Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 07:47, курсовая работа
Проблема внимания – одна из сложных проблем в психологии. В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Внимание рядом авторов трактуется как сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание) т.е. как фактор, который способствует только избирательному протеканию приема и переработки различной информации.
Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Характеристика внимания: функции, виды…………………………..7
Внимание и его влияние на успеваемость младших школьников….23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВНИМАНИЯ УСПЕВАЮЩИХ И НЕУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностические методики по изучению развития внимания у успевающих и неуспевающих младших школьников………………………44
2.2 Сравнительный анализ результатов исследования…………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………..58
Список использованной литературы
Решение указанных познавательных задач происходит в ситуации игрового соревнования между каждой парой играющих, действуя по очереди, малыши учатся считаться друг с другом, Доброжелательно относиться к сверстникам.
Исходный материал. Набор парных предметных картинок, изображающих людей, транспорт и предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда). Можно использовать картинки предметного лото, где изображены животные, птицы и люди. Картинки должны быть реалистичными, с четким изображением. Они раскладываются на столе двумя рядами (по пять-шесть картинок в каждом), на небольшом расстоянии друг от друга.
Описание занятия и приемы ее проведения. Занятие может проводиться со всем классом учеников или небольшой его частью.
Когда ребенок выиграет свою картинку, вызывается следующая пара учеников.
Отданные детям картинки заменяются новыми. Занятие продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас картинок и каждый из детей не выиграет хотя бы по одному разу. (В этом занятии не должно быть проигравших). В конце занятия дети показывают друг другу, какие картинки они выиграли, а затем подхода к столу и укладывают их в коробку.
«Проставь значки»
Особенности занятия и ее воспитательное значение Тестовое задание предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Дети непрерывно работают, выполняя это задание в течение двух минут.
Исходный материал. Рисунок с набором картинок, изображающих квадратики, треугольники, кружки и ромбики.
Описание занятия и приемы ее проведения. Занятие может проводиться со всем классом учеников или небольшой его частью.
Каждый ребенок на отведенное время 2 мин проставляет нужный значок, по образцу нарисованному сверху.
Отданные детям картинки заменяются новыми. В конце подводятся итоги, кто больше и правильнее проставил значков по образцу. Выигравших отмечают похвалой, а кто меньше сделал заданий, разбирают причины и дают советы.
«Запомни и расставь точки»
Особенности занятия и ее воспитательное значение. Данное занятие развивает объем внимания. В процессе занятия ребенок проставляет на память точки в пустых квадратах, перед этим запомнив рисунки с заполненными квадратами. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для ребенка известную трудность
Исходный материал. Используется стимульный материал: лист с нарисованными десятью квадратами, которые расчерчены сеткой в восемь клеток, в которых расставлены точки. В одном квадрате 2 точки в правом верхнем углу и нижнем левом, в другом квадрате три точки и т.д. На другом листе также начерчены 10 квадратов, расчерченные сеткой в восемь клеток, но пустые.
Описание занятия и приемы ее проведения. Перед началом игры дети изучают квадраты, заполненные точками. Лист с заполненными квадратами разрезается и складывается в стопку таким образом, чтобы сверху оказался квадрат с двумя точками, остальные идут сверху вниз с последовательно увеличивающимися на них точками. Перед началом занятия дети получают следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с вами в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом вы сами будете рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Итак, учитель показывает квадрат с нарисованными точками, например с тремя, ребенок фиксирует в памяти нахождение точек, тем более что перед началом он уже видел у себя такой же и по памяти заполняет пустой квадрат.
В этом занятии школьникам приходится запомнить и воспроизвести несколько квадратов, тем самым развивается объем памяти. В конце занятия также выбираются ученики с правильно нарисованными квадратами у кого больше.
Данные занятия по развитию различных свойств внимания проводятся с детьми систематически в течение года.
2.2 Сравнительный анализ результатов исследования
Для того чтобы выявить результаты работы, было проведено полное исследование, направленное на изучение объема внимания, избирательности внимания, распределения и переключения внимания.
В эксперименте участвовали учащиеся 4 класса. Экспериментальная группа состояла из 7 человек.
Исследование состояло из 3-х этапов.
1 этап: Исследование объема внимания.
В нем приняли участие 7 человек. Школьникам предлагалось просмотреть таблицу с цифрами и расположить цифры по возрастанию в аналогичной рабочей таблице. Общая продолжительность работы составляла 1 минуту.
После завершения выполнения задания результат сверялся по проверочной таблице. Если ребенок за определенное время расставил все 16 цифр, то следует считать, что у него хороший, достаточный для успешного выполнения деятельности, объем внимания. 14 цифр – с объемом внимания у ребенка благополучно; 12 цифр – объем внимания средний, есть смысл заняться тренировкой; 10 и менее цифр – низкий, ребенку нужно серьезным образом заняться тренировкой объема внимания.
Результат исследования показал, что у трех детей хороший объем внимания, у одного ребенка уровень объема внимания средний, у трех детей – низкий. Можно выразить это в таблице (см. Таблица 1):
№ |
Имя ребенка |
Результат исследования |
1 |
Нина С. |
16 баллов, хороший уровень объема внимания |
2 |
Максим Н. |
16 баллов, хороший уровень объема внимания |
3 |
Кристина А. |
16 баллов, хороший уровень объема внимания |
4 |
Ирина П. |
12 баллов, средний уровень объема внимания |
5 |
Егор Б. |
10 баллов, низкий уровень объема внимания |
6 |
Сергей Л. |
0 баллов, очень низкий уровень объема внимания |
7 |
Галина С. |
0 баллов, очень низкий уровень объема внимания |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что 4 ребенка нуждаются в тренировках объема внимания.
