По мере взросления первоначально
глобальные отрицательные самооценки
подростков становятся более дифференцированными,
характеризующими поведение в отдельных
социальных ситуациях, а затем и частные
поступки.
В развитии рефлексии, т.е.
способности осознания подростками собственных достоинств
и недостатков, наблюдается тенденция
как бы противоположного характера. В
начальный период подростничества детьми
осознаются в основном только их отдельные
поступки в определенных жизненных ситуациях,
затем
— черты характера и, наконец, глобальные
личностные особенности.
Установлено, что с возрастом меняется
и восприятие подростками окружающих
людей. Эталоны межличностного восприятия,
которыми они пользуются, оценивая окружающих
людей, становятся все более обобщенными
и соотносятся не с мнениями отдельных
взрослых, как это было в младшем школьном
возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами.
Содержание оценочных нравственных эталонов
продолжает расширяться и углубляться,
они становятся более тонкими и дифференцированными,
индивидуально различными.
Можно сделать вывод по всей
главе:
Наиболее актуальными для развития личности
являются:
- школьная тревожность, т.к. большую часть
времени подросток проводит в школе;
- социальные отношения, отношения со сверстниками,
т.к. в этот период подростку присуща сильная
потребность в общении со сверстниками
и именно сверстник становится образцом
равнения;
- развитие воли, т.к. в этом возрасте происходит
становление волевых качеств личности.
Следовательно,
дальнейшее экспериментальное изучение
особенностей эмоционально – волевой
сферы в подростковом возрасте будет осуществляться
в данных направлениях.
Глава2
Экспериментальное изучение особенностей
развития эмоционально – волевой сферы
в подростковом возрасте
1.
Экспериментальное изучение особенностей
развития эмоционально – волевой
сферы подростков.
Изучение
особенностей развития эмоционально –
волевой сферы личности подростка было
организовано в средней школе № 57 в 9г
и 9е классах. Оба класса общеобразовательные.
Возрастные рамки обследуемых – 13 – 15
лет. В исследовании участвовало 45 подростков.
Из них 26 девочек и 19 мальчиков.
В
данной группе подростков было
проведено обследование эмоционально
– волевой сферы. Целью исследования
было изучение особенностей развития
эмоционально – волевой сферы
подростка.
Задачей
исследования было изучение волевой
активности, изучения уровня и
характера тревожности, связанной
со школой, изучение социально
– психологической адаптированности.
Для осуществления исследования
были использованы следующие
методики:
- Тест школьной тревожности
Филлипса.
Цель:
Изучение уровня и характера тревожности,
связанной со школой.
Описание: Тест состоит из 58
вопросов, которые могут зачитываться
школьникам, а могут и предлагаться в письменном
виде. На каждый вопрос требуется однозначно
ответить «Да» или «Нет».
Текст опросника
- Трудно ли тебе держаться на
одном уровне со всем классом?
- Волнуешься ли ты, когда учитель
говорит, что собирается проверить, насколько
ты знаешь материал?
- Трудно ли тебе работать в классе
так, как этого хочет учитель?
- Сниться ли тебе временами,
что учитель в ярости от того, сто ты не
знаешь урок?
- Случалось ли, что кто – нибудь из твоего
класса бил или ударял тебя?
- Часто ли тебе хочется, чтобы учитель
не торопился при объяснении нового материала,
пока ты не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли ты волнуешься при ответе или
выполнении задания?
- Случается ли с тобой, что ты боишься
высказываться на уроке, потому что боишься
сделать глупую ошибку?
- Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают
отвечать?
- Часто ли твои одноклассники смеются
над тобой, когда вы играете в разные игры?
- Случается ли, что тебе ставят более низкую
оценку, чем ты ожидал?
- Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят
ли тебя на второй год?
- Стараешься ли ты избегать игр, в которых
делается выбор, потому что тебя, как правило,
не избирают?
- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь,
когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у тебя возникает ощущение, что
никто из твоих одноклассников не хочет
делать того, что хочешь ты?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем, как
начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе получать такие отметки,
каких ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты временами, что тебе станет
дурно в классе?
- Будут ли твои одноклассники смеяться
над тобой, если ты сделаешь ошибку при
ответе?
- Похож ли ты на своих одноклассников?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты
о том, хорошо ли с ним справился?
- Когда ты работаешь в классе, уверен ли
та, что все хорошо запомнишь?
- Сниться ли тебе иногда, что ты в школе
и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верно ли то, что большинство ребят относится
к тебе по-дружески?
- Работаешь ли ты более усердно,
если знаешь, что результаты твоей работы
будут сравниваться в классе с результатами
твоих одноклассников?
- Часто ли ты мечтаешь о том,
чтобы поменьше волноваться, когда тебя
спрашивают?
- Боишься ли ты временами вступать
в спор?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце
начинает сильно биться, когда учитель
говорит, что собирается проверить твою
готовность к уроку?
- Когда ты получаешь хорошие
отметки, думает ли кто - нибудь из твоих
друзей, что ты хочешь выслужиться?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь
с теми из одноклассников, к которым ребята
относятся с особым вниманием?
- Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что – то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь, теряют ли расположение
те из учеников, которые не справляются
с учебой?
- Похоже ли на то, что большинство
твоих одноклассников не обращают на тебя
внимание?
- Часто ли ты боишься выглядеть
нелепо?
- Доволен ли ты тем, как к тебе
относятся учителя?
- Помогает ли твоя мама в организации
вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли тебя когда – нибудь,
что думают о тебе окружающие?
- Надеешься ли ты в будущем учиться
лучше, чем раньше?
- Считаешь ли ты, что одеваешься
в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
- Часто ли ты задумываешься,
отвечая на уроке, что думают о тебе в это
время другие?
- Обладают ли способные ученики
какими – то особыми правами, которых
нет у других ребят в классе?
- Злятся ли некоторые из твоих
одноклассников, когда тебе удается быть
лучше их?
- Доволен ли ты тем, как к тебе
относятся одноклассники?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь,
когда остаешься один на один с учителем?
- Высмеивают ли временами твои
одноклассники твою внешность и твое поведение?
- Думаешь ли ты, что беспокоишься
о своих школьных делах больше, чем другие
ребята?
- Если ты можешь ответить, когда
тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что
вот – вот расплачешься?
- Когда вечером ты лежишь в постели,
думаешь ли ты временами с беспокойством
о том, что будет завтра в школе?
- Работая над трудным заданием,
чувствуешь ли ты порой, что совершенно
забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
- Дрожит ли слегка твоя рука,
когда ты работаешь над заданием?
- Чувствуешь ли ты, что начинаешь
нервничать, когда учитель говорит, что
собирается дать классу задание?
- Пугает ли тебя проверка твоих
знаний в школе;
- Когда учитель говорит, что
собирается дать классу задание, чувствуешь
ли ты страх, что не справишься с ним?
- Снилось ли тебе временами,
что твои одноклассники могут сделать
то, что не можешь ты?
- Когда учитель объясняет материал,
кажется ли тебе, что твои одноклассники
понимают его лучше, чем ты?
- Беспокоишься ли ты по дороге
в школу, что учитель может дать классу
проверочную работу?
- Когда ты выполняешь задание,
чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это
плохо?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель
просит сделать задание на доске перед
всем классом?
Обработка и интерпретация
результатов:
При обработке
результатов выделяют вопросы, ответы
на которые не совпадают с
ключом теста. Ответы, не совпадающие
с ключом – это проявление
тревожности. При обработке подсчитывается:
- Общее число несовпадений по всему тесту.
Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной
тревожности ребенка, если больше 75% от
общего число вопросов теста – о высокой
тревожности.
- Число несовпадений по каждому из 8 факторов,
выделяемых в тексте. Уровень тревожности
определяется так же, как в первом случае.
