Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 12:20, статья
Цель: выявить особенности взаимосвязи мотивации учебной деятельности младших школьников и их положения в классе.
Особенности учебной мотивации разностатусных младших школьников, обучающихся в классе с улучшенными организационными условиями
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания образования, формирование у школьников активной жизненной позиции?. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Использование различных аспектов учебной мотивации имеет большое значение для повышения эффективности. Все еще существует необходимость в глубоком понимании различных оснований учебной мотивации, в том числе - и социально-психологических.
Как и любой вид мотивации, учебная мотивация младших школьников определяется рядом специфических для этой деятельности факторов: содержанием учебной деятельности, ее организацией, спецификой учебного предмета. Учебная мотивация младших школьников в значительной степени определяется и социально–психологическими факторами: взаимоотношениями субъектов образовательного процесса (школьников, педагогов, воспитателей и т.д.). Однако связь учебной мотивации с особенностями системы межличностных отношений младших школьников является недостаточно изученной в контексте ?
Вышесказанное обосновывает актуальность темы настоящей работы, позволяет определить ее цель: выявить особенности взаимосвязи мотивации учебной деятельности младших школьников и их положения в классе.
Гипотезу исследования составило предположение о существовании взаимосвязи условия мотивации учебной деятельности учащихся с их статусом в школьном классе. Высокостатусные младшие школьники как правило будут обладать наиболее выраженной учебной мотивацией, а низкостатусные - наименьшей.
В ходе эмпирического исследования был применен следующий диагностический инструментарий, который представлен в таблице № 1.
Таб. № 1 Диагностический инструментарий
Методика/метод |
Цель |
1. Модификация социометрической
методики/социометрический |
Выявит социальный статус |
2. Методика Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации»/анкета |
Выявит уровень сформированности учебной мотивации |
3. Рисунок «Что мне нравится
в школе?»/проективное | |
4.Методика Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»/тест - опросник |
С помощью методики №1 все учащиеся класса были распределены на четыре статусные категории – «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные». Каждая из методик №№ 2-4 направлена на выявление сформированности учебной мотивации. На основе сопостановления полученных при их реализации результатов для каждого ученика определяется: высокий, средний или низкий уровень учебной мотивации.
Исследования проводились в третьем классе МОУ лицея № 8 «Олимпия» в 2011-2012 учебном году. Это класс полного дня, с улучшенными организационными условиями, что влияет но особенности мотивационной деятельности детей и класса в целом. В исследовании на разных этапах принимали участие от 15 до 25 учащихся. Учащиеся обследовались после уроков, фронтально или индивидуально (в зависимости от процедуры той или иной методики). В результате социометрического исследования в классе? четыре группы: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные». К группе высокостатусных учащихся относятся «звезды» и «предпочитаемые». К группе низкостатусных – «пренебрегаемые», «изолированные». В обоих группах вошло одинаковое количество учеников-12, что составило 50% от общего числа исследуемых. 42% учащихся высокостатусной группы продемонстрировали высокий уровень. 50% учащихся высокостатусной группы продемонстрировали средний уровень. 8% учащихся высокостатусной группы продемонстрировали низкий уровень. 8% учащихся низкостатусной группы продемонстрировали высокий уровень. 50% учащихся низкостатусной группы продемонстрировали средний уровень. 42% учащихся низкостатусной группы продемонстрировали низкий уровень.
Взаимосвязь учебной мотивации и статуса ученика в группе отображена в таблице № 2.
Таб. № 2 Распределение учащихся по уровню учебной мотивации в зависимости от принадлежности к статусной группе.
Статусный уровень |
Уровень учебной мотивации (число учащихся в %) | |||
высокий |
средний |
низкий |
всего | |
высокий |
41,6 |
50,2 |
7,8 |
100% |
низкий |
8,3 |
49,9 |
42,1 |
100% |
Высокостатусные учащиеся значимо чаще демонстрируют высокий уровень мотивации, а низкостатусные учащиеся – низкий уровень.
Результаты показывают, что существует взаимосвязь между уровнем учебной мотивации и положением ребенка в системе межличностных отношений.
Выявленные социально-психологические особенности учебной мотивации позволяют наметить пути ее повышения у отдельных учащихся класса. К их числу можно отнести работу по укреплению сплоченности коллектива. С этой целью разработан цикл мероприятий под названием: « Я и другие», который включает классные часы с элементами тренинговых упражнений. Эти классные часы нормализуют взаимоотношения и общение между детьми, умение видеть за своими поступками проявление особенностей характера, умение адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.