2 этап: Исследование избирательности внимания
Школьникам предлагалось в течение некоторого фиксированного времени отыскать в строках с буквами слова. Общая продолжительность работы составила 1 минуту 30 секунд.
Результаты высчитывались в баллах. За каждое найденное слово начисляется 1 балл. 10 баллов – уровень выраженности избирательности внимания высокий, 7-9 баллов – средний, менее 7 баллов уровень выраженности избирательности внимания низкий.
Ознакомившись с результатами, можно сделать вывод, что у 4-х детей уровень выраженности избирательности внимания высокий, у 2-х детей уровень выраженности избирательности внимания средний, у одного ребенка уровень выраженности избирательности внимания низкий. Можно отобразить это в таблице (см. Таблица 2):
№ |
Имя ребенка |
Результат исследования |
1 |
Нина С. |
10 баллов, высокий уровень выраженности избирательности внимания |
2 |
Максим Н. |
10 баллов, высокий уровень выраженности избирательности внимания |
3 |
Кристина А. |
10 баллов, высокий уровень выраженности избирательности внимания |
4 |
Ирина П. |
10 баллов, высокий уровень выраженности избирательности внимания |
5 |
Егор Б. |
8 баллов, средний уровень выраженности избирательности внимания |
6 |
Сергей Л. |
9 баллов, средний уровень выраженности избирательности внимания |
7 |
Галина С. |
6 баллов, низкий уровень выраженности избирательности внимания |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что 3 ребенка нуждаются в тренировках избирательности внимания.
3 этап: Исследование распределения и переключения внимания
В тестовой таблице имелось по 15 цифр, написанных черным цветом и зеленым, рядом с которыми проставлены буквы тем же цветом. Школьнику предлагалось найти в таблице попеременно цифры от 1 до 15 черным цветом и зеленым от 15 до 1. Подтверждение того, что ребенок нашел цифру, является стоящая рядом с ней буква, которую необходимо занести в протокол исследования в клетку соответствующего номера и цвета. Общая продолжительность работы – 3 минуты.
Правильность выполнения задания контролируется по ключу (см. Приложение 3). Если испытуемый выполнил работу за 3 минуты и допустил при этом 2 и менее ошибок, то это свидетельствует о высоком уровне выраженности распределения и переключения внимания; при наличии 3-6 ошибок – о среднем уровне выраженности распределения и переключения внимания; более 6 ошибок – о низком уровне выраженности распределения и переключения внимания.
Результат показал, что у 4-х детей высокий уровень выраженности распределения и переключения внимания, у одного ребенка средний уровень выраженности распределения и переключения внимания, у 2-х детей – низкий уровень выраженности распределения и переключения внимания. Можно отобразить это в таблице (см. Таблица 3):
№ |
Имя ребенка |
Результат исследования |
1 |
Нина С. |
0 ошибок, высокий уровень выраженности распределения и переключения внимания |
2 |
Максим Н. |
0 ошибок, высокий уровень выраженности распределения и переключения внимания |
3 |
Кристина А. |
0 ошибок, высокий уровень выраженности распределения и переключения внимания |
4 |
Ирина П. |
0 ошибок, высокий уровень выраженности распределения и переключения внимания |
5 |
Егор Б. |
7 ошибок, низкий уровень выраженности распределения и переключения внимания |
6 |
Сергей Л. |
6 ошибок, средний уровень выраженности распределения и переключения внимания |
7 |
Галина С. |
13 ошибок, низкий уровень выраженности распределения и переключения внимания |
Нужно отметить, что 3 школьника нуждаются в тренировке распределения и переключения внимания.
На основе проведенного исследования объема, избирательности, распределения и переключения внимания можно сделать общий вывод, что внимание является одним из важнейших показателей успешности обучения. Ребенок с высоким уровнем объема, избирательности, распределения и переключения внимания лучше усваивает учебный материал, инициативен и активен, стремится к получению новых знаний и испытывает интерес к учебной деятельности. Внимание напрямую влияет на успеваемость. Учащиеся 4 класса, получившие наиболее высокий балл в результате исследования довольно успешны в учебной деятельности. Можно сделать вывод, что тренировка внимания неуспевающих школьников приведет к хорошим результатам в учебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша работа была ориентирована на выявление уровня развития внимания детей младшего школьного возраста и влияния внимания на успеваемость обучения. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрены характеристики внимания, его функции и виды, а так же влияние внимания на успеваемость младших школьников, проанализированы особенности внимания школьников.
Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа по развитию внимания и его свойств – объем, избирательность, распределение и переключение внимания.
Использовались три методики, направленные на исследование вышеперечисленных свойств внимания. Проведен эксперимент в три этапа. Результаты занесены в таблицы. Можно говорить о том, что реализация особенностей внимания в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Нами были
выявлены особенности развития
внимания успевающих и
Применяемый тестовый материал и подходы к анализу данных позволят изучать умственную работоспособность ребенка, свойства внимания и уровень учебной мотивации школьников. Чтобы достичь хороших результатов в своей работе важно помнить пожелание Б. Никитина: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, спокойным. Это зависит от вас, от того когда начнете и как будете развивать его способности».
Список использованной литературы
Информация о работе Особенности развития внимания младших школьников