Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 08:18, курсовая работа
Объект исследования: мотивационная сфера человека.
Предмет исследования: развитие мотивационной сферы человека
Цель исследования: определить особенности развития мотивационной сферы человека
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы развития мотивационной сферы человека
Изучить этапы развития мотивационной сферы человека
Подобрать диагностические методики для определения уровня развития мотивационной сферы человека
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы человека в психологической литературе…………………………………………………..5
1.1. Понятие мотивации, ее характеристика и сущность в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………..5
1.2. Этапы развития мотивационной сферы человека ………………………10
Выводы по первой главе ………………………………………………………18
Глава 2. Эмпирическое исследование развития мотивационной сферы человека…………………………………………………………………………20
2.1. Диагностика развития мотивационной сферы человека…………………20
2.2 Формы и методы развития мотивационной сферы человека …………...23
Выводы по второй главе……………………………………………………….31
Заключение …………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы ……………………….34
Таким образом, все рассмотренные модели мотивации можно классифицировать на два вида: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга. Содержательные теории мотивации делают упор на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковы мотивы определенного поведения.
Более современными являются процессуальные теории мотивации, в основе которых лежит исследование того, как ведут себя люди с учетом их воспитания и познаний. Сторонники этого направления пытаются выявить процесс, который приводит к конкретному поведению человека, концентрируя внимание на выборе поведения, способного привести к желательным результатам.
Подводя итоги теоретического анализа различных мотивационных концепций, можно сделать следующие выводы. Существующие концепции мотивации фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека и пытаются дать ответ на вопрос о том, какие мотивы побуждают человека действовать и направляют его поступки. В ряде теорий многие виды жизненных потребностей объясняются с позиции редукционистских теорий мотивации. В других теориях, напротив, утверждается, что человек стремится к саморазвитию, к повышению компетентности и эффективности взаимодействия с окружением.
Эволюция теории мотивации происходит благодаря развитию психологической мысли ученых различных исторических эпох, которые своими трудами дополняют предшествующий опыт и открывают новые перспективы науки.
Глава 2. Эмпирическое исследование развития мотивационной сферы человека
2.1. Диагностика развития мотивационной сферы человека
В целях исследования мотивационной сферы известны методики по выявлению «внутренней позиции школьников».
В работах Л.И. Божович было установлено, что в игре в школу дети, характеризующиеся наличием «внутренней позиции школьника», предпочитают роль ученика, а не учителя. И хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.). Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а ученика; а также вместо конкретной учебной деятельности игру «в перемены» разыгрывания «прихода» и «ухода из школы» и т.д.
Таким образом, «внутреннюю позицию школьника» можно выявить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. В том же исследовании было показано, что игра может быть заменена специальной экспериментальной беседой, дающей аналогичный результат.
Беседа включает вопросы косвенным образом позволяющие определить наличие познавательной и учебной мотивации у ребёнка. Мотивационная сфера, её развитие неразрывно связано с умением ребёнка действовать по правилам, т.е. уровнем развития произвольной сферы. Изучение произвольности поведения также возможно в игре и в выполнении специальных заданий.
Г.А.Урунтаева предлагает методику изучения произвольности поведения и внимания у детей в подвижной игре. Анализ проводится по особенностям произвольного поведения:
- выполняет ли ребенок правила
игры, умеет ли он сдерживать
свои непосредственные
- какие внешние средства
- помогают ли игрушки, маски
и др. игровые предметы подчиняться
правилам, насколько они способствуют
устойчивости произвольного
Специальные задания предлагает Гуткина Н.И.: методики «Домик» и «Да и нет».
Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Методика рассчитана на детей 6-10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей. [см. приложение 1]
Методика «Да и нет» применяется для исследования умения действовать по правилам. Методика является модификацией известной детской игры «Да» и «Нет» не говорить, черного с белым не носить», включающей только первую часть правил игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «Да» и «Нет».
Методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость ребенка, т.е. проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предполагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению которых можно применить усвоенные правила, только после осуществления необходимого процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам или подводить их под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, как ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления. Таким образом, методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенность развития процесса обобщения. Методика рассчитана на детей 5,5 -10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей. Полученные по ней результаты не следует интерпретировать с точки зрения нормальности – аномальности развития ребенка. Полученные результаты следует рассматривать с точки зрения особенности развития процессов обобщения данного ребенка.
По ходу своего эксперимента нужно вести подробный протокол, где будут фиксироваться все высказывания испытуемого, направления его взглядов, а также все вопросы и замечания экспериментатора.
