Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 11:15, контрольная работа
Цель исследования: разработка логопедической технологии по коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Объект исследования: двигательная сфера у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и с нормальным онтогенезом.
Предмет исследования: процесс коррекции моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Задачи:
анализ специальной литературы по проблеме исследования;
подбор методики для исследования моторных функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;
обследование особенностей развития двигательных функций у детей со стертой дизартрией.
Выводы: Таким образом, мы выявили, что дизартрия дифференцируется от нормы по следующим показателям:
Анализ данных обследования позволил выявить приоритетные задачи коррекционного логопедического воздействия по формированию моторики у детей со стертой дизартрией. Исходя из полученных экспериментальных данных мы определили следующие направления работы:
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными, они раздражаются, замыкаются в себе.
Число детей со сложными речевыми нарушениями, к которым относится и стертая форма дизартрии, к сожалению, увеличивается. При более глубоком психологическом обследовании детей с нарушениями звукопроизношения свыше 60% составляют дети со стертой формой дизартрии.
Для преодоления этой формы дизартрии типично использование общепринятых методик по исправлению дефектов речи с удлинением срока коррекционной работы [25, 30, 46]. Это обуславливается тем, что у детей нарушено не только звукопроизношение, но имеется патология и в двигательной сфере, особенно мелкая моторика. В процессе обследования у детей наблюдаются нарушение точности, быстроты, координации движений. Затруднено или невозможно быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. Так же отмечаются добавочные движения, перестановки, напряженность пальцев, невозможность удержания их в заданном положении.
Включение в систему коррекционной работы для детей со стертой формы дизартрии упражнений по развитию ручной моторики является перспективной, так как в невропатологии и дефектологии уже давно доказана тесная связь функций речи и руки.
Таким образом, говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук. Особенно это касается детей – дизартриков, так как двигательные расстройства при данной патологии являются центральными, именно они затормаживают развитие речи дошкольника.
Коррекционно-педагогическая работа осуществлялась на базе детского сада № 23 г. Барнаула.
По результатам диагностики были сделаны следующие выводы:
Артикуляционная моторика сформирована недостаточно, у детей наблюдались синкинезии в виде поворота головы в сторону пареза языка, отмечались подергивание языка, отклонение его в сторону, зафиксированы повышенный тонус мышц языка и саливация. Низкий уровень – 11 детей (73,3%), средний уровень – 4 ребенка (26,7%).
Уровень развития мелкой моторики у детей данной категории значительно ниже возрастной нормы, движения у детей нечеткие, не скоординированные, дети плохо дифференцировали движения, наблюдалось неумение синхронно выполнять движения обеими руками. Низкий уровень – 10 детей (66,6%), средний уровень – 5 детей (33,4%).
Стертая дизартрия – сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи – головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.
Помимо нарушений звукопроизносительной стороны речи, лексико-грамматической стороны речи, у детей со стертой дизартрией отмечаются определенные недостатки в формировании вербального мышления, устранение которых является одной из первоочередных задач логопеда, поскольку развитие речи неразрывно связано с формированием мышления.
При стертой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи. При стертой дизартрии состояние неречевых функций, психических процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт. У детей со стертой дизартрией выявляется как нарушение общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных кинестезий.
Систематические упражнения по развитию моторики рук позволяют регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении дефектов звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.
Информация о работе Особенности развития продуктивной деятельности у дизартриков