Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:45, реферат

Краткое описание

В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 5
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе 5
1.2.Эмоции и воля в структуре личности 14
1.3 Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте………………19
Глава 2.Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возраст……………………………………….26
2.1. Организация изучения эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 26
2.2. Особенности развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 43
2.3. Основные направления работы по формированию эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 48
Заключение 51
Список использованной литературы…………………………………………...54

Вложенные файлы: 1 файл

osobennosti_razvitiya_emocionalnovolevoi_sfery_podrostka.docx

— 90.81 Кб (Скачать файл)

По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.

В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем — черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.

Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подростками окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными.

 

Можно сделать вывод по всей главе:

Наиболее актуальными для развития личности являются:

    1. школьная тревожность, т.к. большую часть времени подросток проводит в школе;
    2. социальные отношения, отношения со сверстниками, т.к. в этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками и именно сверстник становится образцом равнения;
    3. развитие воли, т.к. в этом возрасте происходит становление волевых качеств личности.

Следовательно,  дальнейшее экспериментальное изучение особенностей эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте будет осуществляться в данных направлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте

1. Экспериментальное изучение  особенностей  развития эмоционально – волевой  сферы подростков.

Изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы личности подростка было организовано в средней школе № 57 в 9г и 9е классах. Оба класса общеобразовательные. Возрастные рамки обследуемых – 13 – 15 лет. В исследовании участвовало 45 подростков. Из них 26 девочек и 19 мальчиков. 

  В  данной группе подростков было  проведено обследование эмоционально  – волевой сферы. Целью исследования  было изучение особенностей развития  эмоционально – волевой сферы  подростка.

  Задачей  исследования было изучение волевой  активности, изучения уровня и  характера тревожности, связанной  со школой, изучение социально  – психологической адаптированности.

   Для осуществления исследования  были использованы следующие  методики:

  1. Тест школьной тревожности Филлипса.

Цель:  Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой.

Описание: Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Текст опросника

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Сниться ли тебе временами, что учитель в ярости от того, сто ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто – нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не избирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать того, что хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли та, что все хорошо запомнишь?
  23. Сниться ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли то, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто - нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что – то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда – нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими – то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и твое поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот – вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе;
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов:

  При обработке  результатов выделяют вопросы, ответы  на которые не совпадают с  ключом теста. Ответы, не совпадающие  с ключом – это проявление  тревожности. При обработке подсчитывается:

  1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего число вопросов теста – о высокой тревожности.
  2. Число несовпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58                           S = 22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44

S = 11

3. Фрустрация потребности в достижении  успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41. 43                     S = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45

S = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26

S = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям  окружающих

3, 8, 13, 17, 22

S = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость  стрессу

9, 14, 18, 23, 28

S = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях  с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47

S = 8


Ключ к вопросам:

1. -

11. +

21. -

31. -

41. +

51. -

2. -

12. -

22. +

32. -

42. -

52. -

3. -

13. -

23. -

33. -

43. +

53. -

4. -

14. -

24. +

34. -

44. +

54. -

5. -

15. -

25. +

35. +

45. -

55. -

6. -

16. -

26. -

36. +

46. -

56. -

7. -

17. -

27. -

37. -

47. -

57. -

8. -

18. -

28. -

38. +

48. -

58. -

9. -

19. -

29. -

39. +

49. -

 

10. -

20. +

30. +

40. -

50. -

 

 

Результаты:

1. Число несовпадений  знаков по каждому фактору (абсолютное  число несовпадений в процентах: < 50%; ³ 50 %; ³  75 %) для каждого респондента.

2. Число несовпадений  по каждому измерению для всего  класса: - абсолютное значение -  < 50%; ³ 50 %; ³  75 %.

3. Количество  учащихся, имеющих несовпадений  по определенному фактору  ³ 50 %  и  ³  75 % (для всех факторов).