Анализируется общее внутреннее эмоциональное
состояние школьника, во многом определяющееся
наличием тех или иных тревожных синдромов
(факторов) и их количеством.
Факторы |
№ вопросов |
1. Общая тревожность в школе |
2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54,
55, 56, 57, 58 S = 22 |
2. Переживание социального стресса |
5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44
S = 11 |
3. Фрустрация потребности в достижении
успеха |
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41. 43 S = 13 |
4. Страх самовыражения |
27, 31, 34, 37, 40, 45
S = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний |
2, 7, 12, 16, 21, 26
S = 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям
окружающих |
3, 8, 13, 17, 22
S = 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость
стрессу |
9, 14, 18, 23, 28
S = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях
с учителями |
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47
S = 8 |
Ключ
к вопросам:
1. - |
11. + |
21. - |
31. - |
41. + |
51. - |
2. - |
12. - |
22. + |
32. - |
42. - |
52. - |
3. - |
13. - |
23. - |
33. - |
43. + |
53. - |
4. - |
14. - |
24. + |
34. - |
44. + |
54. - |
5. - |
15. - |
25. + |
35. + |
45. - |
55. - |
6. - |
16. - |
26. - |
36. + |
46. - |
56. - |
7. - |
17. - |
27. - |
37. - |
47. - |
57. - |
8. - |
18. - |
28. - |
38. + |
48. - |
58. - |
9. - |
19. - |
29. - |
39. + |
49. - |
|
10. - |
20. + |
30. + |
40. - |
50. - |
|
Результаты:
1. Число несовпадений
знаков по каждому фактору (абсолютное
число несовпадений в процентах:
< 50%; ³ 50 %; ³ 75 %) для каждого респондента.
2. Число несовпадений
по каждому измерению для всего
класса: - абсолютное значение - <
50%; ³ 50 %; ³ 75 %.
3. Количество
учащихся, имеющих несовпадений
по определенному фактору ³ 50
% и ³ 75 % (для всех факторов).
4. Полная
информация о каждом учащемся
(по результатам теста).
Содержательная
характеристика каждого синдрома (фактора):
- Общее тревожность в школе – общее эмоциональное
состояние ребенка, связанное с различными
формами его включения в жизнь школы.
- Переживание
социального стресса – эмоциональное
состояние ребенка, на фоне которого развиваются
его социальные контакты (прежде всего
– со сверстниками).
- Фрустрация потребности в достижении
успеха – неблагоприятный психический
фон, не позволяющий ребенку развивать
свои потребности в успехе, достижении
высокого результата и т.д.
- Страх самовыражения – негативные эмоциональные
переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью
самораскрытия, предъявления себя другим,
демонстрации своих возможностей.
- Страх ситуации проверки знаний – негативное
отношение и переживание тревоги в ситуациях
проверки (особенно – публичной) знаний,
достижений, возможностей.
- Страх несоответствовать ожиданиям окружающих
– ориентация на значимость других в оценке
своих результатов, поступков, и мыслей,
тревога по поводу оценок, даваемых окружающим,
ожидание негативных оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость
стрессу – особенности психофизиологической
организации, снижающие приспособляемость
ребенка к ситуациям стрессогенного характера,
повышающие вероятность неадекватного,
деструктивного реагирования на тревожный
фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями
- общий негативный эмоциональный фон
отношений со взрослыми в школе, снижающий
успешность обучения ребенка.
II.
Шкала социально – психологической адаптированности
Цель: Изучить отношение человека
с социальным окружением и с самим собой.
Описание: Шкала состоит из 92 суждения, из них 36
соответствуют критериям социально –
психологической адаптированности личности
(в каком - то смысле они совпадают с критериями
личностной зрелости, в их числе – чувство
собственного достоинства и умение уважать
других, открытость реальной практике
деятельности и отношений, понимание своих
проблем и стремление овладеть, справиться
с ними и пр.). Следующие 37 – критериям
дезадаптированности (неприятие себя
и других, наличие защитных «барьеров»
в осмыслении своего актуального опыта,
кажущееся «решение» проблем, т.е. решение
их на субъективном психологическом уровне,
в собственном представлении, а не в действительности,
негибкость психических процессов). 19
высказываний нейтральны.
