Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:00, реферат

Краткое описание

В современной науке нет единого определения понятия «семья». Наиболее часто о семье говорят, как о ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. Семью называют специфической малой социально-психологической группой, тем самым подчеркивая, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание её членов, общее домашнее хозяйство.

Вложенные файлы: 1 файл

1.1.docx

— 18.83 Кб (Скачать файл)

В современной науке нет единого определения понятия «семья». Наиболее часто о семье говорят, как о ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. Семью называют специфической малой социально-психологической группой, тем самым подчеркивая, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание её членов, общее домашнее хозяйство.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают.

А.И. Антонов определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства-родства, и тем самым осуществляет воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

С социально-психологической точки зрения многодетные семьи – это семьи, где детей так много, что они мешают оптимальному общению ее членов, функционированию семьи как малой группы, это семьи где пять и более детей. Могут существовать и другие критерии многодетности, например, обеспечение оптимальных возможностей для ребенка, стабильное развитие отношений между супругами.

Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Кроме того, отмечается негативное, и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям.

Существующие проблемы таких семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны общества. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения.

Положением многодетных семей, их проблемы в современных условиях изучали многие исследователи, в том числе проблемами оказания социальной помощи многодетным семьям занимались такие авторы, как Г.И. Осадчая, Н.Н. Зырянова - исследования психологических особенностей социализацией детей из многодетных семей; Е.Ф. Альчидеева, А.Б. Синельников, А.И. Антонов, Т.А. Бодрова - положением многодетных семей в обществе и занимающихся исследованием психологические особенности подростков из многодетных семей; Г.Н. Дмитриев, Е.А. Караева - разработкой форм и методов работы с многодетной семьей; А.И. Антонов и В. М Медков - исследованиями социальных проблем многодетной семьи; Л.Ф. Обухова, О.А. Масраева, Г. Шеляг - изучением образа жизни сельской семьи; Ф.Н. Навил - развитием личности ребенка в многодетной семье; А.М. Попов изучал работу специалистов по социальной работе с многодетной семьей; Т.А. Бодрова, Н.А. Рыбакова - социальную работу с многодетной семьей; Д. Турбалев, О. Павленко занимались изучением оказания социальной помощи со стороны государства семьям, имеющим детей; Н.В. Панкратьева исследовала экономическое положение многодетных семей. А также Е.В. Бреева, В.А. Борисов, Т.А. Гурко, С.В. Дармодехин, О.Н. Дудченко, В.В. Елизаров, В.И. Золотухина, О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, Г.А. Новокшонова и другие.

Внимание к многодетным семьям в настоящее время объясняется тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса они занимают одно из первых мест среди других травмированных категорий (Т.В. Шеляг, Н.В. Панкратьева, Г.П. Добрунова, А.В. Полудницын и др.).

 О.Е. Лебедев в своих  исследованиях выделяет следующие  виды многодетных семей:

Выделяют три категории семей подобного рода:

1. Сознательная многодетность.

В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

2. Рождение общего ребенка  при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

Эти две категории вполне благополучны.

Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

3. Неблагополучные многодетные  семьи.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.

В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

Таким образом, многодетные семьи – это семьи, ( неполные семьи), имеющие в своем составе трёх и более детей (в том числе усыновлённых, находящихся под опекой (попечительством) в возрасте до 18 лет.

Могут существовать и другие критерии многодетности, например, обеспечение оптимальных возможностей для ребенка, стабильное развитие отношений между супругами.

Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Кроме того, отмечается негативное, и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям.


Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