Особенности развития продуктивной деятельности у дизартриков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка логопедической технологии по коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Объект исследования: двигательная сфера у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и с нормальным онтогенезом.
Предмет исследования: процесс коррекции моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Задачи:
анализ специальной литературы по проблеме исследования;
подбор методики для исследования моторных функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;
обследование особенностей развития двигательных функций у детей со стертой дизартрией.

Вложенные файлы: 1 файл

особенности продуктивноу деятельности у дизартриков.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Выводы: Таким образом, мы выявили, что дизартрия дифференцируется от нормы по следующим показателям:

    1. Неловкие, неточные движения, как общей, так и мелкой моторики рук.
    2. Замедленный темп движений.
    3. Возможно наличие синкинезий.
    4. Быстрое утомление.
    5. Недостаточная иннервация мимической мускулатуры.
    6. Спастичность артикуляционных мышц.
    7. Мелодико-интонационные расстройства.
    8. Неречевое дыхание поверхностное, неустойчивый ритм.

Анализ данных обследования позволил выявить приоритетные задачи коррекционного логопедического воздействия по формированию моторики у детей со стертой дизартрией. Исходя из полученных экспериментальных данных мы определили следующие направления работы:

    1. Развитие мелкой моторики
    2. Развитие общей моторики.

 

  • 2.2. Содержание экспериментального  исследования

  •  

    Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными, они раздражаются, замыкаются в себе.

    Число детей со сложными речевыми нарушениями, к которым относится и стертая форма дизартрии, к сожалению, увеличивается. При более глубоком психологическом обследовании детей с нарушениями звукопроизношения свыше 60% составляют дети со стертой формой дизартрии.

    Для преодоления этой формы дизартрии типично использование общепринятых методик по исправлению дефектов речи с удлинением срока коррекционной работы [25, 30, 46]. Это обуславливается тем, что у детей нарушено не только звукопроизношение, но имеется патология и в двигательной сфере, особенно мелкая моторика. В процессе обследования у детей наблюдаются нарушение точности, быстроты, координации движений. Затруднено или невозможно быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. Так же отмечаются добавочные движения, перестановки, напряженность пальцев, невозможность удержания их в заданном положении.

    Включение в систему коррекционной работы для детей со стертой формы дизартрии упражнений по развитию ручной моторики является перспективной, так как в невропатологии и дефектологии уже давно доказана тесная связь функций речи и руки.

    Таким образом, говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук. Особенно это касается детей – дизартриков, так как двигательные расстройства при данной патологии являются центральными, именно они затормаживают развитие речи дошкольника.

    Коррекционно-педагогическая работа осуществлялась на базе детского сада № 23 г. Барнаула.

     

  • 2.3. Результаты исследования и их  анализ

  •  

    По результатам диагностики были сделаны следующие выводы:

    Артикуляционная моторика сформирована недостаточно, у детей наблюдались синкинезии в виде поворота головы в сторону пареза языка, отмечались подергивание языка, отклонение его в сторону, зафиксированы повышенный тонус мышц языка и саливация. Низкий уровень – 11 детей (73,3%), средний уровень – 4 ребенка (26,7%).

    Уровень развития мелкой моторики у детей данной категории значительно ниже возрастной нормы, движения у детей нечеткие, не скоординированные, дети плохо дифференцировали движения, наблюдалось неумение синхронно выполнять движения обеими руками. Низкий уровень – 10 детей (66,6%), средний уровень – 5 детей (33,4%).

     

    Заключение

     

    Стертая дизартрия – сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи – головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.

    Помимо нарушений звукопроизносительной стороны речи, лексико-грамматической стороны речи, у детей со стертой дизартрией отмечаются определенные недостатки в формировании вербального мышления, устранение которых является одной из первоочередных задач логопеда, поскольку развитие речи неразрывно связано с формированием мышления.

    При стертой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи. При стертой дизартрии состояние неречевых функций, психических процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт. У детей со стертой дизартрией выявляется как нарушение общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных кинестезий.

    Систематические упражнения по развитию моторики рук позволяют регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении дефектов звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.

     

    Список использованных источников

     

    1. Аленькина, Т.Н. Гармонизация движений, эмоций и общения детей с нарушениями речи средствами психогимнастики / Т.Н. Аленькина, О.В. Никитина // Логопед. – 2006. – № 5. – С. 24-33.
    2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. – Москва, 2006. – 222 с.
    3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – Москва, 2006. – 319 с.
    4. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. – Москва, 1990. – 182 с.
    5. Бизюк, А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования / А. П. Бизюк. – Санкт-Петербург, 2005. – 456 с.
    6. Венгер Л.А. Психолог в детском саду //Дошкольное образование. – 2003 - №5 . – С. 5-9.
    7. Визель Т.Г. Речевые автоматизмы и развитие речи в онтогенезе // Проблемы детской речи - СПб., 1996.
    8. Винарская Е.Н. Дизартрия./ Библиотека логопеда - М.,2005.– С. 14-17.
    9. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – Москва, 2005. –141 с.
    10. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1990.
    11. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – Москва, 2003. – 272 с.
    12. Волкова, Г.А. Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушениями речи.
    13. Волосова, Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е. Волосова. – Москва, 1999. – 72 с.
    14. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – Санкт-Петербург, 2005. – 144 с.
    15. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Избр. психолог. исследования. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
    16. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва, 2000. – 1008 с.
    17. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. //Психологическая наука в СССР. - Т. 1, М., 1959. С. – 59-60.
    18. Голубева Л.Р. Мыслительный процесс классификации у детей до-школьного возраста //Психология дошкольника / Сост. Урунтаева Г.А. – М., 1998 – С.232.
    19. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии// Вопросы логопедии. - М.,1978.
    20. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972.
    21. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М. , 1958.
    22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.
    23. Запорожец В.А. Избранные психологические труды. - М., 1986, Т. 1. С. 71 – 89.
    24. Иванова Я.А., Мандрусова Э.С. Принципы психологического исследования умственной деятельности детей дошкольного возраста с патологией речи// Нарушение речи у дошкольников/ Сост. Р.А. Белова- Давид. – М., 1972. – С. 129 – 142.
    25. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить, М., 1989.
    26. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста – СПб. 2006.
    27. Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М: Академия, 1971. – С.34-39.
    28. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
    29. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – СПб., 2000. – С. 177-182.
    30. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии, СПб., 1994.
    31. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. – 2001.
    32. Люблинская А.А. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей //Психология дошкольника / Сост. Урунтаева Г.А. – М., 1998 – С. 223 – 225.
    33. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функцио¬нальной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения/ Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М., 1975.- С 79-91.
    34. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Дизартрия. / Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1977.
    35. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. – М., 1985.
    36. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии, Екатеринбург, 1999.
    37. Рубинштейн С.Л. О развитии мышления у ребенка. - М., 1973.
    38. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии/ Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова . – М., 1997. – Т1. – с. 208 - 213.
    39. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспита-тельно-образовательной работы в дошкольных учреждениях - М: 1988. -С. 37 – 47.
    40. Теплов Б.М. Практическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М., 1981. С. 147 – 152.
    41. Токарева О. В. Дизартрия. // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. проф. С. С. Ляпидевского. - М., 1969.
    42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада, М., 1993.
    43. Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1959.
    44. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
    45. Шигина Г.Ф. Игровой и занимательный материал для логопедических занятий // Логопед - №6 – 2005 – С. 51 – 57.
    46. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 2005. – 384с.
    47. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб., 1999.

     

     

     


    Информация о работе Особенности развития продуктивной деятельности у дизартриков