Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 06:36, статья
Человек-труженик, отдающий на благо родины свои силы и умения, свой талант, является настоящим патриотом, не на словах, а на деле проявляющим свой патриотизм. Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности. И, если трудовая деятельность мамы и папы ребенка в быту доступна для наблюдения детьми, ребенок ощущает на себе результаты этой деятельности,
Осознание социальной и личностной значимости труда в процессе ознакомления старших дошкольников с профессиями родителей.
Христенко Е.В.,
Масюк Т.В.
Человек-труженик, отдающий на благо родины свои силы и умения, свой талант, является настоящим патриотом, не на словах, а на деле проявляющим свой патриотизм. Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности. И, если трудовая деятельность мамы и папы ребенка в быту доступна для наблюдения детьми, ребенок ощущает на себе результаты этой деятельности, то профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника. Зачастую дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения (например труд шахтера) или результат труда не выражен материально (например – труд экономиста, бухгалтера). Детские высказывания часто свидетельствуют о том, что даже если ребенок называет профессию мамы, бывал у нее на работе, он так и не понял сути ее профессиональной деятельности, не отделил трудовые процессы от нетрудовых: «Моя мама – экономист. На работе она разговаривает по телефону, пишет, чай пьет…Еще что делает? Еще экономит что-то, ну там деньги чужие…»
Возможно, и нет такой необходимости
обстоятельно знакомить дошкольника
с содержанием труда
Работая над данной проблемой,
На первом этапе работы мы выявили уровень знаний детей о ценности труда их родителей методом опроса (Где и кем работает мама (папа)? Чем они занимаются на работе? Для чего они это делают? Кому стало хорошо от того, что мама (папа) делают на работе? Любит ли мама (папа) ходить на работу? И пр.) Более половины детей группы затруднялись в ответах: называя профессию родителей, не выделяли трудовые действия, не могли обозначить результат труда, значимость работы для родителей, детей и социума.
На втором этапе работы (непосредственной работе с детьми по осознанию ими значимости профессиональной деятельности родителей) наиболее эффективными оказались следующие методы:
Запомнилась ребятам встреча с мамой Влада, которая работает кондитером. Ребята попробовали себя в этой профессии: пекли вместе с мамой Еленой Васильевной замечательное печенье. А результат труда этой мамы присутствует на столе каждого междуреченца.
В результате проведенной работы дети не только открыли для себя увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и по – новому взглянули на своих родителей, осознали их в новой социальной роли человека – труженика.
Результаты повторного опроса детей показали, что 60% ребят не только называют профессии родителей, но и раскрывают содержание этого труда, называют то, чем значим этот труд для окружающих, уважительно относятся к родителям, гордятся тем, что мама или папа приносят своим труду пользу другим людям и имеют достижения в профессиональной деятельности.
Кроме того, проделанная работа позволила ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Любимая работа — великое благо. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно трудиться на благо свое, своего города, своей родины, уважают и чтят люди.