья, установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в социальной среде.

                                           

 

Список  литературы

  1. http://xreferat.ru/71/575-1-social-naya-rabota-v-shkole.html
  2. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00128450_0.html

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФБГОУ ВПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИМ. З.Т.ШАРАФУТДИНОВА

 

 

 

 

 

Особенности работы социального педагога в школе

 

 

Выполнила:

Студентка факультета

Педагогики  и психологии

Группы №013, курса 4

Голяненко Ю.

Руководитель:

Гараева Л. Х.

 

 

 

 

Набережные  Челны, 2013


Информация о работе Особенности работы социального педагога в школе