4. Полная  информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

    1. Общее тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
    2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
    3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
    4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
    5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
    6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями -  общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 

II. Шкала социально – психологической адаптированности

Цель: Изучить отношение человека с социальным окружением и с самим собой.

Описание: Шкала состоит из 92 суждения, из них 36 соответствуют критериям социально – психологической адаптированности личности (в каком - то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.).  Следующие 37 – критериям дезадаптированности (неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов). 19 высказываний нейтральны.

  Шкала предъявляется  обследуемым в виде  списка  высказываний. Под каждым высказыванием  нужно поставить цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7 – в зависимости от того, в какой степени оно характерно  для обследуемого.

Значения ступеней шкалы:

Совершенно ко мне не относится – 1

  Не похоже  на меня – 2

 Пожалуй, не похоже на меня  – 3

 Не знаю  – 4

 Пожалуй, похоже на меня – 5

 Похоже  на меня – 6

 Точно  про меня – 7.

 Шкала социально  – психологической адаптированности
  1. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем - нибудь разговариваю.
  2. Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я представляюсь перед ними, прячу свое лицо под маской.
  3. Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу.
  4. Я предъявляю к себе большие требования.
  5. Я часто сам ругаю себя за то, что делаю.
  6. Я часто чувствую себя униженным.
  7. Я сомневаюсь в том, что могу понравиться кому – нибудь из девочек (мальчиков).
  8. У меня теплые, хорошие отношения с окружающими.
  9. Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне.
  10. Я сам виноват в своих неудачах.
  11. Я ответственный человек. На меня можно положиться.
  12. У меня чувство безнадежности. Все напрасно.
  13. Я во многом живу взглядами, правилами и убеждениями моих сверстников.
  14. Я принимаю большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.
  15. У меня ало своих собственных убеждений и правил.
  16. Я люблю мечтать – иногда прямо среди дня. Трудно возвращаться от мечты к действительности.
  17. У меня такое чувство, будто я зол на весь мир: на всех нападаю, огрызаюсь, никому ни даю спуску. Трудно сдерживать себя в таких вещах.
  18. Я умею управлять собой и своими поступками – заставлять себя, разрешать себе, запрещать. Самоконтроль для меня не проблема.
  19. У меня часто портиться настроение: вдруг  находит уныние, хандра.
  20. Меня не очень волнует то, что касается других. Я сосредоточен на себе
  21. Люди, как правило, нравятся мне.
  22. Я легко, свободно, непринужденно выражаю то, что чувствую.
  23. Если я оказываюсь среди большого кол-ва людей, мне бывает немножко одиноко.
  24. Мне сейчас очень не по себе, хочется все бросить, куда – нибудь спрятаться.
  25. Обычно я легко лажу с окружающими.
  26. Мои самые тяжелые битвы – с самим собой.
  27. В душе я оптимист и верю в лучшее.
  28. Я не податливый, упрямый. Таких, как я, называют трудными людьми.
  29. Я критичен к людям и всегда сужу их, если, с моей точки зрения, они этого заслуживают.
  30. Я чувствую себя не ведущим, а ведомым: мне еще не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  31. Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне относятся, я нравлюсь им.
  32. У меня красивая фигура, я привлекателен (привлекательна).
  33. Я чувствую беспомощность. Мне нужно, что бы кто-нибудь был рядом.
  34. Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему.
  35. Мои решения – не мои собственные. Даже тогда, когда мне кажется, что я решаю самостоятельно, они все же приняты под влиянием других людей.