Шкала предъявляется
обследуемым в виде списка
высказываний. Под каждым высказыванием
нужно поставить цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6
или 7 – в зависимости от того,
в какой степени оно характерно
для обследуемого.
Значения
ступеней шкалы:
Совершенно
ко мне не относится – 1
Не похоже
на меня – 2
Пожалуй, не похоже на меня
– 3
Не знаю
– 4
Пожалуй,
похоже на меня – 5
Похоже
на меня – 6
Точно
про меня – 7.
Шкала социально
– психологической адаптированности
- Я испытываю внутреннюю неловкость, когда
с кем - нибудь разговариваю.
- Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались,
какой я, что у меня на душе, и я представляюсь
перед ними, прячу свое лицо под маской.
- Я во всем люблю состязание, соревнование,
борьбу.
- Я предъявляю к себе большие требования.
- Я часто сам ругаю себя за то, что делаю.
- Я часто чувствую себя униженным.
- Я сомневаюсь в том, что могу понравиться
кому – нибудь из девочек (мальчиков).
- У меня теплые,
хорошие отношения с окружающими.
- Я сдержанный,
замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне.
- Я сам виноват
в своих неудачах.
- Я ответственный
человек. На меня можно положиться.
- У меня чувство
безнадежности. Все напрасно.
- Я во многом
живу взглядами, правилами и убеждениями
моих сверстников.
- Я принимаю
большую часть тех правил и требований,
которым должны следовать люди.
- У меня ало
своих собственных убеждений и правил.
- Я люблю
мечтать – иногда прямо среди дня. Трудно
возвращаться от мечты к действительности.
- У меня такое чувство, будто я зол на весь
мир: на всех нападаю, огрызаюсь, никому
ни даю спуску. Трудно сдерживать себя
в таких вещах.
- Я умею управлять собой и своими поступками
– заставлять себя, разрешать себе, запрещать.
Самоконтроль для меня не проблема.
- У меня часто портиться настроение: вдруг
находит уныние, хандра.
- Меня не очень волнует то, что касается
других. Я сосредоточен на себе
- Люди, как правило, нравятся мне.
- Я легко, свободно, непринужденно выражаю
то, что чувствую.
- Если я оказываюсь среди большого кол-ва
людей, мне бывает немножко одиноко.
- Мне сейчас очень не по себе, хочется
все бросить, куда – нибудь спрятаться.
- Обычно я легко лажу с окружающими.
- Мои самые тяжелые битвы – с самим собой.
- В душе я оптимист и верю в лучшее.
- Я не податливый, упрямый. Таких, как я,
называют трудными людьми.
- Я критичен к людям и всегда сужу их, если,
с моей точки зрения, они этого заслуживают.
- Я чувствую себя не ведущим, а ведомым:
мне еще не всегда удается мыслить и действовать
самостоятельно.
- Большинство тех, кто знает меня, хорошо
ко мне относятся, я нравлюсь им.
- У меня красивая фигура, я привлекателен
(привлекательна).
- Я чувствую беспомощность. Мне нужно,
что бы кто-нибудь был рядом.
- Обычно я могу принять решение и твердо
следовать ему.
- Мои решения – не мои собственные. Даже
тогда, когда мне кажется, что я решаю самостоятельно,
они все же приняты под влиянием других
людей.
- Я часто испытываю чувство вины – даже
тогда, когда как будто ни в чем не виноват.
- Я чувствую антипатию, неприязнь к тому,
что окружает меня.
- Я доволен.
- Я выбит из колеи: не могу собраться,
сосредоточиться, организовать себя.
- Я чувствую вялость, апатию: все, что раньше
волновало меня, стало вдруг безразличным.
- Я уравновешен, спокоен, у меня ровное
настроение.
- Я часто чувствую себя обиженным.
- Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый,
действую по первому побуждению.
- Я не очень доверяю своим чувствам, они
подводят меня иногда.
- Это довольно трудно – быть самим собой.
- У меня на первом плане разум, а не чувство.
Прежде чем что – либо сделать, я обдумываю
свои поступки.
- Мне кажется, я вижу происходящее со мной
не совсем так, как оно есть на самом деле.
Словом, не отличаюсь реалистичностью.
- Я терпим в своем отношении к людям и
принимаю каждого таким, каков он есть.
- Я стараюсь не думать о своих проблемах.
- Я считаю себя интересным человеком –
заметным, привлекательным как личность.
- Я стеснительный, легко тушуюсь.
- Мне обязательно нужны какие-то напоминания,
что бы довести дело до конца.
- Я склонен быть настороже с теми, кто
почему-то обходиться со мною более приятельски,
чем я ожидаю.
- Я никто. Нет ничего, в чем бы я выразил
себя, проявил свою индивидуальность,
свое «Я».
- Я боюсь того, что обо мне подумают другие.
- Я честолюбивый. Я не равнодушен к успехам,
похвале.
- Я презираю себя сейчас.
- Я деятелен, энергичен, у меня есть инициатива.
- Мне не хватает духу встретить в лицо
трудности или ситуацию, которая грозит
осложнениями, неприятными переживаниями.
- Я просто не уважаю себя.
- Я по натуре вожак и умею влиять на других.
- В целом я хорошо отношусь к себе.
- Я настойчивый, напористый, уверенный
в себе.
- Я не люблю, когда у меня с кем-то портятся
отношения, особенно если разногласия
грозят стать окончательными.
- Я долго не могу принять решение, как
действовать, а потом сомневаюсь в его
правильности.
- Я в какой то растерянности, у меня все
спуталось, смешалось.
- Я удовлетворен собой.
- Я неудачник. Мне не везет.
- Я приятный, симпатичный, располагающий
к себе человек.
- Я нравлюсь девочкам (мальчикам) как человек,
как личность.
- Я стойкий женоненавистник. Презираю
всякое общение с девчонками. (Я не люблю
мальчишек. Презираю всякое общение с
ними.)
- Когда я должен что - то осуществить, меня
охватывает страх перед провалом: а вдруг
я не справлюсь, вдруг у меня не получится?
- Я чувствую внутреннее превосходство
над другими.
- У меня легко, спокойно на душе. Нет ничего,
что сильно бы тревожило меня.
- Я умею упорно работать.
- Я чувствую, что меняюсь, расту, взрослею.
Мои чувства и отношения к окружающему
становятся более зрелыми.
- Я встревожен, обеспокоен, напряжен.
- Чтобы заставить меня что-либо сделать,
надо как следует настоять, и я соглашусь.
- Я чувствую неуверенность в себе.
- Я часто бываю вынужден защищать себя,
строить доводы, которые меня оправдывают
и делают мои поступки обоснованными.
- Я уступчивый, податливый, мягкий в отношениях
с другими.
- Я умный.
- Я безнадежен. Принимаю решение и тут
же нарушаю. Презираю свое бессилие, а
с собой поделать ничего не могу. У меня
нет воли и нет воли ее вырабатывать.
- Я стараюсь полагаться на собственные
силы, не рассчитывая ни на чью помощь.
- У меня ощущение скованности, внутренней
несвободы.
- Я отличаюсь от других.
- Я не очень надежен, на меня нельзя положиться.
- Мне все ясно в себе. Я себя хорошо понимаю.
- Я общительный, открытый человек. Я легко
схожусь с людьми.
- Мои силы и способности вполне соответствуют
тем задачам, которые ставит передо мной
жизнь. Я со всем могу справиться.
- Я ничего не стою. Меня даже не принимают
всерьез. Ко мне в лучшем случае снисходительны,
просто терпят меня.
- Меня беспокоит, что девочки (мальчики)
слишком занимают мои мысли.