Особенности учебной мотивации разностатусных младших школьников, обучающихся в классе с улучшенными организационными условиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 12:20, статья

Краткое описание

Цель: выявить особенности взаимосвязи мотивации учебной деятельности младших школьников и их положения в классе.

Вложенные файлы: 1 файл

Пед. статья.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

 

Особенности учебной мотивации разностатусных младших школьников, обучающихся в классе с улучшенными организационными условиями

 

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее  актуальность обусловлена обновлением содержания образования, формирование у школьников активной жизненной позиции?. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Использование различных аспектов учебной мотивации имеет большое значение для повышения эффективности. Все еще существует необходимость в глубоком понимании различных оснований учебной мотивации, в том числе - и социально-психологических.

 Как и любой вид мотивации, учебная мотивация младших школьников определяется рядом специфических для этой деятельности факторов: содержанием учебной деятельности, ее организацией, спецификой учебного предмета. Учебная мотивация младших школьников в значительной степени определяется и социально–психологическими факторами: взаимоотношениями субъектов образовательного процесса (школьников, педагогов, воспитателей и т.д.). Однако связь учебной мотивации с особенностями системы межличностных отношений младших школьников является недостаточно изученной в контексте ?

Вышесказанное  обосновывает актуальность темы настоящей работы, позволяет определить ее цель: выявить особенности взаимосвязи мотивации учебной деятельности  младших школьников и их положения в классе.

Гипотезу исследования составило предположение о существовании взаимосвязи условия мотивации учебной деятельности учащихся с их статусом в школьном классе. Высокостатусные младшие школьники как правило будут обладать наиболее выраженной учебной мотивацией, а низкостатусные - наименьшей.

В ходе эмпирического исследования был применен следующий диагностический инструментарий, который представлен в таблице № 1.

Таб. № 1 Диагностический инструментарий

 

Методика/метод

Цель

1. Модификация социометрической  методики/социометрический эксперимент (параметрическая социометрия с положительными критериями)

 

 

Выявит социальный статус

2. Методика Н.Г. Лускановой «Оценка  школьной мотивации»/анкета

 

Выявит уровень сформированности учебной мотивации

3. Рисунок «Что мне нравится  в школе?»/проективное рисование

4.Методика Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»/тест - опросник


 

 

 С помощью методики №1 все учащиеся класса были распределены на четыре статусные категории – «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные». Каждая из методик №№ 2-4 направлена на выявление сформированности учебной мотивации. На основе сопостановления полученных при их реализации результатов для каждого ученика определяется: высокий, средний или низкий уровень учебной мотивации.

Исследования проводились в третьем классе МОУ лицея № 8 «Олимпия» в 2011-2012 учебном году. Это класс полного дня, с улучшенными организационными условиями, что влияет но особенности мотивационной деятельности детей и класса в целом. В исследовании на разных этапах принимали участие от 15 до 25 учащихся. Учащиеся обследовались после уроков, фронтально или индивидуально (в зависимости от процедуры той или иной методики). В результате социометрического исследования в классе?  четыре группы: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные». К группе высокостатусных учащихся относятся  «звезды» и «предпочитаемые». К группе низкостатусных – «пренебрегаемые», «изолированные». В обоих группах вошло одинаковое количество учеников-12, что составило 50% от общего числа исследуемых. 42% учащихся высокостатусной группы продемонстрировали высокий уровень. 50% учащихся высокостатусной группы продемонстрировали средний уровень. 8% учащихся высокостатусной группы продемонстрировали низкий уровень. 8% учащихся низкостатусной группы продемонстрировали высокий уровень. 50% учащихся низкостатусной группы продемонстрировали средний уровень. 42% учащихся низкостатусной группы продемонстрировали низкий уровень.

Взаимосвязь учебной мотивации и статуса ученика в группе отображена в таблице № 2.

 

Таб. № 2  Распределение учащихся по уровню учебной мотивации в зависимости от принадлежности к статусной группе.

 

Статусный уровень

Уровень учебной мотивации (число учащихся в %)

высокий

средний

низкий

всего

высокий

41,6

50,2

7,8

100%

низкий

8,3

49,9

42,1

100%

         

 

Высокостатусные учащиеся значимо чаще демонстрируют высокий уровень мотивации, а низкостатусные учащиеся – низкий уровень.

Результаты показывают, что существует взаимосвязь между уровнем учебной мотивации и положением ребенка в системе межличностных отношений.

Выявленные социально-психологические особенности учебной мотивации позволяют наметить пути ее повышения у отдельных учащихся класса. К их числу можно отнести работу по укреплению сплоченности коллектива. С этой целью разработан цикл мероприятий под названием: « Я и другие», который включает классные часы с элементами тренинговых упражнений.  Эти классные часы нормализуют взаимоотношения и общение между детьми, умение видеть за своими поступками проявление особенностей характера, умение адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.  

 


Информация о работе Особенности учебной мотивации разностатусных младших школьников, обучающихся в классе с улучшенными организационными условиями