  36. Я часто испытываю чувство вины – даже тогда, когда как будто ни в чем не виноват.
  37. Я чувствую антипатию, неприязнь к тому, что окружает меня.
  38. Я доволен.
  39. Я выбит из колеи: не могу собраться,  сосредоточиться, организовать себя.
  40. Я чувствую вялость, апатию: все, что раньше волновало меня, стало вдруг безразличным.
  41. Я уравновешен, спокоен, у меня ровное настроение.
  42. Я часто чувствую себя обиженным.
  43. Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.
  44. Я не очень доверяю своим чувствам, они подводят меня иногда.
  45. Это довольно трудно – быть самим собой.
  46. У меня на первом плане разум, а не чувство. Прежде чем что – либо сделать, я обдумываю свои поступки.
  47. Мне кажется, я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Словом, не отличаюсь реалистичностью.
  48. Я терпим в своем отношении к людям и принимаю каждого таким, каков он есть.
  49. Я стараюсь не думать о своих проблемах.
  50. Я считаю себя интересным человеком – заметным, привлекательным как личность.
  51. Я стеснительный, легко тушуюсь.
  52. Мне обязательно нужны какие-то напоминания, что бы довести дело до конца.
  53. Я склонен быть настороже с теми, кто почему-то обходиться со мною более приятельски, чем я ожидаю.
  54. Я никто. Нет ничего, в чем бы я выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я».
  55. Я боюсь того, что обо мне подумают другие.
  56. Я честолюбивый. Я не равнодушен к успехам,  похвале.
  57. Я презираю себя сейчас.
  58. Я деятелен, энергичен, у меня есть инициатива.
  59. Мне не хватает духу встретить в лицо трудности или ситуацию, которая грозит осложнениями, неприятными переживаниями.
  60. Я просто не уважаю себя.
  61. Я по натуре вожак и умею влиять на других.
  62. В целом я хорошо отношусь к себе.
  63. Я настойчивый, напористый, уверенный в себе.
  64. Я не люблю, когда у меня с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными.
  65. Я долго не могу принять решение, как действовать, а потом сомневаюсь в его правильности.
  66. Я в какой то растерянности, у меня все спуталось, смешалось.
  67. Я удовлетворен собой.
  68. Я неудачник. Мне не везет.
  69. Я приятный, симпатичный, располагающий к себе человек.
  70. Я нравлюсь девочкам (мальчикам) как человек, как личность.
  71. Я стойкий женоненавистник. Презираю всякое общение с девчонками. (Я не люблю мальчишек. Презираю всякое общение с ними.)
  72. Когда я должен что - то осуществить, меня охватывает страх перед провалом: а вдруг я не справлюсь, вдруг у меня не получится?
  73. Я чувствую внутреннее превосходство над другими.
  74. У меня легко, спокойно на душе. Нет ничего, что сильно бы тревожило меня.
  75. Я умею упорно работать.
  76. Я чувствую, что меняюсь, расту, взрослею. Мои чувства и отношения к окружающему становятся более зрелыми.
  77. Я встревожен, обеспокоен, напряжен.
  78. Чтобы заставить меня что-либо сделать, надо как следует настоять, и я соглашусь.
  79. Я чувствую неуверенность в себе.
  80. Я часто бываю вынужден защищать себя, строить доводы, которые меня оправдывают и делают мои поступки обоснованными.
  81. Я уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  82. Я умный.
  83. Я безнадежен. Принимаю решение и тут же нарушаю. Презираю свое бессилие, а с собой поделать ничего не могу. У меня нет воли и нет воли ее вырабатывать.
  84. Я стараюсь полагаться на собственные силы, не рассчитывая ни на чью помощь.
  85. У меня ощущение скованности, внутренней несвободы.
  86. Я отличаюсь от других.
  87. Я не очень надежен, на меня нельзя положиться.
  88. Мне все ясно в себе. Я себя хорошо понимаю.
  89. Я общительный, открытый человек. Я легко схожусь с людьми.
  90. Мои силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые ставит передо мной жизнь. Я со всем могу справиться.
  91. Я ничего не стою. Меня даже не принимают всерьез. Ко мне в лучшем случае снисходительны, просто терпят меня.
  92. Меня беспокоит, что девочки (мальчики) слишком занимают мои мысли.

Информация о работе Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка