Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:08, контрольная работа
Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами. Параллельно или вслед за этим ребенок познает геометрические фигуры, выделяя прежде их форму, а затем — структуру.
Теория и методика математического развития
Особенности усвоения способов воссоздания плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур.
Введение
В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур. В психологии и дошкольной педагогике разработаны различные технологии развития у детей представлений о форме.
Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами. Параллельно или вслед за этим ребенок познает геометрические фигуры, выделяя прежде их форму, а затем — структуру. В познании геометрических фигур детьми дошкольного возраста принято выделять три этапа:
В результате психологических исследований стало известно, что процесс познания детьми формы как свойства — длительный и сложный.
Для детей 2—3 лет основной опознавательный
признак фигуры — поверхность, плоскость.
Они берут фигуру в руки, манипулируют;
проводят рукой по плоскости, как бы пытаясь
обнаружить предметную основу. В этом
возрасте дети выделяют среди других и
называют отдельные геометрические фигуры,
пользуясь словами «кружок», «кубик»,
«шарик». Или сравнивают форму реального
предмета с геометрической и пользуются
выражениями «Это — как кубик», «Это —
как платочек». Как правило, они «опредмечивают»
геометрические фигуры, называя их «крышей»,
«платочком», «огурцом» и т. д.
Освоение формы предметов и геометрических
фигур проходит в этом возрасте в активной
деятельности. Дети кладут один кубик
на другой, сооружая башню, укладывают
предметы в машины; катают фигуры, перекладывают;
составляют ряды.
Дети 3—4 лет начинают отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Называя фигуры, говорят: «Треугольник — как крыша», «Платочек — как квадратик». Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путем, стараясь провести рукой по контуру. При этом охотно проговаривают понравившиеся им слова, выражения. Начинают воспринимать структурные элементы геометрических фигур: углы, стороны. При восприятии фигур абстрагируются от цвета, размера, выделяя их форму. Однако зрительное восприятие ребенка остается беглым, его взгляд не сосредоточивается на контуре или плоскости. В силу этого дети часто путают похожие фигуры: овал и круг, прямоугольник и квадрат.
Дети 4—5 лет успешно обследуют геометрические фигуры, проводя указательным пальцем по контуру. При этом они, как правило, называют структурные компоненты: вершины, стороны, углы. Прослеживают движением руки линии, образующие углы; обнаруживают точки пересечения линий. Обследование становится точным и результативным. Как правило, в этом возрасте у детей складываются образы фигур — эталонные представления о них. Они начинают успешно определять сходства и различия форм предметов с геометрическими фигурами; пользоваться сложившимися у них эталонами с целью определения любой неизвестной формы; отображать формы в продуктивной деятельности.
В 5—6 лет дети в основном зрительно воспринимают геометрические фигуры. Осязательно-двигательное обследование становится ненужным. В процессе зрительного восприятия они фиксируют контур и на этой основе включают фигуру в определенную группу, выделяют виды фигур, классифицируют, упорядочивают и систематизируют предметы по форме.
В старшем дошкольном возрасте преобладает зрительное распознавание фигур и их отличительных признаков, словесная характеристика формы предметов и геометрических фигур.
Итак, восприятие формы ребенком дошкольного возраста осуществляется на основе одновременного обследования ее зрительным и осязательно-двигательным способом, сопровождаемым называнием основных особенностей той или иной формы. Например, круглая — нет углов; четырехугольник — у него есть стороны, углы и вершины. Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей.
Развитие у детей представлений о форме в процессе игр и упражнений
Опыт восприятия формы предметов и геометрических фигур накапливается детьми в играх с предметами и мозаиками, в процессе манипулирования разнообразными геометрическими фигурами, при составлении «картинок» на плоскости, в ходе сооружения построек из строительного материала, создания конструкций из модулей и т. д.
Педагогически целесообразно уже в младшем дошкольном возрасте совместно с детьми выделять (называть, показывать) геометрические фигуры (эталоны) как таковые и находить им подобные предметы в окружающем мире: «Вот — круг, а это — круглое блюдце, круглое кольцо, обруч». Как известно из теории сенсорного воспитания, это наиболее эффективный путь познания свойств предметов. Необходимо создать для детей среду, в которой геометрические фигуры и силуэты, из них воссозданные, привлекали бы ребенка к практической деятельности, а иногда и просто к рассматриванию, обведению рукой. Использование логических блоков Дьенеша и разнообразных игровых упражнений с ними, разноцветных модулей помогает маленькому ребенку ориентироваться в многообразии свойств предметов. Имея необходимый опыт, дети на основе соотнесения предметов по форме, форме и цвету, размеру и форме создают несложные конструкции практического назначения. Все игровые и результативные действия сопровождаются словами: такой же, не такой, как.., другой, первый, последний и т.д. Это помогает детям определить идентичность предметов либо различия в их свойствах. К трем годам дети овладевают простыми предметно-познавательными действиями: соотнесение, выбор, сравнение, воссоздание, простейшие преобразования и изменения. Они раскладывают фигуры в заданной последовательности: шар, куб, шар; нанизывают бусы (из крупных предметов); составляют башенки из кубов, плоские картинки из кругов или квадратов разного размера, елки — из треугольников.
Дети привлекаются к участию
в опытно-экспериментальной
Наиболее распространенные и полезные
упражнения и игры:
В 3—4 года дети активно
используют геометрические формы в самостоятельных
играх, зрительно сравнивают и сопоставляют
их. Накладывая одну фигуру на другую (круг
— на квадрат, куб — на квадрат, круг —
на треугольник и т. д.), ребенок познает
их отличия либо сходство. Сложность речевого
высказывания при этом заменяется показом
ребенком того, что «лишнее» в одной из
сравниваемых фигур. Умение различать,
сравнивать фигуры совершенствуется в
этом возрасте через овладение обследованием
их контура. В специальных упражнениях
дети овладевают соответствующими движениями
кончиками пальцев руки по контуру плоской
фигуры, поверхности объемной. Постепенно
начинают выделять основные структурные
элементы, сначала — стороны, затем —
углы. С целью развития умений воспринимать
фигуры уместны упражнения на совмещение
фигур с контуром, вкладывание их в выемки
(абрис). Количество познаваемых ребенком
фигур зависит от его индивидуальных возможностей.
Как правило, дети называют и используют
в практической игровой деятельности
круги, квадраты, треугольники, шары, цилиндры,
кубы, а также призмы, прямоугольники и
др. С целью оптимизации процесса освоения
и применения в разных видах деятельности
знаний об эталонах используется такой
прием, как обведение карандашом моделей
фигур, колец, обручей. Дети образуют окружности
и круги; из замкнутых ломаных линий —
квадраты, треугольники. С этой же целью
используются и трафареты. Дети лепят
геометрические фигуры из глины и пластилина,
чертят пальцем на песке, складывают из
палочек, шнурков, камешков и т. д.
Сравнивая модели фигур, дети накладывают
(прикладывают) их по сторонам, граням,
пытаясь выявить сходства или различия.
При этом используются разнообразные
фигуры, разных размеров и цветов. Также
дети составляют целое (картинки, силуэты)
из частей, определяют количество этих
частей, их размеры и формы; рассказывают,
что получилось, и называют картинки.
Группируя геометрические фигуры, дети
выделяют все круглые и не круглые; те,
что могут и не могут катиться, с уголками
и без; те, из которых можно собрать башенку
(построить дорожку), и те, из которых нельзя
и т. д. С этой целью детям предлагаются
наборы геометрических фигур разного
размера, цвета, формы. Они учатся ориентироваться
на одно из свойств, 2 или 3 свойства одновременно.
Так дети осваивают простые зависимости
между фигурами по структуре, назначению,
использованию в играх. Дети начинают
понимать логические задачи на продолжение
ряда, нахождение пропущенной фигуры в
ряду и др. Каждую задачу следует представить
детям на предметной основе или в изображении
и не торопить их с ответом. Необходимо
учитывать, что детям четвертого года
жизни требуется довольно длительное
время (ориентировочная основа) для самостоятельного
осмысления и принятия задачи.
Дети в результате игр и упражнений, простейших
исследований к концу года овладевают
предметно-познавательными действиями
сравнения, составления пар, соотношения,
группировки, видоизменения, воссоздания.
Дети охотно участвуют в исследованиях,
направленных на изучение свойств геометрических
фигур.
Уточняются представления детей о границах и плоскостях фигур; гранях и ребрах отдельных геометрических тел. Для этого дети закрашивают фигуры, склеивают их из разверток (по возможности), делают из проволоки, тонкого картона; выделяют в кубах квадраты. В этом возрасте дети учатся отвечать на вопрос «Что образует геометрическую фигуру?» Пытаются разобраться в прямых, кривых, ломаных линиях; «увидеть» их в предметах, а затем — и в геометрических формах. Важно в этом возрасте научиться зрительно выделять контур как опознавательный признак фигуры. С целью развития умения абстрагироваться, мыслить схематично используются модели (заместители) фигур, обозначающие форму, размер, цвет и другие свойства геометрических фигур и предметов. Дети кодируют свойства, что дает им основу для обогащения самостоятельных игр, развивает творческое воображение.
Дети пятого года овладевают
умением устанавливать связи, зависимости,
закономерности. Находят общее и отличное
внутри группы треугольных, четырехугольных,
округлых и других фигур. Устанавливают
закономерности следования, включения
фигур в группу, увеличения их количества,
исключения их из группы; находят лишние
и недостающие. Таким образом, дети могут
включаться в решение более широкого круга
логических задач и частично придумывать
их. Для этого используются головоломки,
задачи на преобразование, поиск недостающей
в ряду фигуры, четвертой лишней и т. д.
Составляя фигуры, решая простые головоломки,
дети убеждаются в том, что модели разных
геометрических фигур можно создать из
одного и того же количества палочек. Например,
из 6 одинаковых палочек дети составляют
прямоугольник; отсчитав еще 6 палочек
— треугольник, затем — трапецию, вогнутый
и выпуклый четырехугольники, цифру 4,
стул и др.
Дети убеждаются в том, что из одного и
того же количества палочек можно сложить
разные фигуры. Освоив умения выделять
и чертить прямые и кривые линии, ставить
точки, дети уточняют их назначение в геометрических
фигурах. В упражнениях на вычерчивание
разных линий дети пользуются шаблонами,
линейками, «уголками». Детям этого возраста
очень нравится применять свои знания
и умения при определении форм окружающих
предметов и их частей. Задавая детям вопрос
«Что я вижу?», педагог повышает их самостоятельность,
побуждает быть инициативными. К концу
среднего дошкольного возраста дети свободно
пользуются разнообразными предметно-познавательными
и логическими действиями: сравнение,
воссоздание, деление на части,
группировка и классификация, сериация,
преобразование и видоизменение, трансформация.
Исследуя совместно со взрослыми различные
жизненные ситуации и явления, дети:
В старшем дошкольном
возрасте (5—6 лет) детям свойственно
быстрое узнавание и называние плоских
геометрических фигур и тел; различение
фигур, однородных по конфигурации и соотношению
сторон; адекватное использование фигур
в играх и продуктивных видах деятельности.
Воспринимая фигуру, дети ориентируются
в основном на ее контур, а не внутренность.
Как правило, в этом возрасте осязательно-двигательное
обследование необходимо лишь в условиях
проблемной ситуации: какого-либо необычного
расположения фигуры, выделения и обозначения
ее в сложном орнаменте, столкновения
с новой формой, иным соотношением пропорций
и т. д. Обследуя фигуру, дети точно выделяют
ее структурные компоненты: вершины (точки),
углы (части плоскости), стороны (границы
фигуры). На основе своих представлений
ребенок довольно свободно анализирует
предметный мир, растения, выделяет типичные
формы животного мира, строений. Выделяет
при этом сходство, различия, в том числе
незначительные и трудно определяемые.
В этом возрасте возможно расширение круга
познаваемых геометрических форм. Дети
называют и практически используют конусы,
пирамиды, овоиды, призмы, трапеции, ромбы,
параллелограммы, параллелепипеды и др.
Осваивают обобщение (многоугольники:
треугольники, четырехугольники, пяти-,
шестиугольники и т. д.). На основе сравнения
выпуклых и невыпуклых многоугольников
относят такую фигуру, как пятиконечная
звезда, к невыпуклым десятиугольникам.
У детей расширяется
представление о разновидностях фигур,
к ним относят: серп, звезду, сердечко,
точку, линию, угол. Дети моделируют геометрические
формы: чертят их, создают из спичек (палочек)
и пластилина, изображают схематически
с помощью точек, вырезают, лепят и т. д.
В старшем дошкольном возрасте педагоги
преследуют в основном следующие развивающие
задачи.