Методика «Последовательность событий» в связи с этим и предназначена для исследования развития логического мышления, речи, способности, к обобщению. В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выполнить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. При выполнении методики «Последовательность событий» необходимо тщательно фиксировать характер речи испытуемого, поскольку развитие мышления зависит от речевого развития. Описанные методики определения психологической готовности к школьному обучению солидны и надежны, обладают прогностической значимостью, проверены в опыте работы детских практических психологов.[см. приложение 2]
2.2. Формы и методы развития мотивационной сферы человека
В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации, осознание общественной значимости школьного обучения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка- все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами лишь одного дошкольного учреждения достигнуть не удается. Поэтому при планировании работы детского сада по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить работе с родителями.
Для формирования собственно учебных мотивов можно использовать все виды мотивов, присущих дошкольнику (чем больше у ребенка стимулов к учению, тем лучше), при этом основной упор нужно делать на доминирующие мотивы. Н.И. Гуткина [11,56] предлагает создавать группы развития для старших дошкольников. Основная задача группы развития - формирование познавательной мотивации и на ее основе развитие детей в целом. В итоге у ребенка появляется учебная мотивация, рассматриваемая ею как критерий психологической готовности к школьному обучению.
В группе развития взрослый не пытается научить чему-то своего подопечного помимо его воли, а старается сделать так, чтобы ребенок сам захотел научиться тому, что ему предлагается. Другими словами, задача ведущего группу - так организовать деятельность детей, чтобы они стали активными субъектами учения.
Принципы ведения группы развития - это та основа, которая позволяет применять специальные методики развития детей. Главная методика, разработанная Н. И. Гуткиной (11.) специально для такой группы, - развитие познавательной мотивации и произвольности в учебной ситуации для нуждающихся в этом детей. Методика рассчитана на старший дошкольный возраст и выполнена в русле метода формирующего эксперимента и основана на следующих теоретических положениях.
1. Для искусственного развития познавательной мотивации можно использовать ситуацию, в которой развернется деятельность, направленная на удовлетворение сильной непосредственной потребности в положительном эмоциональном общении со взрослым, не связанной с познанием, но связанной с новыми впечатлениями. Потребность в новых впечатлениях - это базальная духовная ненасыщаемая потребность, лежащая в основе психического развития ребенка. Для удовлетворения в положительном эмоциональном общении со взрослым ребенку придется выполнять ряд действий (осуществлять цели), которые связаны с познанием. Затем наступает момент, когда результат действия, или достижение цели, оказывается более значимым для ребенка, чем мотив, реально побуждавший это действие. В этот момент происходит сдвиг мотива на цель (механизм, описанный А.Н. Леонтьевым), и образуется новый мотив. В конкретном случае это познавательный мотив, поскольку действие (цель) было связано с познанием.
2. Для развития произвольности
в учебе необходимо наличие
соответствующей мотивации, побуждающей
ребенка к достижению положител
Основной содержательный материал, используемый в группе развития, развивающие игры, среди которых обязательно должны быть следующие:
- игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;
- игры, развивающие ориентацию в пространстве;
- игры, развивающие внимание и память;
- игры с правилами;
- игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка;
- логические игры;
- игры, развивающие фонематический слух.
«Барыня прислала сто рублей»
Народная игра для воспитания сосредоточенности
Играть можно и в большой группе, но более эффективна игра вдвоем. Ведущий обращается к партнеру.
Барыня прислала сто рублей.
Что хотите, то купите.
Черный, белый не берите.
«Да» и «нет» не говорите!
После этого ведущий начинает вести с партнером беседу, провоцирующую использование одного из «запрещенных» слов: черный», «белый», «да», «нет». Все участники игры имеют по несколько фантов; проштрафившиеся отдают их ведущему. Отвечать нужно быстро, все дети внимательно следят за выполнением правила. Беседа принимает примерно такой характер:
— Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк
— Однажды.
— А видел ли там медведя?
— Видел.
— Он был бурый или белый?
— Полярный.
Беседа продолжается до тех пор, пока не проскользнет «запрещенное» слово. Тогда участник отдает свой фант, для выкупа которого он должен выполнить отдельное задание. Если ребенок говорит «Ага», «Угу», «Не-а», нужно договориться заранее, считать это ошибкой или нет. Можно ввести дополнительное условие: если диалог длится три минуты с соблюдением правил, считать, что ребенок выиграл.
«Птичка»
Познавательная игра для развития самоконтроля
Перед началом игры ведущий знакомит детей с различными породами деревьев, может показать их на картинке, рассказать, где они растут. Перед игрой все подбирают для себя фант — игрушку или любую мелкую вещь. Игроки усаживаются в круг и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и всем остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название.
Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». Елка вызывает другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются.Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.
«Нарисуй пароход»
Упражнение для воспитания произвольности движения
Информация о работе Особенности развития мотивационной сферы человека